18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлен лонг-лист ХI Премии The Art Newspaper Russia

Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2022 год в пяти категориях: музей, выставка, реставрация, книга, личный вклад. Знакомьтесь с ее лонг-листом, а также с лауреатами специального приза

МУЗЕЙ ГОДА

Государственный исторический музей

Москва, Красная пл., д. 1
Директор: Алексей Левыкин

Минувший год стал для Государственного исторического музея юбилейным. Круглая дата, 150-летие, не только послужила поводом для череды выставок (например, невероятно зрелищных и посещаемых «Кринолин, жакет, свитшот» и «Сны Сибири»), специальных программ и медиапроектов, но и оказалась триггером для дальнейшего развития. В частности, в 2022 году планы о формировании еще одного подразделения ГИМ — Центрального музея российского казачества — с объявлением приобрели более четкие контуры и адрес по соседству с посольством Италии в Москве, в здании бывшего Дворцового ведомства. Набрала обороты выставочная деятельность Исторического музея в его филиале в Туле. Завершилась реставрация памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Необходимо также вспомнить об археологической работе, которую постоянно ведет музей: под его крылом действует девять экспедиций в разных регионах страны.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Москва, ул. Воздвиженка, д. 5/25
Директор: Елизавета Лихачева

За год музей, который и так не давал забыть о себе, стал еще более заметен. Во многом благодаря активной позиции его директора Елизаветы Лихачевой, которая четко ее формулирует, отстаивая как целостность музейного фонда в вопросе о передаче икон из музейных коллекций во временное пользование религиозным организациям, так и необходимость сохранения архитектуры советского модернизма. В музее идут выставки и современных художников, причем в редком для нашей страны жанре site-specific: весной Валерий Кошляков создал 60 больших живописных работ специально для 8 залов анфилады главного здания. А осенью музей занял ее грандиозной выставкой о Константине Мельникове, показав гениального архитектора-авангардиста с разных сторон. Дом Мельникова, являющийся филиалом музея, закрылся на долгожданную реставрацию. Музей провел ребрендинг, избрав своим логотипом букву Щ (автор — дизайнер из Ростова-на-Дону Евгений Вольп), отдав должное основателю музея — архитектору Алексею Щусеву, чье 150-летие будет отмечаться в нынешнем году.

Музей русского импрессионизма

Москва, Ленинградский пр-т, д. 15, стр. 11
Директор: Юлия Петрова

Во времена, когда частные художественные музеи в России находятся, прямо говоря, не на подъеме, один из них продолжает демонстрировать упорство и волю к жизни. Музей русского импрессионизма придумывает и реализует смелые выставочные проекты, пусть уже и без участия большинства зарубежных партнеров. В 2022 году значимыми событиями стали «Авангард. На телеге в XXI век» — о сенсационном открытии забытой на 100 лет в Вятской губернии выставки нового искусства — и «Точки зрения», где можно было проследить, как изображает себя сам художник и каким он представляется современникам: живописцам, графикам, скульпторам. Музей активно культивирует образовательную и просветительскую работу. В отсутствие главного попечителя или эндаумент-фонда музей значительную часть бюджета зарабатывает сам. А еще он не теряет своих патронов: круг людей, поддерживающих деятельность МРИ, в последние годы даже расширился.

Нижегородский государственный художественный музей

Нижний Новгород, Кремль, корпус 3
Директор: Роман Жукарин

Основанный в 1896 году, один из старейших региональных музеев России переживает ренессанс. После завершившейся в 2021-м реконструкции музей в несколько раз увеличил и модернизировал экспозиционные площади, сейчас в его распоряжении четыре отдельных здания. Заручившись поддержкой ГМИИ, ГТГ, Эрмитажа и региональных музеев, в Нижнем развернули невиданную выставочную активность. В 2021-м здесь провели громкие выставки «Кандинский, Малевич и русский авангард...» и «Тьеполо, Каналетто, Гварди и современники», в 2022-м показали ретроспективу Наталии Гончаровой и европейский рисунок «От Веронезе до Пикассо». Последнее достижение — выставка «Сарафан. Шушпан. Одежа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». На нее собрали целые одежные комплексы и воочию показали, насколько разной и богатой была культура народов Поволжья.

