18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эксперты высказались о будущем Петербурга

Художественная подсветка архитектурного ансамбля пл. Победы, включая Монумент героическим защитникам Ленинграда. Фото: ПАО «Газпром»
Художественная подсветка архитектурного ансамбля пл. Победы, включая Монумент героическим защитникам Ленинграда.
Фото: ПАО «Газпром»

Как найти баланс между сохранением памятников и развитием мегаполисов, а также созданием комфортной городской среды, обсуждалось экспертами на дискуссии «Музеефикация городов или урбанизация будущего: поиск равновесия», организованной ПАО «Газпром»

Петербург — самый привлекательный для туристов город России. Красота его исторического центра притягивает миллионы гостей. Как будет развиваться город? Какие варианты существуют для городов с богатым историческим наследием? На дискуссии, организованной ПАО «Газпром» в рамках XXV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), были представлены главные направления развития «города открытых возможностей». Для реализации этих возможностей на новый уровень сейчас переходит проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Его цель — предоставление студентам и молодым специалистам возможности участия в решении актуальных вопросов по сохранению культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга и развитие лучших традиций петербургской школы реставраторов. В год 350-летия Петра I «Друзья Петербурга» инициировали исследовательский просветительский проект «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего». В его программе — лекции, семинары, практические лаборатории, дискуссии и итоговая выставка.

Участники проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Фото: ПАО «Газпром»
Участники проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга».
Фото: ПАО «Газпром»

Лиза Савина, петербургский куратор, соучредитель Фонда культурных инициатив Sparta, сказала: «Для нас важно, чтобы будущее проектировали те, кому здесь жить». И также отметила, что с появлением нового комплекса, состоящего из «Лахта Центра», стадиона «Газпром Арена» и ЗСД, можно почувствовать новый вектор развития города.

Эксперты в области развития городов и сохранения историко-культурного наследия отмечают актуальность задач, которые ставит перед собой проект «Друзья Петербурга».

Директор Арабского регионального центра всемирного наследия Мунир Бушенаки обобщил мировой опыт решения проблем, с которыми сталкиваются многие города из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, такие как Барселона, Венеция и Петербург, испытывающие огромную нагрузку от туристического потока. «Я считаю, что мы не должны называть города музеями. Это не музеи, а жилые пространства с традициями, насыщенной культурной жизнью, где важно создавать новое», — подчеркнул он.

«Лахта Центр». Фото: Igor Talanov
«Лахта Центр».
Фото: Igor Talanov

Антон Финогенов, заместитель генерального директора фонда «ДОМ.РФ», занимающегося вопросами развития городской среды, указал на перспективные территории на карте Петербурга, где возможен редевелопмент, развитие креативной экономики. Это так называемый серый пояс — огромные исторически сложившиеся промзоны, опоясывающие центр города. «Мы отлично понимаем, что децентрализация Петербургу нужна. Такие проекты, как „Лахта Центр“, стадион „Газпром Арена“, „Экспофорум“, работают с новыми смыслами, взаимодействуют с наследием города на метафизическом уровне. И крайне важно, что у нас есть зона наследия, которая является связующим мостом между великолепным прошлым и будущим Петербурга, — это гигантский „серый пояс“».

Своим опытом культурного освоения промышленных зон поделилась Алиса Прудникова, программный директор фонда V–A–C, Дома культуры «ГЭС-2», основательница и комиссар Уральской индустриальной биеннале. «Мы определили наш национальный код, который мы все ищем, — индустриальность, которую надо перезагрузить как самое главное связующее звено», — рассказала она. Опыт Уральской индустриальной биеннале вылился в создание исследовательского проекта «Индустриальность и культура», где через грантовый конкурс получают поддержку команды в разных городах России, работающие с вопросами взаимодействия промышленности и современной культуры.

Фрагмент Лионского зала в «Царском Cеле», отреставрированного при участии ПАО «Газпром». Фото: ПАО «Газпром»
Фрагмент Лионского зала в «Царском Cеле», отреставрированного при участии ПАО «Газпром».
Фото: ПАО «Газпром»

В городах с богатым культурным наследием особая роль отводится музеям их истории. Эту тему затронула Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы. По ее мнению, музеи городов «могут представлять всю городскую жизнь, причем не только на определенном историческом отрезке, но и показывать современный контекст и то, что происходит вокруг». Музею Москвы удалось стать точкой общественного притяжения, «модным местом». Его директор особенно выделила новый проект «Москва без окраин» — серию выставок, рассказывающих историю конкретных районов российской столицы. «В теме дискуссии — музеефикация или урбанизация — я не вижу проблемы выбора. На примере работы Музея Москвы мы нашли баланс и ставим между этими понятиями союз „и“», — сказала она.

Особую роль в создании доступной культурной среды играют новые высокие технологии. На этом поставил акцент Фабио Каччатори, основатель Illogic и Digital Expo, работающий и в России. Нужно найти способ превратить музеи и города в исторические места, которые интересны, которые хочется изучать. По его словам, 38% посетителей музеев — молодежь от 18 до 24 лет, у них другое мышление, и к ним нужен иной подход. «Сейчас можно создать цифрового близнеца любого памятника и здания, квартала и городского района, хранить огромный массив данных онлайн. Надо использовать технологии, средства виртуальной реальности, которые нам уже доступны. Чтобы смартфон становился порталом для перехода на новый уровень восприятия», — уверен он.

Еще одним участником дискуссии стал архитектор Борис Бернаскони, основатель бюро Bernaskoni, известный своими новаторскими проектами, в частности зданием Matrex в Сколкове. «Я убежден, что архитектура нужна в первую очередь для создания некоего концепта, повестки и должна быть одной из форм коммуникации, говорить нам о чем-то и транслировать определенный месседж, — поделился он видением проблемы. — Петербург, пожалуй, единственный город в России, который был задуман и четко спроектирован, а не застраивался стихийно. Само его создание и стало алгоритмом его развития. Город строился как концентрация передовых технологий, всего самого актуального и современного на тот момент».

В самом деле, Петербург — проект изначально инновационный, придуманный как концепт, динамично развивающийся на протяжении столетий. «Не стоит превращать такой прекрасный город в застывший памятник самому себе, — сказала Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia. — Важно, чтобы он менялся и смотрел в будущее, а историческая среда при этом обретала новые смыслы для новых поколений. Для этого необходимо, чтобы появлялись специалисты, профессионалы, способные говорить на языке разных поколений, задавать тренды, используя культурный код Петербурга. Это очень интересная задача и настоящий вызов».

Кадр со съемок VR-фильма «Китайский дворец. Наследие императрицы». Восстановительные работы в Китайском дворце шли при поддержке ПАО «Газпром», который инициировал и создание VR-фильма. Фото: ПАО «Газпром»
Кадр со съемок VR-фильма «Китайский дворец. Наследие императрицы». Восстановительные работы в Китайском дворце шли при поддержке ПАО «Газпром», который инициировал и создание VR-фильма.
Фото: ПАО «Газпром»

Процесс становится видимым и эффективным, когда соединяются инициативы трех сторон: государственная, частная и корпоративная. Петербург — это город самоорганизаций, но ему очень долго не хватало инициативы корпоративной. С приходом «Газпрома» у города появился патрон, у сообществ — шанс быть услышанными, а у культуры, как старой, так и новой — возможность быть сохраненной и реализованной.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+