18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Фонд In artibus демонстрирует самодостаточность рисунков Владимира Вейсберга

Владимир Вейсберг. «Лежащая обнажённая». Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Лежащая обнажённая».
Фото: Собрание Инны Баженовой
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Московский фонд In artibus представляет выставку «Рисунки Вейсберга», доказывая, что для художника графика была самостоятельным видом искусства, а не чем-то подготовительным

Именно с показа произведений Владимира Вейсберга (1924–1985) началась восемь лет назад выставочная программа московского фонда In artibus. Тогда это был большой межмузейный проект с привлечением ряда частных коллекционеров. В нем, как и на другой вейсберговской выставке, проходившей в том же пространстве в 2018 году, преобладала живопись мастера. Новое возвращение к его творчеству еще раз дает понять, что фигура Вейсберга для фонда отнюдь не проходная. Сейчас акцент сделан на рисунках: их здесь около 40, а вдобавок демонстрируется несколько акварелей. Все эти листы происходят из собрания Инны Баженовой, основателя институции.

То, что Владимир Вейсберг известен главным образом как живописец, вполне объяснимо и во многом справедливо: это соответствовало его собственным устремлениям и задачам. Недаром его творческую эволюцию искусствовед Анна Чудецкая охарактеризовала как движение «от цвета к свету» — такая формула даже вынесена в заглавие ее относительно недавней монографической книги о художнике. Тем не менее рисунок и — шире — графика играли в творческом процессе Вейсберга существенную роль. «Среди его современников трудно найти художника, который бы в большей степени демонстрировал то, что рисунок не подготовительный этап для какой-то более серьезной, например живописной, работы, а самостоятельный вид искусства», — полагает главный куратор фонда In artibus Елена Руденко.

Владимир Вейсберг. «Сидящая обнажённая». 1969. Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Сидящая обнажённая». 1969.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Вейсберга относят к числу художников-нонконформистов, но этот статус вовсе не был связан с его активным противостоянием соцреализму. Он попросту не обращал никакого внимания на официальные доктрины, полностью сосредоточившись на собственной программе, эстетической и философской. В его работах нет ерничества, формалистического вызова или социального пафоса, они всегда подчинены одной всеобъемлющей цели — перевести умозрительные, порой чисто теоретические построения на язык визуальности. Художник не был приверженцем абстрактных образов и работал только с реальными, доступными глазу наблюдателя, однако работал так, чтобы предметность или телесность уступали место сложной, но определенно считываемой гармонии. «Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями, — провозглашал Владимир Вейсберг. — Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом».

Владимир Вейсберг. «Алупка-Сара». Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Алупка-Сара».
Фото: Собрание Инны Баженовой

Метафизические намерения автора, пожалуй, нагляднее всего проявлены именно в его живописи. Тем не менее рисунки, карандашные или тушевые, служат той же цели. Пусть и служат несколько по-разному: если многочисленные обнаженные чаще исполняют роль знака, короткой формулы, то в пейзажах, где соединены, как правило, пленэр и концепция, куда больше ощущается работа со структурой, «организация хаоса, для всего творчества Вейсберга едва ли не основная», по определению Елены Руденко. Эти два жанра со всеми их внутренними дрейфами, которые были свойственны и работам, и самому мышлению художника на протяжении 1960–1980-х годов, главенствуют на нынешней выставке.  

Фонд In artibus
«Рисунки Вейсберга»
До 30 октября

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+