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2, лит. А
Директор: Наталья Метелица

Музей, выросший из сценического гардероба Дирекции императорских театров, сегодня насчитывает более полумиллиона экспонатов, в их числе театральные костюмы Анны Павловой и Федора Шаляпина, крупнейшая в России коллекция музыкальных инструментов, коллекция театрального искусства Нины и Никиты Лобановых-Ростовских. Теперь это целый комплекс, включающий собственно театральный музей, музей музыки (в Шереметевском дворце) и еще три мемориальных музея. Есть у петербургского музея и уникальный проект — Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.», существующий с 2009 года, в котором поучаствовали многие громкие спектакли мировой сцены. В рамках фестиваля ежегодно готовится концептуальная выставка-блокбастер. В прошлом году такой стала «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева».

Центр «Зотов»

Москва, Ходынская ул., д. 2, стр. 1
Директор: Дарья Филиппова

Центр «Зотов», открытый в конце 2022 года в отреставрированном здании хлебозавода № 5, трудно назвать музеем в привычном понимании этого слова. Первый в России центр изучения конструктивизма, созданный под эгидой ВТБ, не имеет собственной коллекции (хотя ее формирование, возможно, не за горами). Впрочем, ряд критиков и музеологов считает концепцию «музея без коллекции» по-настоящему современной и прогрессивной. Согласно такой точке зрения, музей вовсе не хранилище предметов, а пространство взаимодействия с явлениями истории, культуры, искусства. Таков центр «Зотов»: расположенный в памятнике конструктивизма, он способствует живому восприятию и переживанию авангардных идей, что уже доказала дебютная выставка «1922. Конструктивизм. Начало».

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Москва, Андроньевская пл., д. 10
Директор: Михаил Миндлин

В 2022-м музей, расположенный в Спасо-Андрониковом монастыре, отметил 75-летие. К юбилею он подошел впечатляюще обновленным. За последние пять лет здесь провели ремонт всех зданий, многие из которых являются памятниками, благоустроили прилегающую территорию, переделали постоянную экспозицию и оформили ее в современном ключе. Площадь и штат реставрационных мастерских увеличились в три раза. Музей создал отделы связей с общественностью и маркетинга, начал формировать медиатеку, заработал новый сайт, издательский отдел превратился в полноценное издательство. Ежегодно музей проводит не менее 15 выставок, устраивает научные конференции, круглые столы, концерты и лекции. Здесь работают детские кружки, расширяются инклюзивные программы. Музей имени Рублева — впечатляющий пример структурной музейной трансформации.


РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885 (Москва)

Заказчик: Государственная Третьяковская галерея
Исполнители: сотрудники отдела реставрации масляной живописи XVIII — начала ХХ века во главе с Андреем Голубейко

Многострадальный шедевр Репина в первый раз подвергся нападению вандала в 1913 году, во второй — в 2018-м. Преступник разбил стекло столбиком защитного ограждения, повредив живописный слой на розовом кафтане царевича. Реставрационные работы начались немедленно, причем на исследовательской стадии выяснилось, что гигантский холст и без этого в плачевном состоянии: картина «хронически больна» из-за отслоения красочного слоя и своего сложного бытования в ХХ веке. Для реставрации потребовалось масштабное финансирование (обеспеченное Сбербанком). Средства, в частности, были потрачены на оборудование нового помещения, где смогли разместить столь крупную картину, приобретение стола-трансформера и другого оборудования. Также за четыре года были проведены многочисленные консилиумы и семинары, на которых реставраторы из разных музеев делились опытом и давали советы. В итоге реставрация, во время которой был убран старый дублирующий холст, укреплен живописный слой, ликвидирован толстый слой пожелтевшего лака и многое другое, заняла четыре года. Но в экспозицию картина вернется только после того, как будет изготовлена защитная витрина: третьего нападения быть не должно.

Катальная горка в Ораниенбауме. 1762–1774 (Санкт-Петербург)

Заказчик: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Проект реставрации: ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Рест“»
Генеральный подрядчик: АО «Ренессанс-реставрация»

Исторический облик возвращен интерьерам и фасадам павильона «Катальная горка», построенного по проекту Антонио Ринальди в 1762–1774 годах и ныне входящего в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». После революции Катальную горку использовали для хранения зерна, из-за чего интерьеры серьезно пострадали, а первая комплексная реставрация памятника была завершена лишь в 2022 году. Специалисты последовательно восстанавливали коммуникации, фасады, оформление интерьеров. В частности, фасаду павильона вернули первоначальный цвет. Многие годы Катальную горку видели бирюзовой, но, как выяснили реставраторы, ее подлинный цвет — голубой. Реставрация осуществлена на средства Фонда поддержки восстановления и развития Дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (учредители — ОАО «Уралкалий» и ООО «Национальная контейнерная компания»).

