18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья

Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». Вид изнутри. Фото: Максим Чернышов
Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». Вид изнутри.
Фото: Максим Чернышов

В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений

Глина в основании, над ней — ярус кирпичей, старые деревяшки, пустые стеклянные бутылки, ржавые листы железа, за ними — пояс пластиковых бутылок, а на самой макушке — несколько искусственных пальм. Так выглядит «Мавзолей мечты» Тотана Кузембаева — башня под 30 м высотой, ставшая самым величественным сооружением нынешнего фестиваля «Архстояние».

Архитектор, известный своим деревянным модернизмом, вынашивал идею этой конструкции несколько лет — и вот наконец нашлись и средства (помог коллекционер Петр Авен), и подходящее настроение для памятника человеческой тщете. «Мы стремимся к счастью и одновременно делаем других живых существ несчастными. После себя мы оставляем лишь горы мусора. Когда природные ресурсы заканчиваются, мы создаем искусственную природу — пластмассовые траву, цветы, деревья», — пояснял замысел Тотан Кузембаев в интервью нашей газете. Приехавшие на фестиваль могли прямо у подножия башни послушать в наушниках получасовой звуковой спектакль Дмитрия Волкострелова, посвященный использованным архитектором материалам.

Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». 2022. Фото: Максим Чернышов
Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». 2022.
Фото: Максим Чернышов

«Мавзолей мечты» пополнил собой коллекцию из более чем трех десятков всевозможных башен, ворот и прочих конструкций, созданных за 16 лет проведения фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце как его основателем Николаем Полисским, так и другими авторами. Например, Александр Бродский добавил в этом году к уже существующим в арт-парке двум своим работам — скромной «Кроватке» на кладбище при местной церкви и знаменитой «Ротонде» — концептуальное произведение «Шесть соток» из популярного в народе профнастила. Это буквально шесть квадратов земли, обнесенных глухим коричневым забором.

Весьма лаконичными оказались и еще несколько произведений, появившихся в результате объявленного фестивалем опен-колла и выбранных из сотен заявок. Например, «Черная полоса» бюро son architecture — засыпанная черными опилками дорожка в 300 м, приводящая к «Белой башне» Полисского. Или аттракцион «С высоты птичьего полета»: группа художниц подогнала обычный автокран и предлагала всем желающим буквально воспарить над землей. Была еще огромная лужа с грязью, где можно было побарахтаться, наоборот, став ближе к природе.

Темой фестиваля стал вопрос «Счастье есть?». Фото: Анастасия Балясникова
Темой фестиваля стал вопрос «Счастье есть?».
Фото: Анастасия Балясникова

Так или иначе все участники пытались ответить на поставленный организаторами вопрос: «Счастье есть?» В своем манифесте основатель арт-парка Николай Полисский, его сын, управляющий партнер парка Иван Полисский, куратор фестиваля Антон Кочуркин и продюсер фестиваля Юлия Бычкова писали: «Исправить любую проблему в большом (внешнем) мире можно, собравшись вместе и сыграв один большой спектакль-фестиваль. „Архстояние-2022“ — о том, как пережить темную ночь, чтобы в конце ее встретить яркий рассвет».

На фоне привычного для ландшафтного искусства репертуара ворот, дорожек и беседок выделяется монументальный «Аквариум» Сергея Шеховцова (проект осуществлен при поддержке Натальи Опалевой, основательницы Музея AZ). Для художника аквариум — это, по его словам, «иллюзия счастья», в которую может погрузиться зритель, просто шагнув внутрь через несуществующее стекло. Внутри аквариума — насыпанная на дно галька, красивая коряга и — бонусом — приоткрытый сундук с сокровищами, исполненный из раскрашенного бетона. Для кого как, а для любителей искусства всегда счастье — угадать и шутку «для своих». В данном случае это, очевидно, пародия на творчество Дэмиена Хёрста с его витринами и проектом про поднятые с морского дна сокровища.

«Аквариум» Сергея Шеховцова. Фото: Лена Авдеева/The Art Newspaper Russia
«Аквариум» Сергея Шеховцова.
Фото: Лена Авдеева/The Art Newspaper Russia

Свой рецепт счастья (по словам поэта, «забыться и заснуть») продемонстрировал Роман Сакин в инсталляции «Санаторий сна». В березовой роще были расставлены застеленные бельем кровати, издали напоминавшие полевой госпиталь. Все захотевшие прилечь могли смотреть в небо, на колышущиеся березы, что само по себе имеет несомненный терапевтический эффект. Для усиления «усыпительного» эффекта в программе были и другие средства: павильон с нюхательными солями, павильон-исповедальня, павильон-библиотека, где можно записать собственные сны и прочитать чужие, и сцена, на которой выступал целый хор зевающих — и, пожалуй, эта симфония зевков — одно из самых сильных впечатлений от фестиваля.

«Жар-птица», созданная Николаем Полисским с Никола-Ленивецкими промыслами (основной соавтор — Владимир Стребень). Фото: Максим Чернышов
«Жар-птица», созданная Николаем Полисским с Никола-Ленивецкими промыслами (основной соавтор — Владимир Стребень).
Фото: Максим Чернышов

Стоит рассказать и о новшестве — спектакле-экскурсии в автобусе, призванном скрасить долгий, четыре часа с лишним, путь из Москвы в Никола-Ленивец. Режиссер Габбилен Галычев сначала вывернул наизнанку формат традиционной экскурсии с гидом, заставив пассажиров ворчать: «Сделайте потише радио!», а потом, задернув шторки, превратил салон автобуса в зал варьете или сцену для стендапа, где гид в смокинге пел синатровский My Way.

Нельзя не написать и о практической стороне фестиваля. Накануне открытия было продано 7 тыс. билетов, и эта цифра — не окончательная. Для того чтобы комфортно разместить всех гостей, на территории устроены и палаточные лагеря, и глэмпинги, и фуд-корты. И самое главное — вот-вот по распоряжению губернатора Калужской области Владислава Шапши закончат строить новую, нормальную дорогу в Никола-Ленивец. Это ли не счастье?

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+