Янтарная комната стала ближе

Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков
Янтарная комната.
Фото: Руслан Шамуков

Музей-заповедник «Царское Село» представил копию Янтарной комнаты, созданную с помощью VR-технологий

Самый знаменитый музейный объект Царского Села — Янтарную комнату — любой посетитель теперь сможет рассмотреть в мельчайших деталях и даже потрогать. И не только посетитель Екатерининского дворца, в котором находится комната: благодаря новому проекту в формате виртуальной реальности «Янтарная комната. VR-версия» прикоснуться к драгоценным янтарным стенам смогут жители других регионов России и зарубежья. Потому что ее точная VR-копия, созданная специалистами компании Stereoforma при поддержке ПАО «Газпром», может путешествовать по всему миру.

Теперь, чтобы подробно рассмотреть янтарное сокровище и потрогать детали, которые особенно заинтересовали, посетителю Екатерининского дворца нужны лишь специальные очки-шлем и джойстик. Контент, разработанный сотрудниками компании Stereoforma, позволит приблизить резной янтарь к самым глазам, в то время как в обычных условиях музея подойти к янтарным панелям нельзя ближе, чем на метр-полтора. Программа дает возможность рассмотреть и такие мелкие детали, которые без приспособлений практически не увидеть, — например, крошечный трезубец в руках у Нептуна. Все это стало возможным благодаря новым технологиям.

Фрагмент Янтарной комнаты. Фото: Руслан Шамуков
Фрагмент Янтарной комнаты.
Фото: Руслан Шамуков

«Нам важно, что это, во-первых, самая четкая цифровая копия Янтарной комнаты, — сказала на презентации проекта Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село». — Никакие обмеры и никакая фотограммометрия не могут достичь такой точности, которая достигается при создании программы, ведь было сделано 35 тыс. фотографий, каждый сантиметр отснят! Второй важный момент — этот проект предоставляет практически любому человеку в мире и в России возможность ощутить себя в центре „янтарной сказки“».

Подобного типа проекты музеев в виртуальной реальности в мире уже существуют — в частности, в Версале и в Смитсоновском музее естественной истории. Но VR-версия Янтарной комнаты, как утверждают разработчики, превосходит их по степени детализации и точности в передаче цветов и оттенков уникального янтарного интерьера.

Работа над проектом заняла у разработчиков и музея почти год. Главная сложность, с которой столкнулись специалисты, оказалась в самих материалах интерьера, более 70% которого составляют зеркала, позолоченная резьба и полупрозрачный полированный янтарь. Отражающие, блестящие и прозрачные поверхности сверкают, искажая цветопередачу. Чтобы показать посетителю виртуального пространства всю красоту драгоценного янтаря, авторы создали и протестировали около 170 вариантов, прежде чем остановиться на финальной версии. «Мы получили черновую предварительную геометрию и потом чистили ее вручную», — рассказал на презентации руководитель студии Stereoforma Дмитрий Мачача.

Специальные очки-шлем дают возможность рассмотреть Янтарную комнату в мельчайших деталях. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Специальные очки-шлем дают возможность рассмотреть Янтарную комнату в мельчайших деталях.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

VR-версия Янтарной комнаты, созданная при участии «Газпрома», в ближайшее время будет доступна и в других городах. В мае этого года при поддержке Министерства культуры РФ в составе выставки «Петр I. Начало янтарного пути» виртуальная комната отправится в музейное турне в Калининград, Воронеж и Псков.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+