Колокольня Николаевского собора. 1800 (Калязин)

Заказчик: Государственное казенное учреждение Тверской области «Тверьоблстройзаказчик»
Исполнитель: ООО «Равелин» (Москва)

Этот памятник имеет двоякую ценность — и сугубо архитектурную, и символическую. Пятиярусная звонница, построенная в 1800 году, — единственное сооружение, которое осталось от ансамбля Николаевского собора. В конце 1930-х тот был взорван при устройстве Угличского водохранилища — лишь колокольня с тех пор возвышается над разлившейся Волгой. Это знаковый объект, уникальная достопримечательность. Однако десятилетия полузаброшенности привели к ослаблению ее фундамента и общему обветшанию. Начиная с весны 2021 года колокольню взялись приводить в порядок: повысили ее устойчивость, установили межэтажные площадки и лестницы, модернизировали инженерные системы, вернули исторический вид фасадам, поновили крест. Реставрационные работы длились больше полугода и завершились в январе 2022-го. Средства были выделены из бюджета Тверской области.

Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» (филиал Новгородского музея-заповедника) (Великий Новгород)

Исполнитель: АО «Ренессанс-реставрация»

За шесть лет в филиале Новгородского музея-заповедника восстановили или отреставрировали более 20 объектов: крестьянские избы, церкви, часовни, хозяйственные постройки. Самый древний храм — церковь Рождества Богородицы 1531 года постройки из села Перёдки Боровичского района — полностью разобрали и собрали заново. Реставраторы восстановили интерьеры, подлинные элементы убранства древних построек. Так, впервые открылась для посещения часовня Марии Магдалины с иконостасом в стиле ампир, включающим старинные иконы. Новым музейным объектом стал разрушенный в ХХ веке храм Святого Пантелеймона. Кроме того, воссоздана усадьба Анны Орловой-Чесменской, фрейлины Екатерины Великой и одной из самых богатых женщин Российской империи, на территории которой расположен музей «Витославлицы»: реконструированы усадебный дом, флигель, парк, где заново высажено 180 фруктовых деревьев, которые росли при графине. Полностью восстановили пруд, на нем поставили чугунный мостик и беседку. Реставрация осуществлена в рамках проекта Минкультуры России и Международного банка реконструкции и развития «Сохранение и приспособление к современному использованию объектов культурного наследия в России».

Музей Павла и Сергея Третьяковых (отдел Государственной Третьяковской галереи). I половина XIX века (Москва)

Заказчик: Государственная Третьяковская галерея
Проект реставрации: АБ «Рождественка»
Генеральный подрядчик, исполнитель работ: ООО «Интеграл»

В здании родился и рос основатель Третьяковской галереи. После революции дом национализировали, и долгое время здесь были коммунальные квартиры. В конце 1970-х пожар почти полностью уничтожил деревянную часть постройки. Начавшаяся в 1980 году и незаконченная некачественная и непрофессиональная реставрация стала фатальной: дом забросили, и более 30 лет он простоял заколоченный, постепенно приходя в упадок. Реставрацию проводили в несколько этапов: обновили и укрепили фундамент, произвели «вычинку» кирпичных стен, по чертежам на основе исторических данных восстановили оконные рамы из дуба. Верхний этаж заново обшит доской, восстановлены перекрытия и кровля. Из-за архитектурных особенностей музейный климат удалось создать только наверху — там разместилась экспозиция с подлинными предметами. Осенью 2022 года завершилось благоустройство территории вокруг дома. Воссозданы некоторые его элементы, запечатленные на полотнах русских художников и на старых фотографиях из музейного архива: ограда, скамейки, беседка. Реализация проекта реставрации и приспособления здания под музейное использование была осуществлена на пожертвования Александра Тынкована, средства эндаумента и попечительского совета Третьяковской галереи, Фонда им. Павла и Сергея Третьяковых. Благоустройство территории проводилось при поддержке концерна КРОСТ.

Памятник Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса. 1818 (Москва)

Заказчик: Государственный исторический музей
Автор проекта реставрации: ООО «РМ „Наследие-проект“»
Генеральный подрядчик: АО МНРХУ
Подрядчик: ООО «РМ „Наследие“»

Старейший московский памятник, шедевр александровского ампира к началу XXI века пришел в удручающее состояние из-за возраста и экологии — а также отсутствия заботливого хозяина. В 2016 году он был передан в ведение Государственного исторического музея (соседний Покровский собор — его филиал), что позволило приступить к реставрационным работам. Как говорят реставраторы, едва успели. Состояние одного из символов Москвы уже было аварийным: бронзовая оболочка оказалась покрытой множеством отверстий, а железные прокладки между плинтом (основанием) и гранитным постаментом из-за коррозии расслоились, заставляя памятник деформироваться. Реставраторы вынули из пустотелой скульптуры полтонны разбухающей гигроскопичной формовочной массы, остававшейся там еще со времен Мартоса, заделали дырки в металле, восстановили утраченные детали (буквы и наушину шлема), укрепили все элементы и под конец сделали патину памятника однородной, заполнив утраты. Работы проводились в том числе на народные средства, составившие треть от искомой суммы.

