18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Девиз, переходящий в диагноз: бесконтрольное вдохновение

Эрнст Юсефсон. «Экстатические головы». 1890-е. Фото: Erik Cornelius/Nationalmuseum
Эрнст Юсефсон. «Экстатические головы». 1890-е.
Фото: Erik Cornelius/Nationalmuseum
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Книга Анны Суворовой «Искусство аутсайдеров и авангард» рассказывает о том, как художники-маргиналы, благодаря интеллектуальным усилиям поклонников их творчества, превращались в законодателей мировых трендов

Если попытаться обобщенно, в нескольких словах, передать, о чем идет речь в книге искусствоведа и культуролога Анны Суворовой «Искусство аутсайдеров и авангард», то получится примерно так: это рассказ о процессе встраивания творчества художников-самоучек в мировую культуру. Вроде бы понятная тема, но в ней есть свои сложности — и дискурсивные, и терминологические. Может даже показаться, что в самом названии книги содержится некоторое противоречие. Дело в том, что понятие аутсайдерского искусства, предложенное англичанином Роджером Кардиналом, вошло в обиход в 1970-е — как раз тогда, когда термин «авангард» все чаще начинал подразумевать времена минувшие. Хотя противоречие это становится мнимым, если под аутсайдерами понимать буквально всех авторов, создававших и создающих «неконвенциональное искусство», а представителями авангарда в таком контексте считать тех, кто подобное искусство ценил, пропагандировал и использовал в собственной практике.

Анна Суворова. «Искусство аутсайдеров и авангард». М.: Новое лите- ратурное обозре- ние, 2022. 152 с. (Серия «Очерки визуальности»).
Анна Суворова. «Искусство аутсайдеров и авангард». М.: Новое лите- ратурное обозре- ние, 2022. 152 с. (Серия «Очерки визуальности»).

Художники-маргиналы — категория обширная, и этот статус, кстати, не всегда связан с отсутствием профессионального образования. Например, героиня первой главы книги, шведская художница Хильма аф Клинт (1862–1944), к числу самоучек как раз не относилась. В юности она окончила стокгольмскую Академию художеств, однако в историю вошла отнюдь не реалистическими работами, а духовидческими абстракциями. За несколько лет до того, как беспредметность взяли на вооружение Василий Кандинский и Франтишек Купка, Хильма принялась создавать картины, навеянные спиритическими сеансами, которые она проводила вместе с единомышленницами из мистического кружка. Но однажды эти композиции раскритиковал Рудольф Штайнер (1861–1925), основатель антропософии, и Хильма покорно переставила акценты на другие изобразительные формы. Ее наследие стало предметом изучения только в 1980-х, через десятки лет после смерти автора.

Визионерские изображения — неотъемлемая часть аутсайдерского искусства, но есть и другая, в некотором смысле даже более фундаментальная. В 1922 году вышел труд немецкого психиатра Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных», где подобные произведения преподносились не столько с медицинской, сколько с эстетической позиции. Это коррелировало с тем, что провозглашали совсем недавно художники-экспрессионисты и что только собирались провозгласить сюрреалисты во главе с Андре Бретоном. Фрагменты пазла совпали еще и потому, что среди самих деятелей авангарда были не только сторонние исследователи творчества душевнобольных, но и, так сказать, пациенты: например, Антонен Арто, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эдвард Мунк. Этой стороне медали у Анны Суворовой тоже посвящен ряд страниц.

Эрнст Юсефсон. «На берегу моря». 1894. Фото: Nationalmuseum
Эрнст Юсефсон. «На берегу моря». 1894.
Фото: Nationalmuseum

Во многом именно роман сюрреалистов с маргиналами привел к тому, что работы последних стали появляться на парижских выставках и даже обрели рыночную стоимость — еще в 1930-е. Однако требовался институциональный сдвиг, переход к музеефикации. Этот процесс после Второй мировой войны возглавил французский художник и коллекционер Жан Дюбюффе (1901–1985) — ко всему прочему еще и автор термина «ар-брют», «грубое искусство». Его энтузиазм принес плоды в виде музеев аутсайдерского искусства по всему миру. Что, в свою очередь, повлияло на восприятие художественной культуры в целом.

Такова хронологическая канва, хотя в труде Анны Суворовой важны даже не столько факты и имена, сколько идейные трансформации, происходившие в ХХ веке. Книга невелика размером, однако получилась емкой, насыщенной. Правда, не всеохватной: изложенная здесь история — главным образом западноевропейская и североамериканская. Другая география почти отсутствует, но автор и не претендует на жанр всемирной энциклопедии заявленного феномена. Такого рода энциклопедий, кстати, издано уже немало — как раз вследствие тех культурологических перемен, которые описаны в «Искусстве аутсайдеров и авангарде». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+