18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50

Государственный музей-заповедник «Царицыно». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Государственный музей-заповедник «Царицыно».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим

Читатель наверняка обратит внимание на то, что в верхних строчках российского рейтинга фигурируют институции, которые не представлены в рейтинге международном. Отличия эти — методологические. Редакция британской The Art Newspaper традиционно не учитывает музеи-памятники и «музеи с территорией» (по-нашему говоря, музеи-заповедники). Так что в англо­язычном чарте вы не встретите, например, Версаля. К тому же для мирового рейтинга запрашивается статистика посещаемости главным образом художественных музеев. Однако в пределах одной страны фокус может быть расширен, и российская The Art Newspaper Russia рассматривает любые отечественные музеи — вне зависимости от их формата и специализации. Значение имеют лишь абсолютные цифры посещаемости за год. А вот из временных выставок принимались во внимание только художественные — им посвящена отдельная таблица.

Государственный музей-заповедник «Петергоф». Фото: Кulturno/Unsplash
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Фото: Кulturno/Unsplash

Оба этих списка — топ-50 самых посещаемых музеев и самых популярных выставок — составлены на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Соответственно, в него включены (или не включены по причине порогового отсечения) только те институции, которые предоставили запрошенную информацию. Это отнюдь не все 2570 учреждений, входящих в Госкаталог Музейного фонда РФ. Даже из числа более или менее крупных музеев некоторые в итоге не прислали ответов.

Уточним, что в ряде случаев причины были вполне уважительными. Например, столичный Мультимедиа Арт Музей, Москва в сентябре прошлого года закрылся на ремонт и предпочел не оглашать заведомо ущербную статистику. Из Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина в ответ на запрос сообщили, что 2022 год стал для них «годом масштабных преобразований», повлекших временное закрытие большинства филиалов, и отложили свое участие в рейтинге до будущих времен. Музей современного искусства «Гараж» уже больше года не ведет выставочной деятельности, так что цифр от него тоже нет. Тем не менее рейтинг перед вами, и получившаяся общая картина вполне позволяет рассматривать и оценивать под определенным углом музейную реальность 2022 года.

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Фото: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Фото: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Из наиболее очевидного: статистика не дает оснований говорить о снижении посещаемости российских музеев в 2022 году — напротив, заметен рост. Следует предположить, что резкое сокращение числа зарубежных туристов компенсировалось подъемом внутреннего туризма. Косвенно это подтверждается приростом числа посетителей тех региональных музеев, которые не входили и тем более теперь не входят в обойму достопримечательностей, влекущих к себе интуристов. В качестве примера назовем Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник или Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» в Нижегородской области. Однако и в тех музеях, что прежде в путеводителях на иностранных языках проходили по разряду must visit: Эрмитаж, «Петергоф», «Царское Село», Музеи Московского Кремля и так далее, — посещаемость в 2022 году отнюдь не просела. Похоже, пандемийный опыт по перенацеливанию на отечественную аудиторию был ими учтен и заново востребован.

Елабужское городище. Фото: Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужское городище.
Фото: Елабужский государственный музей-заповедник

Кстати, о заграничных туристах. В марте 2023 года было объявлено о возобновлении взаимной выдачи виз между Россией и Китаем. Разумеется, на прошлогодние показатели музейной посещаемости это известие никак не влияет, но на прогнозируемые — очень даже может. Многое будет зависеть от того, насколько быстро заработает прежний механизм массового въезда китайских туристов по спискам туроператоров.

Как известно, КНР держала жесткий карантин в связи с COVID-19 намного дольше подавляющего большинства других государств. Казалось бы, для тех пандемия коронавируса уже история, пусть и недавняя, однако ее последствия ощутимы и сейчас, в том числе в музейной сфере. Она восстанавливается неравномерно, и для ряда институций (правда, далеко не для всех) доковидные цифры посещаемости все еще остаются недосягаемыми. Вслед за составителями мирового рейтинга в российском мы сопоставляем данные за 2022 год не только с 2021-м, но и с 2019-м. Это позволяет в какой-то мере оценить темпы преодоления пандемийного спада. Хотя за минувшее четырехлетие возникали, конечно, и другие факторы, влиявшие на статистику.

UPD. В таблице данные посещаемости Музея Москвы даны без учета филиалов. Общая цифра, предоставления музеем после составления рейтинга — 905 150 человек.

Рейтинг подготовили: Ирина Джумаева, Александра Лунева, Анастасия Мальцева, Дмитрий Смолев

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+