Картины Поля Гогена «Сцены из жизни таитян» и «Таитянские пасторали». 1896 и 1892 (Санкт-Петербург)

Исполнитель: реставрационные мастерские Государственного Эрмитажа

Соединение науки и практики, а также уникальная возможность изучать сразу несколько работ Поля Гогена позволили специалистам из Государственного Эрмитажа разработать и осуществить метод возрождения потускневших полотен художника. Как оказалось, дело в воске, которым Гоген покрывал картины, стремясь сделать их поверхность матовой, схожей с гобеленом или фреской. Отслоившийся за столетия воск побелел и скрыл детали и оттенки. Используя щадящее нагревание, реставраторам удалось добиться соединения масляной краски и воскового покрытия — и картины ожили. На сегодня фундаментально изучено четыре полотна Гогена из собрания музея, и у двух оставшихся, пока не взятых в практическую работу, тоже есть реставрационные перспективы.


КНИГА ГОДА

Молли Брансон. Русские реализмы. Литература и живопись. 1840–1890.

Бостон; Санкт-Петербург: Academic Studies Press; Библиороссика, 2022.

В работах западных исследователей российская культура довольно часто предстает литературоцентричной. Такой подход не лишен оснований, однако американка Молли Брансон, профессор Йельского университета, предпочитает несколько иной ракурс. В 2016 году на английском, а в 2022-м и на русском языке вышла ее книга «Русские реализмы», посвященная глубинным взаимосвязям литературы и живописи XIX века. Эпоха Толстого, Достоевского, Репина, Крамского преподнесена здесь как время высокого интеллектуального напряжения, которое то сближало, то отдаляло друг от друга словесность и визуальность. Так или иначе, реализмы эти никогда не подразумевали бесхитростного жизнеподобия, подражания реальности.

Ольга Козлова, Светлана Шехтер. Искусство и флора. От Аканта до Яблони.

М.: Слово/Slovo, 2022.

В этой книге эрудиция историка искусства Ольги Козловой совпала с ее увлечением (в 2020 году автор получила диплом Швейцарского союза флористов). Книга создана как энциклопедия — не только потому, что статьи в ней расположены по алфавиту, «от аканта до яблони», но и потому, что каждая статья включает сведения из разнообразнейших сфер знания и искусства — от астрономии до биологии, от архитектуры до живописи. Книга раскрывает символику растений, охватывая разные периоды и разные цивилизации и страны. Союз с художником Светланой Шехтер сделал итоговый труд роскошным, достойным как книжной полки интеллектуала, так и рабочего стола художника.

Эдвард Люси-Смит, Сергей Ревякин. Искусство России в новом тысячелетии.

Unicorn Publishing Group, 2022.

Эта большая книга вышла в не самый благоприятный для международного признания российского искусства момент. И тем не менее издание, выпущенное на двух языках, русском и английском, несомненно, будет, пусть и в будущем, ему способствовать. Оба автора живут в Лондоне. Эдвард Люси-Смит — известный британский художественный критик, автор множества книг. Его коллега Сергей Ревякин, коллекционер с русскими корнями, не так знаменит, но очевидно, что его вкус и понимание современной российской арт-сцены во многом повлияли на выбор героев. С ним можно спорить, но сам объем информации вкупе со множеством иллюстраций впечатляет: в книге нашлось место для 250 художников, появившихся на российской арт-сцене с 2000-х годов, разных направлений, из столиц и из регионов, а отдельная глава посвящена художникам-женщинам.

Мельников/Melnikoff / Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева.

М., 2022.

Константин Мельников — один из наиболее прославленных и неплохо изученных архитекторов русского авангарда. Проекты Мельникова подробно описаны, некоторые его постройки можно увидеть воочию, а до недавних пор — до начала реконструкции — были открыты двери и его собственного дома. Личность архитектора проявляется как в его автобиографических заметках, так и в известном труде Селима Хан-Магомедова. Тем не менее каталог, выпущенный Государственным музеем архитектуры им. А.В.Щусева к выставке «Мельников/Melnikoff», сумел удивить. Солидное издание показывает архитектора с неожиданных ракурсов (не только как архитектора-изобретателя, но и, например, как весьма традиционного живописца, автора классицистических проектов; в книгу включены и поздние конкурсные листы, многие из которых прежде не публиковались) и рассекречивает такие подробности о создании и судьбе его работ, которые ранее не были известны даже специалистам.

