Вокруг Москвы: что посмотреть в новогодние выходные

Посещение выставок за пределами столицы позволит с пользой провести день или два, соединив наслаждение красотами зимней природы и сокровищами искусства и культуры. Места подобраны так, чтобы и кроме указанной выставки было что посмотреть

«Домик с золотыми окнами»

«Ларец» в Мира центр, Суздаль

Первая выставка современного искусства в «Ларце», в которой участвуют несколько художников: Фаяз Азизов, Инна Крыжановская, Александр Макаров, Кирилл Рейв, Даниил Соболев, Александр Соколов, Артем Ткач, Мария Федорова, Вова Цыган, Александр Pesсhe. Кураторы — Андрей Бартенев, Кузьма Копылов и Никита Макеев — объединили в одном проекте произведения, выполненные в разных техниках, от привычной живописи до кинетической инсталляции. «Ларец» — часть широкой инициативы «Мира центр», куда входят концертный зал, библиотека, магазин дизайнерских аксессуаров, кафе, экскурсионное бюро и прочее.

До 15 января

Выставка «Домик с золотыми окнами» в «Мира центр». Фото: Мира центр
Выставка «Домик с золотыми окнами» в «Мира центр».
Фото: Мира центр
«Живопись света. Николай Андреев. Искусство фотографии»

Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов

В 2022 году исполнилось 140 лет со дня рождения всемирно известного фотографа-пиктореалиста Николая Андреева (1882–1947). Всю жизнь он прожил в Серпухове, его здесь считают гением места и страшно им гордятся. Андреев для Серпухова как Шагал для Витебска. Сын купца, он с детства был чужд коммерции, зато увлекался живописью, фотографией, игрой на кларнете, бальными танцами и даже ездил на мотоцикле (у него был роскошный BMW). В 1910-е Андреев открыл в Серпухове фотоателье, параллельно занимался художественной пиктореалистической фотографией. Расцвет его творчества пришелся на 1920-е: на выставке декоративного искусства в Париже (1924) и на выставке в Сарагосе (1927) фотоработы Николая Платоновича получили золотые медали. В 1930-е его ателье закрыли, семью переселили из родного купеческого дома в коммуналку. Фотограф зарабатывал на жизнь микросъемкой в НИИ текстильной промышленности. Он умер в 1947-м в возрасте 64 лет. Выставку в серпуховском музее готовили давно. На нее собрали не только фотографии Николая Платоновича, но и старинные фотоаппараты (один — подлинный фотоаппарат Андреева), музыкальные инструменты (в том числе кларнет) и даже мотоцикл начала XX века. Политехнический музей сделал раздел о фотооборудовании и фотореагентах 100-летней давности. Выставок Андреева было немало, но эта — исключительная по концептуальной продуманности.

До 14 января

Фрагмент экспозиции «Живопись света. Николай Андреев. Искусство фотографии». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Фрагмент экспозиции «Живопись света. Николай Андреев. Искусство фотографии».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
«Без границ и переводов. К 100-летию образования СССР»

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад

Смотр советского декоративно-прикладного искусства 1920–1980-х годов. Перед нами разнообразные варианты народного творчества обширной страны: глиняные игрушки из Узбекистана, резная кость Чукотки, декоративная каменная скульптура, созданная в Туве, ткани и фарфор из России, серебряные изделия из дагестанского села Кубачи и многое другое. Часть вещей была создана к всевозможным советским юбилеям, что априори предполагало их повышенное ремесленное качество. Многие произведения экспонируются впервые. Это искусство — одновременно профессиональное, но и простодушно-трогательное — еще ждет своих исследователей. Не совсем понятно, какими терминами его описывать, что составляло его подлинные смыслы и каким образом оно отражало эпоху.

До 29 января

Экспонат выставки «Без границ и переводов. К 100-летию образования СССР». Фото: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Экспонат выставки «Без границ и переводов. К 100-летию образования СССР».
Фото: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
«Купеческий портрет XVIII — начала XX века»

Тульский филиал Государственного исторического музея, Тула

Порядка 50 купеческих портретов дополнены двумя сотнями предметов материальной культуры: костюмами, расшитыми кокошниками, ювелирными украшениями, часами, веерами, орденами, ларцами, самоварами. Русские провинциальные портреты конца XVIII — начала XIX века — особый мир. Они нередко создавались анонимными, полупрофессиональными художниками, которым, возможно, не хватало умения написать объемную фигуру, зато они компенсировали это детальнейшей прорисовкой богатых одежд. В конце XIX века купцы стали обращаться к самым дорогим художникам. Так в Туле оказался портрет «шоколадного короля» Алексея Абрикосова кисти Валентина Серова. В процессе работы заказчик и автор рассорились, и Серов полотно не подписал. Экспозиция во впечатляющем объеме представляет купеческий быт, традиции и мировоззрение. ГИМ гордится тем, что показывает выставку в купеческом городе, в доме известных тульских купцов Белолипецких.

