18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908.  Фрагмент. Фото: Институт восточных рукописей РАН
Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908. Фрагмент.
Фото: Институт восточных рукописей РАН

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

В основу выставки «Всеобщий язык» в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина положен библейский сюжет о Вавилонской башне как символе былого единства человечества. Утратив единый язык и рассеявшись по земле, на протяжении всей своей истории люди, теперь уже говорящие на разных языках, учатся искать способы понять друг друга. Эту идею кураторская команда в составе Татьяны Горяевой, Александры Даниловой и Марии Тиминой представляет, показав все богатство языков и ликов мира с помощью произведений искусства, рукописей, книг и разного рода артефактов, которые отражают историю письменности и ее роль в развитии цивилизации.

Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка включает семь разделов. Языки и лики мира — это памятники письменности, учитывая самые древние или редкие примеры, такие как таблички ронго-ронго с острова Пасхи, а также портреты, созданные в разные эпохи и в разных частях света, от ренессансной Германии до Персии эпохи Каджаров и русского купеческого Поволжья XIX столетия. В отдельные разделы выделены «Священные книги» — главные тексты крупнейших мировых религий — и «Благопожелания» в виде разнообразных предметов, на которые нанесены изображения или ритуальные знаки. Разделы «Повседневные договоренности» и «Дипломатия» посвящены попыткам — которым столько же тысячелетий, сколько и человечеству, — на разных уровнях договориться друг с другом. Здесь можно увидеть новгородские берестяные грамоты и египетские папирусы, посольские дары, ноты протеста и мирные договоры. Дипломатами нередко были художники и поэты, среди которых три героя выставки: Питер Пауль Рубенс, князь Григорий Гагарин и Федор Тютчев. Объединяться миру помогали и путешествия, которым посвящен отдельный раздел.

Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Искусство понимать друг друга — тема безбрежная. Для выставки режиссер Андрей Сильвестров снял три видеоинсталляции, героями которых стали сотрудники музея, по замыслу кураторов выступающие в качестве связующего звена между искусством и зрителем. Еще одно измерение в поисках всеобщего языка — выход за пределы визуальности в другие жанры искусств. Будут также показаны три спектакля, каждый из которых является поиском языковой, технологической и эстетической общности между музеем и театром. К выставке приурочен музыкальный фестиваль «Искусство перевода», объединяющий в три однодневных цикла восемь музыкальных программ, построенных как диалог различных культур, эпох, языков и стилей.

Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Для выставки объединили усилия более двух десятков самых разных институций, государственных и частных, среди них Российская государственная библиотека, Институт восточных рукописей, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Музеи Московского Кремля, Эрмитаж и Третьяковская галерея, фонды Марджани, Владимира Потанина и «Синара», фестиваль «Золотая маска» и многие другие.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Всеобщий язык»
16 декабря — 19 марта 2023

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+