Надежда Плунгян. Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917–1939 годов.

М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022.

Остроумный, основанный на большом фактическом материале рассказ о трансформации женских образов в советском искусстве 1920–1930-х годов. Если сразу после революции востребованными были богини побед и триумфов, то затем женские типажи начали множиться и ранжироваться от отрицательных (неграмотные крестьянки, символы Руси уходящей) до положительных (летчицы и комиссары, «мужественные дочери Гражданской войны»). В 1930-е «женская маскулинность» сменилась подчеркнутой женственностью, крепдешиновыми платьями и белокурыми локонами — не в последнюю очередь потому, что, готовясь к войне, страна взяла курс на повышение рождаемости, запретила аборты и восславила женщину-мать. Художники, как оказалось, чутко реагировали на запросы времени. А вот разгадать их послания удалось впервые.

Ирина Сандомирская. Past discontinuous. Фрагменты реставрации.

М.: Новое литературное обозрение, 2022.

Книга — событие в философской литературе на русском языке. Такие тексты случаются раз в десять лет и пусть не сразу, но неотвратимо меняют культурный ландшафт, имеют долгое эхо. У Ирины Сандомирской талант возводить исследуемую тему в ранг абсолютной категории, довлеющей над обществом в большом и малом. Так случилось с ее предыдущей темой — ленинградской блокадой, ее проявлениями и смыслами, так произошло и в этот раз с реставрацией. Откуда взялась традиция реставрировать утраченные памятники, что такое памятники, какое именно прошлое мы восстанавливаем? Оказывается, реставрация — конструирование некоего идеального мира, по сути будущего, и, как ни парадоксально, часто забвение подлинной истории.

Театрократия. Екатерина II и опера.

М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2022.

Задуманное в качестве каталога к яркой, фундаментальной выставке «Театрократия», проходившей в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» на рубеже 2021–2022 годов, это издание обрело и собственную жизнь. Увесистый 700-страничный том вполне может рассматриваться в качестве щедро иллюстрированной энциклопедии, рассказывающей об эпохе Екатерины Великой, когда оперное искусство было не просто частью культуры, а некой «параллельной реальностью». Искусство это, синтетическое и по форме, и по сути, находит в книге многогранное, почти всестороннее отображение. Включенные в каталог статьи, принадлежащие перу ряда специалистов, обладают одновременно и популяризаторскими, и исследовательскими свойствами.


ВЫСТАВКА ГОДА

Первая международная биеннале «Искусство будущего»

Мультимедиа Арт Музей, Москва (Москва)

21 декабря 2021 — 22 мая 2022
Арт-директор: Ольга Свиблова
Кураторы: Влад Александров, Анна Зайцева, Мария Лаврова, Елена Никоноле, Оксана Чвякина, Алексей Шульгин

Нейросети, дополненная реальность, NFT — то, что еще недавно казалось будущим, стало нашим настоящим. Посвятив новую биеннале художественным практикам, отражающим тенденции индустрии 4.0, МАММ показал, что идет в ногу со временем и не боится бросить вызов устоявшимся представлениям о том, что считать искусством. Так, биеннале утвердила в отечественном арт-пространстве столь непривычные жанры, как компьютерная игра и внутриигровая фотография. Визионерский и эффектный проект, он вместе с тем смело очертил круг острых и дискуссионных тем — от проблем экологии до опасностей тотальной цифровизации. После Москвы, где выставка пользовалась огромным успехом, версии биеннале были показаны в регионах, а также запущена платформа Artforthefuture.art, которая постоянно пополняется новыми произведениями цифрового искусства.

