18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Человейник» Ансельма Кифера принимает первых посетителей

В ландшафт гигантского арт-комплекса вписано несколько художественных инсталляций. Фото: Charles Duprat
В ландшафт гигантского арт-комплекса вписано несколько художественных инсталляций.
Фото: Charles Duprat
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Эту территорию во французском Баржаке нельзя назвать музеем в привычном понимании, но она неизбежно будет притягивать к себе паломников со всего света. Правда, устроители La Ribaute пока открещиваются от намерений сделать ее центром массового туризма

Огромный арт-комплекс Ансельма Кифера в Баржаке на юге Франции, который называют «человейником», наконец открылся для публики. Правда, количество посетителей достопримечательности под названием La Ribaute будет ограниченным. «Цель „Эсхатона“ — Фонда Ансельма Кифера, который управляет La Ribaute, состоит в том, чтобы обеспечить доступ общественности, а не развивать массовый туризм, по крайней мере в ближайшие годы», — говорит Янне Сирен, президент попечительского совета фонда и директор Художественной галереи Олбрайта — Нокса в Буффало в штате Нью-Йорк. «Посещая La Ribaute, который занимает более 40 га, нужно быть готовым к прогулкам», — предупреждает он.

La Ribaute, старую шелковую фабрику в Баржаке в 70 км к северо-западу от Авиньона, Кифер приобрел в 1992 году, покинув Германию. Территория эта развивалась постепенно, здесь появились новые здания, уличные инсталляции, подземные помещения и пятиуровневый бетонный амфитеатр. Сам художник жил здесь до 2007 года, после чего переехал в новую студию в Круасси на окраине Парижа.

Художник Ансельм Кифер. Фото: Barbara Klemm
Художник Ансельм Кифер.
Фото: Barbara Klemm

«В ландшафт вписано несколько художественных инсталляций, соединенных между собой дорожками и подземными тоннелями, которые спроектировал художник, — рассказывает Сирен. — Баржак продолжает оставаться для него второй по важности резиденцией, особенно летом. Можно сравнить концепцию фонда с проектом в Марфе (небольшой город в Техасе, ставший центром современного искусства по инициативе американского скульптора Дональда Джадда. — TANR). Это пространство для художников, теперь принадлежащее фонду, цель которого — сохранить искусство для потомков».

La Ribaute действительно разросся и насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. «Кифер добавил свои штрихи к этим пространствам; в некоторых есть скульптуры, в других — картины, — говорит Сирен. — В последние годы, начиная с Вольфганга Лайба в 2014-м, он приглашал художников, с которыми чувствовал родство, предлагая им создавать постоянные инсталляции для экосистемы La Ribaute. В июле свои работы представляет последняя по времени участница программы Моника Бонвичини». В программе также принимали участие Лори Андерсон и Вали Экспорт.

Один из ключевых объектов La Ribaute — амфитеатр, спроектированный Ансельмом кифером из старых промышленных контейнеров. Фото: Charles Duprat
Один из ключевых объектов La Ribaute — амфитеатр, спроектированный Ансельмом кифером из старых промышленных контейнеров.
Фото: Charles Duprat

По словам Сирена, проект отражает «транснациональный» подход Кифера. «Эсхатон» — Фонд Ансельма Кифера воплощает, как сказано в официальном заявлении, «заинтересованность Кифера в единстве Европы и постоянном обмене между культурами». Деятельность фонда охватывает три страны: Австрию, где находится его штаб-квартира, Германию, как место рождения художника, и Францию.

Билет в La Ribaute, куда можно будет попасть в летние месяцы, стоит €25, но для жителей Баржака вход бесплатный. «Гос­подин Кифер был необычайно щедр по отношению к фонду, — поясняет Янне Сирен, — предоставив нам не только внушительные материальные активы, но и обширные финансовые ресурсы. Доходы от билетов частично покрывают наши операционные расходы, также есть фандрайзинг, но в целом все это стало возможным благодаря щедрости господина Кифера в предоставлении финансирования».

La Ribaute насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. В некоторых есть скульптуры, в других — картины. Фото: Eschaton — Anselm Kiefer Foundation
La Ribaute насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. В некоторых есть скульптуры, в других — картины.
Фото: Eschaton — Anselm Kiefer Foundation

Тем временем сам художник сейчас занял огромный зал во Дворце дожей в Венеции. Там демонстрируется серия его картин, вдохновленных такими итальянскими мастерами, как Тинторетто и Андреа Вичентино (до 29 октября). Огромные работы написаны цинком, свинцом, золотом, содержат фрагменты одежды и даже тележек из супермаркетов. «Надеюсь, что эти произведения обретут дом, где смогут существовать как единый великолепный ансамбль», — говорит Сирен. Пока же их будущее, по информации представляющей Ансельма Кифера галереи Gagosian, еще не определено. 

Материалы по теме:
Образы Венецианской биеннале
Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+