18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50

Государственный музей-заповедник «Царицыно». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Государственный музей-заповедник «Царицыно».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим

Читатель наверняка обратит внимание на то, что в верхних строчках российского рейтинга фигурируют институции, которые не представлены в рейтинге международном. Отличия эти — методологические. Редакция британской The Art Newspaper традиционно не учитывает музеи-памятники и «музеи с территорией» (по-нашему говоря, музеи-заповедники). Так что в англо­язычном чарте вы не встретите, например, Версаля. К тому же для мирового рейтинга запрашивается статистика посещаемости главным образом художественных музеев. Однако в пределах одной страны фокус может быть расширен, и российская The Art Newspaper Russia рассматривает любые отечественные музеи — вне зависимости от их формата и специализации. Значение имеют лишь абсолютные цифры посещаемости за год. А вот из временных выставок принимались во внимание только художественные — им посвящена отдельная таблица.

Государственный музей-заповедник «Петергоф». Фото: Кulturno/Unsplash
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Фото: Кulturno/Unsplash

Оба этих списка — топ-50 самых посещаемых музеев и самых популярных выставок — составлены на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Соответственно, в него включены (или не включены по причине порогового отсечения) только те институции, которые предоставили запрошенную информацию. Это отнюдь не все 2570 учреждений, входящих в Госкаталог Музейного фонда РФ. Даже из числа более или менее крупных музеев некоторые в итоге не прислали ответов.

Уточним, что в ряде случаев причины были вполне уважительными. Например, столичный Мультимедиа Арт Музей, Москва в сентябре прошлого года закрылся на ремонт и предпочел не оглашать заведомо ущербную статистику. Из Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина в ответ на запрос сообщили, что 2022 год стал для них «годом масштабных преобразований», повлекших временное закрытие большинства филиалов, и отложили свое участие в рейтинге до будущих времен. Музей современного искусства «Гараж» уже больше года не ведет выставочной деятельности, так что цифр от него тоже нет. Тем не менее рейтинг перед вами, и получившаяся общая картина вполне позволяет рассматривать и оценивать под определенным углом музейную реальность 2022 года.

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Фото: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Фото: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Из наиболее очевидного: статистика не дает оснований говорить о снижении посещаемости российских музеев в 2022 году — напротив, заметен рост. Следует предположить, что резкое сокращение числа зарубежных туристов компенсировалось подъемом внутреннего туризма. Косвенно это подтверждается приростом числа посетителей тех региональных музеев, которые не входили и тем более теперь не входят в обойму достопримечательностей, влекущих к себе интуристов. В качестве примера назовем Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник или Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» в Нижегородской области. Однако и в тех музеях, что прежде в путеводителях на иностранных языках проходили по разряду must visit: Эрмитаж, «Петергоф», «Царское Село», Музеи Московского Кремля и так далее, — посещаемость в 2022 году отнюдь не просела. Похоже, пандемийный опыт по перенацеливанию на отечественную аудиторию был ими учтен и заново востребован.

Елабужское городище. Фото: Елабужский государственный музей-заповедник
Елабужское городище.
Фото: Елабужский государственный музей-заповедник

Кстати, о заграничных туристах. В марте 2023 года было объявлено о возобновлении взаимной выдачи виз между Россией и Китаем. Разумеется, на прошлогодние показатели музейной посещаемости это известие никак не влияет, но на прогнозируемые — очень даже может. Многое будет зависеть от того, насколько быстро заработает прежний механизм массового въезда китайских туристов по спискам туроператоров.

Как известно, КНР держала жесткий карантин в связи с COVID-19 намного дольше подавляющего большинства других государств. Казалось бы, для тех пандемия коронавируса уже история, пусть и недавняя, однако ее последствия ощутимы и сейчас, в том числе в музейной сфере. Она восстанавливается неравномерно, и для ряда институций (правда, далеко не для всех) доковидные цифры посещаемости все еще остаются недосягаемыми. Вслед за составителями мирового рейтинга в российском мы сопоставляем данные за 2022 год не только с 2021-м, но и с 2019-м. Это позволяет в какой-то мере оценить темпы преодоления пандемийного спада. Хотя за минувшее четырехлетие возникали, конечно, и другие факторы, влиявшие на статистику.

UPD. В таблице данные посещаемости Музея Москвы даны без учета филиалов. Общая цифра, предоставления музеем после составления рейтинга — 905 150 человек.

Рейтинг подготовили: Ирина Джумаева, Александра Лунева, Анастасия Мальцева, Дмитрий Смолев

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+