«Виктор Цой. Путь героя»

Центральный выставочный зал «Манеж» (Москва)

15 января — 10 июля 2022
Кураторы: Александр Кармаев и Агния Стерлигова (авторы идеи, продюсеры), Дмитрий Мишенин (автор концепции, куратор)
Продюсеры: Александр Гарез (международный продюсер), Александр Цой (креативный продюсер)
Консультант: Виталий Калгин (биограф)

Гигантский проект-байопик о Викторе Цое, чья музыка объединяет как минимум три поколения, был приурочен к 60-летию со дня рождения певца. Однако проект вышел далеко за пределы формата юбилейной выставки. Авторам удалось соблюсти баланс между зрелищностью, эффектным дизайном и подлинностью, вниманием к архивным материалам. Экспозиция, разделенная на 11 тематических залов и объединившая три сотни экспонатов, в том числе личные вещи, записи и рисунки Цоя, рассказывала о его жизни и творчестве. Особый зал отвели его графическим и живописным работам (Цой был членом ленинградского художественного объединения «Новые художники»). Отдельного упоминания заслуживает звуковой ряд выставки: при входе посетители получали наушники с соответствующим музыкальным сопровождением.

«Дивование. Открытие Севера»

Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей (Каргополь)

2 июля — 6 ноября 2022
Инициаторы проекта: Евгения Нагимова и Наталья Плеханова, соучредитель и президент фонда «Дорогами Ломоносова»
Музейные кураторы: Татьяна Власова, Наталья Некрасова, Екатерина Перова, Жанна Петриченко, Нина Тарасова
Кураторы современного искусства: Александра Генералова, Кристина Дрягина (Центр современного искусства ARKA)
Дизайнер: Юрий Сучков

Выставка «Дивование. Открытие Севера», посвященная традиционному женскому костюму, — первый такой крупный проект для Каргополя. Он был призван привлечь внимание к культурным сокровищам этого места. В ведении каргопольского музея 19 памятников архитектуры, большинство из которых — федерального значения. Это и древние белокаменные соборы в черте самого города, и деревянные храмы, расположенные в соседнем Кенозерском национальном парке. Постоянные экспозиции развернуты сразу в нескольких точках и представляют и иконы, и расписные потолки — «небеса», и народное искусство. Выставка стала результатом межмузейного сотрудничества. Помимо каргопольского музея, экспонаты предоставили Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Архангельский краеведческий музей. Свой взгляд на патриархальные ценности, ремесла и роль женщин на Русском Севере предложили также пять современных художниц из Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска: Ульяна Каль, Соня Кислякова, Ульяна Подкорытова, Анна Самойлова и Анна Слобожанина.

«Между землей и небом»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

26 апреля — 7 августа 2022
Кураторы: Олег Антонов, Анна Чудецкая

Выставка представила офорты и рисунки четырех выдающихся авторов: Рембрандта (1606–1669), Франсиско Гойи (1746–1828), Василия Чекрыгина (1897–1922) и Эдуарда Штейнберга (1937–2012). Художники жили в разные эпохи, но все четверо прошли через ужасные испытания и запечатлели в искусстве меланхолию и боль. Гойя был очевидцем гражданской войны в Испании, Рембрандт наблюдал эпидемию чумы, Чекрыгин — зверства русской революции, Эдуард Штейнберг (самый благополучный из участников) — как пустела в 1970-е русская деревня, умирали старики и переселялась в города молодежь. Выставка, словами пресс-релиза, о «падении и искуплении, отчаянии и надежде».

«Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений»

Дом культуры «ГЭС-2»

10 ноября 2022 — 12 марта 2023
Кураторы: Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Екатерина Чучалина, Елена Яичникова
Архитектор: Елизавета Сазонова
Сценограф: Александр Барменков

Классические произведения, от Бетховена до Шостаковича, звучат в отдельных павильонах, где с музыкой резонирует та или иная художественная инсталляция и где можно видеть как современные работы, так и гениев прошлого — от Джованни Баттиста Пиранези до Фрэнсиса Бэкона. Через каждое из произведений, выбранных кураторами, проходит болезненный разлом, оставшийся от движения тектонических плит истории на стыке «тогда» и «сейчас». Всего в выставке участвует три десятка авторов. Семь залов-павильонов создают особую среду, отличную от традиционного способа восприятия классической музыки где-нибудь в филармонии и от музейного восприятия искусства. Слова, звуки, образы, среда и архитектура дополняют друг друга, а из связей между ними рождается новый опыт, не равный сумме слагаемых.

«Михаил Врубель»

Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка

3 ноября 2021 — 13 марта 2022
Кураторы: Аркадий Ипполитов, Ирина Шуманова
Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Александра Шейнер

Грандиозная монографическая экспозиция в стенах Государственной Третьяковской галереи объединила три сотни произведений Михаила Врубеля из ее собственных фондов и еще из 14 российских и зарубежных музеев. Кураторы выставки стремились отойти от привычного канона музейной ретроспективы и предложить современный взгляд на творчество художника, предвосхитившего многие открытия ХХ века. Одна из важнейших смысловых частей экспозиции — залы с поздней графикой Врубеля, которая впервые была представлена столь подробно и объемно. Другая заслуга кураторов заключается в том, что им удалось договориться о воссоединении работ художника из собраний Третьяковки и Русского музея, что было сделано впервые с 1956 года.

