Фонд In artibus демонстрирует самодостаточность рисунков Владимира Вейсберга

Владимир Вейсберг. «Лежащая обнажённая». Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Лежащая обнажённая».
Фото: Собрание Инны Баженовой
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Московский фонд In artibus представляет выставку «Рисунки Вейсберга», доказывая, что для художника графика была самостоятельным видом искусства, а не чем-то подготовительным

Именно с показа произведений Владимира Вейсберга (1924–1985) началась восемь лет назад выставочная программа московского фонда In artibus. Тогда это был большой межмузейный проект с привлечением ряда частных коллекционеров. В нем, как и на другой вейсберговской выставке, проходившей в том же пространстве в 2018 году, преобладала живопись мастера. Новое возвращение к его творчеству еще раз дает понять, что фигура Вейсберга для фонда отнюдь не проходная. Сейчас акцент сделан на рисунках: их здесь около 40, а вдобавок демонстрируется несколько акварелей. Все эти листы происходят из собрания Инны Баженовой, основателя институции.

То, что Владимир Вейсберг известен главным образом как живописец, вполне объяснимо и во многом справедливо: это соответствовало его собственным устремлениям и задачам. Недаром его творческую эволюцию искусствовед Анна Чудецкая охарактеризовала как движение «от цвета к свету» — такая формула даже вынесена в заглавие ее относительно недавней монографической книги о художнике. Тем не менее рисунок и — шире — графика играли в творческом процессе Вейсберга существенную роль. «Среди его современников трудно найти художника, который бы в большей степени демонстрировал то, что рисунок не подготовительный этап для какой-то более серьезной, например живописной, работы, а самостоятельный вид искусства», — полагает главный куратор фонда In artibus Елена Руденко.

Владимир Вейсберг. «Сидящая обнажённая». 1969. Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Сидящая обнажённая». 1969.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Вейсберга относят к числу художников-нонконформистов, но этот статус вовсе не был связан с его активным противостоянием соцреализму. Он попросту не обращал никакого внимания на официальные доктрины, полностью сосредоточившись на собственной программе, эстетической и философской. В его работах нет ерничества, формалистического вызова или социального пафоса, они всегда подчинены одной всеобъемлющей цели — перевести умозрительные, порой чисто теоретические построения на язык визуальности. Художник не был приверженцем абстрактных образов и работал только с реальными, доступными глазу наблюдателя, однако работал так, чтобы предметность или телесность уступали место сложной, но определенно считываемой гармонии. «Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями, — провозглашал Владимир Вейсберг. — Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом».

Владимир Вейсберг. «Алупка-Сара». Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Алупка-Сара».
Фото: Собрание Инны Баженовой

Метафизические намерения автора, пожалуй, нагляднее всего проявлены именно в его живописи. Тем не менее рисунки, карандашные или тушевые, служат той же цели. Пусть и служат несколько по-разному: если многочисленные обнаженные чаще исполняют роль знака, короткой формулы, то в пейзажах, где соединены, как правило, пленэр и концепция, куда больше ощущается работа со структурой, «организация хаоса, для всего творчества Вейсберга едва ли не основная», по определению Елены Руденко. Эти два жанра со всеми их внутренними дрейфами, которые были свойственны и работам, и самому мышлению художника на протяжении 1960–1980-х годов, главенствуют на нынешней выставке.  

Фонд In artibus
«Рисунки Вейсберга»
До 30 октября

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
6
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+