До 27 марта

Экспозиция «Купеческий портрет XVIII — начала XX века». Фото: Государственный исторический музей
Экспозиция «Купеческий портрет XVIII — начала XX века».
Фото: Государственный исторический музей
«Русь купеческая»

Музей-заповедник «Усадьба „Мураново“ им. Ф.И.Тютчева», Московская область, деревня Мураново

Камерная выставка 17 работ Бориса Кустодиева, совместный проект мурановского музея и санкт-петербургского Музея Академии художеств. В начале 1920-х Кустодиев после тяжелой болезни оказался прикован в инвалидному креслу. Его большой почитатель и коллега по цеху Исаак Бродский, чтобы поддержать товарища, заказал ему серию акварелей «Русские типы». Кустодиев изобразил самых козырных своих героев — жителей русской провинции: пышных купчих, надутых купцов, хитроватых трактирщиков и даже — новый типаж 1920-х — матроса с девушкой. Издательство «Аквилон» взялось выпустить акварели отдельной книгой и обратилось за вступительной статьей к известному прозаику Евгению Замятину. Писатель погрузился в мир художника и сочинил повесть в стиле народной мечты-утопии «Русь. Город Кустодиев». Отрывки из этого сочинения также есть на выставке.

До 26 февраля

Выставка работ Бориса Кустодиева «Русь купеческая». Фото: Музей-заповедник «Усадьба „Мураново“ им. Ф.И.Тютчева»
Выставка работ Бориса Кустодиева «Русь купеческая».
Фото: Музей-заповедник «Усадьба „Мураново“ им. Ф.И.Тютчева»
«Екатерина II. Прекрасная эпоха»

Тверская областная картинная галерея, Тверь

80 экспонатов — портреты известных и неизвестных художников, гравюры, миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства — создают образ эпохи Екатерины II. Проект реализован усилиями Тверской картинной галереи и Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.
Подробнее о выставке — здесь.

До 26 февраля

Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее. Фото: Тверская областная картинная галерея
Фрагмент экспозиции «Екатерина II. Прекрасная эпоха» в Тверской областной картинной галерее.
Фото: Тверская областная картинная галерея
«Названо Вазари. Возрождение. Искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен»

Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал), Нижний Новгород

Перекличка художественных идей эпохи Возрождения и нашего времени. Восемьдесят музейных экспонатов из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (гравюры, живопись, скульптура, нумизматика, резные исторические рамы) показаны вместе с живописью и объектами российских современных художников. Спектр авторов и работ — от гравюр Андреа Мантеньи и Альбрехта Дюрера до «тряпочек» Тимура Новикова и фотопортретов Владислава Мамышева-Монро. Экспозиционный дизайн сделал легендарный архитектор Александр Бродский. Кураторы — кандидаты искусствоведения Дарья Колпашникова и Екатерина Кочеткова, специалисты по искусству Ренессанса — создали выставку с особым вдохновением.

До 9 апреля

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. Искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Алексей Шевцов
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. Искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Алексей Шевцов
«Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра

Эту выставку ее куратор, доктор искусствоведения Вадим Садков задумывал еще в 1980-е вместе с одним из своих учителей, легендарным ученым из Эрмитажа Ириной Линник (1922–2009). Идея была в том, чтобы собрать воедино образцы фламандской живописи из региональных музеев страны. И вот спустя почти 40 лет, уже в другой стране, идею удалось воплотить в жизнь, дополнив музейные сокровища шедеврами из российских частных коллекций. Зритель увидит работы крупнейших фламандских мастерских — Яна Брейгеля Бархатного, Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса и других, а также широчайший спектр жанров — от кабинетных миниатюр до больших картин на мифологические сюжеты, от пейзажей до портретов и натюрмортов. Впервые на суд публики представлена картина мастерской Питера Пауля Рубенса «Коронование Роксаны Александром Македонским» из собрания Владимира Некрасова. Это яркий образец главного таланта Рубенса — умения преподносить женскую наготу как лучший в мире наряд. Выставка — событие номер один в музейной жизни Подмосковья, главный блокбастер региона.
Подробнее о выставке здесь.

До 14 мая

Фрагмент экспозиции «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Фрагмент экспозиции «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+