«Эстетика бриколажа. Безымянное искусство». «Фестиваль маргинального искусства»

Всероссийский музей декоративного искусства (Москва)

12 июля — 30 августа 2022
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Галерея современного искусства (Казань)
8 сентября — 16 октября 2022
Продюсеры проекта: Всеволод Лисовский, Алина Сапрыкина
Куратор и автор проекта: Татьяна Синельникова
Сокуратор: Ксения Орлова
Вдохновители и художники-участники: Владимир Архипов, Александр Петлюра

Авторы проекта выбрали нейтральный французский термин «бриколаж» для огромного пласта современной народной культуры, который часто называют пренебрежительно «самодеятельностью». Бриколаж подразумевает создание нового из подручных предметов. Выставка таких образцов народного гения и смекалки базировалась на двух коллекциях энтузиастов и первооткрывателей этого жанра — художников Александра Петлюры и Владимира Архипова и была призвана ввести это явление в большую культуру. Выставку сопровождали фестиваль маргинального искусства и фотоконкурс, куда присылались со всех концов страны изображения так называемых арт-сред, художественных пространств и инсталляций, созданных часто анонимными авторами. А сама выставка была показана не только в Москве, но и доехала до Казани.


ЛИЧНЫЙ ВКЛАД

Михаил и Елена Карисаловы

Коллекционеры, меценаты

Михаил Карисалов известен не только как попечитель музеев Москвы и Санкт-Петербурга, но и как щедрый даритель. Предметы из его собрания пополнили фонды ГМИИ им. А.С.Пушкина, музея-заповедника «Петергоф», Мультимедиа Арт Музея, Музея Пушкина, РГАЛИ и других. В 2022 году сразу две институции — Государственный музей-заповедник «Царское Село» и Музеи Московского Кремля — получили в дар от семьи Карисаловых императорский фарфор из числа тех сокровищ, которые были распроданы советским правительством в 1920–1930-е годы. Основанный супругой Михаила Еленой Карисаловой фонд Still Art регулярно показывает свою коллекцию модной фотографии публике, реализует целый ряд издательских и грантовых проектов в области фотографии.

Маргарита Пушкина

Основатель и директор ярмарки современного искусства Cosmoscow

Благодаря энергии и талантам Маргариты Пушкиной ее детище — ярмарка современного искусства Cosmoscow — не только выстояла, несмотря на годы пандемии и драматические события прошлого года, но и продолжает развиваться. Ярмарка по праву стала одним из главных событий российской художественной жизни и ежегодно демонстрирует уверенные финансовые результаты. За годы своего существования Cosmoscow обросла множеством некоммерческих и образовательных проектов. Так, в 2017 году Маргарита Пушкина учредила Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow. Она также является инициатором целого ряда проектов, среди которых благотворительный аукцион Off white, грантовая программа Ruinart Art Patronat, Клуб коллекционеров Cosmoscow и многое другое.

Марианна Сардарова

Коллекционер, меценат, основатель Фонда поддержки современного искусства Ruarts и галереи Ruarts

В 2023 году фонду, основанному Марианной Сардаровой, исполняется 20 лет. Это один из первых и самых крупных некоммерческих фондов в сфере искусства в России. Известность ему принесла, в частности, активная поддержка и популяризация художников стрит-арта. У фонда есть грантовая программа, издательская и образовательная деятельность, публичная библиотека с редкими изданиями по «уличному искусству». Пятиэтажное здание фонда Ruarts, открытое в центре Москвы на излете 2021 года, стало местом для больших тематических музейных выставок современных художников и персональных проектов. Так, в 2022 году в фонде открылась выставка «Великая пустота» — первый за долгое время столь представительный обзор творчества российских художниц, включающий почти 30 имен. Коллекция фонда насчитывает более 2 тыс. произведений 200 авторов, от нонконформистов-шестидесятников до самых современных художников. Это живопись, скульптура и объекты, графические работы и фотография, видео- и саунд-арт. В структуру фонда входит также галерея Ruarts, которой в 2022 году исполнилось 18 лет.

