18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Человейник» Ансельма Кифера принимает первых посетителей

В ландшафт гигантского арт-комплекса вписано несколько художественных инсталляций. Фото: Charles Duprat
В ландшафт гигантского арт-комплекса вписано несколько художественных инсталляций.
Фото: Charles Duprat
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Эту территорию во французском Баржаке нельзя назвать музеем в привычном понимании, но она неизбежно будет притягивать к себе паломников со всего света. Правда, устроители La Ribaute пока открещиваются от намерений сделать ее центром массового туризма

Огромный арт-комплекс Ансельма Кифера в Баржаке на юге Франции, который называют «человейником», наконец открылся для публики. Правда, количество посетителей достопримечательности под названием La Ribaute будет ограниченным. «Цель „Эсхатона“ — Фонда Ансельма Кифера, который управляет La Ribaute, состоит в том, чтобы обеспечить доступ общественности, а не развивать массовый туризм, по крайней мере в ближайшие годы», — говорит Янне Сирен, президент попечительского совета фонда и директор Художественной галереи Олбрайта — Нокса в Буффало в штате Нью-Йорк. «Посещая La Ribaute, который занимает более 40 га, нужно быть готовым к прогулкам», — предупреждает он.

La Ribaute, старую шелковую фабрику в Баржаке в 70 км к северо-западу от Авиньона, Кифер приобрел в 1992 году, покинув Германию. Территория эта развивалась постепенно, здесь появились новые здания, уличные инсталляции, подземные помещения и пятиуровневый бетонный амфитеатр. Сам художник жил здесь до 2007 года, после чего переехал в новую студию в Круасси на окраине Парижа.

Художник Ансельм Кифер. Фото: Barbara Klemm
Художник Ансельм Кифер.
Фото: Barbara Klemm

«В ландшафт вписано несколько художественных инсталляций, соединенных между собой дорожками и подземными тоннелями, которые спроектировал художник, — рассказывает Сирен. — Баржак продолжает оставаться для него второй по важности резиденцией, особенно летом. Можно сравнить концепцию фонда с проектом в Марфе (небольшой город в Техасе, ставший центром современного искусства по инициативе американского скульптора Дональда Джадда. — TANR). Это пространство для художников, теперь принадлежащее фонду, цель которого — сохранить искусство для потомков».

La Ribaute действительно разросся и насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. «Кифер добавил свои штрихи к этим пространствам; в некоторых есть скульптуры, в других — картины, — говорит Сирен. — В последние годы, начиная с Вольфганга Лайба в 2014-м, он приглашал художников, с которыми чувствовал родство, предлагая им создавать постоянные инсталляции для экосистемы La Ribaute. В июле свои работы представляет последняя по времени участница программы Моника Бонвичини». В программе также принимали участие Лори Андерсон и Вали Экспорт.

Один из ключевых объектов La Ribaute — амфитеатр, спроектированный Ансельмом кифером из старых промышленных контейнеров. Фото: Charles Duprat
Один из ключевых объектов La Ribaute — амфитеатр, спроектированный Ансельмом кифером из старых промышленных контейнеров.
Фото: Charles Duprat

По словам Сирена, проект отражает «транснациональный» подход Кифера. «Эсхатон» — Фонд Ансельма Кифера воплощает, как сказано в официальном заявлении, «заинтересованность Кифера в единстве Европы и постоянном обмене между культурами». Деятельность фонда охватывает три страны: Австрию, где находится его штаб-квартира, Германию, как место рождения художника, и Францию.

Билет в La Ribaute, куда можно будет попасть в летние месяцы, стоит €25, но для жителей Баржака вход бесплатный. «Гос­подин Кифер был необычайно щедр по отношению к фонду, — поясняет Янне Сирен, — предоставив нам не только внушительные материальные активы, но и обширные финансовые ресурсы. Доходы от билетов частично покрывают наши операционные расходы, также есть фандрайзинг, но в целом все это стало возможным благодаря щедрости господина Кифера в предоставлении финансирования».

La Ribaute насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. В некоторых есть скульптуры, в других — картины. Фото: Eschaton — Anselm Kiefer Foundation
La Ribaute насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. В некоторых есть скульптуры, в других — картины.
Фото: Eschaton — Anselm Kiefer Foundation

Тем временем сам художник сейчас занял огромный зал во Дворце дожей в Венеции. Там демонстрируется серия его картин, вдохновленных такими итальянскими мастерами, как Тинторетто и Андреа Вичентино (до 29 октября). Огромные работы написаны цинком, свинцом, золотом, содержат фрагменты одежды и даже тележек из супермаркетов. «Надеюсь, что эти произведения обретут дом, где смогут существовать как единый великолепный ансамбль», — говорит Сирен. Пока же их будущее, по информации представляющей Ансельма Кифера галереи Gagosian, еще не определено. 

Материалы по теме:
Образы Венецианской биеннале
Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+