18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908.  Фрагмент. Фото: Институт восточных рукописей РАН
Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908. Фрагмент.
Фото: Институт восточных рукописей РАН

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

В основу выставки «Всеобщий язык» в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина положен библейский сюжет о Вавилонской башне как символе былого единства человечества. Утратив единый язык и рассеявшись по земле, на протяжении всей своей истории люди, теперь уже говорящие на разных языках, учатся искать способы понять друг друга. Эту идею кураторская команда в составе Татьяны Горяевой, Александры Даниловой и Марии Тиминой представляет, показав все богатство языков и ликов мира с помощью произведений искусства, рукописей, книг и разного рода артефактов, которые отражают историю письменности и ее роль в развитии цивилизации.

Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка включает семь разделов. Языки и лики мира — это памятники письменности, учитывая самые древние или редкие примеры, такие как таблички ронго-ронго с острова Пасхи, а также портреты, созданные в разные эпохи и в разных частях света, от ренессансной Германии до Персии эпохи Каджаров и русского купеческого Поволжья XIX столетия. В отдельные разделы выделены «Священные книги» — главные тексты крупнейших мировых религий — и «Благопожелания» в виде разнообразных предметов, на которые нанесены изображения или ритуальные знаки. Разделы «Повседневные договоренности» и «Дипломатия» посвящены попыткам — которым столько же тысячелетий, сколько и человечеству, — на разных уровнях договориться друг с другом. Здесь можно увидеть новгородские берестяные грамоты и египетские папирусы, посольские дары, ноты протеста и мирные договоры. Дипломатами нередко были художники и поэты, среди которых три героя выставки: Питер Пауль Рубенс, князь Григорий Гагарин и Федор Тютчев. Объединяться миру помогали и путешествия, которым посвящен отдельный раздел.

Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Искусство понимать друг друга — тема безбрежная. Для выставки режиссер Андрей Сильвестров снял три видеоинсталляции, героями которых стали сотрудники музея, по замыслу кураторов выступающие в качестве связующего звена между искусством и зрителем. Еще одно измерение в поисках всеобщего языка — выход за пределы визуальности в другие жанры искусств. Будут также показаны три спектакля, каждый из которых является поиском языковой, технологической и эстетической общности между музеем и театром. К выставке приурочен музыкальный фестиваль «Искусство перевода», объединяющий в три однодневных цикла восемь музыкальных программ, построенных как диалог различных культур, эпох, языков и стилей.

Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Для выставки объединили усилия более двух десятков самых разных институций, государственных и частных, среди них Российская государственная библиотека, Институт восточных рукописей, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Музеи Московского Кремля, Эрмитаж и Третьяковская галерея, фонды Марджани, Владимира Потанина и «Синара», фестиваль «Золотая маска» и многие другие.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Всеобщий язык»
16 декабря — 19 марта 2023

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+