Софья Троценко

Основатель Фонда современного искусства «Винзавод»

Главный столичный арт-кластер «Винзавод» стал неотъемлемой и весьма значимой частью московского художественного ландшафта. На протяжении 15 лет это не только место концентрации галерей современного искусства (сейчас их 11), но и художественная институция, которая инициирует и реализует собственные проекты, в том числе «Открытые студии» — симбиоз арт-резиденции и интерактивного шоу. «Винзавод» откликается на то главное, что происходит здесь и сейчас — от проекта «Старт», запущенного в 2008 году для поддержки молодых художников, до инициативы весны 2022 года, программы дополнительных мер поддержки художественного сообщества. Софья Троценко активно выступает за объединение усилий ради выживания и развития. Она была одной из инициаторов создания Ассоциации галерей современного искусства (АГА), а также Союза креативных кластеров.

Евгения Казарновская, Андрей Попов, Дмитрий Разумов

Сооснователи творческого сообщества «Мира» (Суздаль)

Выпускник ВГИКа, оператор по образованию Андрей Попов, автор передвижного фестиваля «Человек мира», создатель творческой мастерской в селе Улово Суздальского района, в 2022 году объединился с креативным продюсером Евгенией Казарновской и меценатом-визионером Дмитрием Разумовым. Вместе они организовали в Суздале творческое сообщество «Мира». Это соединение современных искусства, музыки и театра, фольклорных традиций и туристических радостей. В планах культуртрегеров — скорое превращение заброшенной Заполицкой ГЭС в культурное пространство, открытие еще парочки музеев и другие смелые инициативы. Отличный проект для города, в 2024 году отмечающего 1000-летие.


СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ

Международный выставочный проект, посвященный коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову

Участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, Фонд Louis Vuitton

Растянувшаяся на семь лет из-за пандемии серия выставок на время объединила две уникальные по своему богатству коллекции французского искусства, созданные в начале ХХ века Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым и впоследствии разделенные между Эрмитажем и Пушкинским музеем. До серии выставок в Париже, Москве и Санкт-Петербурге два коллекционера воспринимались как единое целое: художники одни и те же, период коллекционирования один и тот же. Теперь же очевидно, что это абсолютно разные собрания, определяющиеся личностью коллекционеров. Проект стал важнейшим событием культурной жизни трех городов не только как факт реконструкции значимых частных собраний, но и как исследование различных стратегий коллекционирования, особенностей и судьбы каждой из коллекций, которые на время оказались в центре пристального внимания и изучения. Особую ценность имеет то, что в одном пространстве и столь концентрированно были представлены шедевры, мировая классика ХХ века. Собрать их вместе, очевидно, удалось в последний раз, так как состояние сохранности многих экспонатов едва ли позволит когда-либо еще повторить этот эксперимент. Большинство работ и так давно «невыездные». Исключение было сделано лишь для Фонда Louis Vuitton, основатель которого Бернар Арно лично содействовал тому, чтобы произведения искусства из коллекции Щукина и Морозова на время были объединены, и участвовал в переговорах с российскими музейщиками. Опыт создания трех разных выставок на материале каждого из собраний также открыл новые грани художественных связей и взаимных влияний русской и французской культуры рубежа XIX–ХХ веков. В центре внимания каждой из экспозиций оказались частные собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова, традиции и практики коллекционирования в каждой из семей, биографии коллекционеров и судьбы их коллекций, а также превратности музейного дела в России в ХХ веке. В Москве, Санкт-Петербурге и Париже каждая из экспозиций цикла неизменно пользовалась феноменальным успехом у публики. Парижская выставка коллекции Щукина стала самой посещаемой в мире: ее посмотрело 1,2 млн человек.

Выставки:

«Коллекция Сергея Щукина. Шедевры современного искусства», Фонд Louis Vuitton (Париж, 22 октября 2016 — 20 февраля 2017)

«Щукин. Биография коллекции», Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва, 19 июня — 15 сентября 2019)

«Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, 23 июня — 6 октября 2019)

«Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства», Фонд Louis Vuitton (Париж, 22 сентября 2021 — 3 апреля 2022)

«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва, 28 июня — 30 октября 2022)

«Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, 26 июня — 30 октября 2022)


C 2019 года генеральным партнером премии является ювелирная компания Mercury. Для бренда это далеко не первый опыт в поддержке культурных событий: с 2016 года компания является генеральным партнером церемонии вручения Национальной премии в области кинематографии «Золотой орел» и автором всех призов. С 2021 года ювелирная компания Mercury является партнером Московского международного кинофестиваля (ММКФ), а также автором всех наград международного киносмотра. Ювелирный бренд Mercury широко известен своими культурными, благотворительными и социальными проектами, активно поддерживает женщин в бизнесе.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+