Генрих Шлиман: археолог, искатель приключений и выдумщик

Генрих Шлиман и его супруга София при подготовке выставки артефактов в Берлине. Журнал Daheim № 21, приложение 2. 1882. Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vorund Frühgeschichte
Генрих Шлиман и его супруга София при подготовке выставки артефактов в Берлине. Журнал Daheim № 21, приложение 2. 1882.
Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vorund Frühgeschichte
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

К 200-летию со дня рождения Шлимана берлинский Музей доисторического периода и ранней истории, где хранится значительная часть найденного знаменитым археологом-самоучкой, подготовил выставку «Миры Шлимана» в Галерее Джеймса Симона и Новом музее

Предприниматель, искатель приключений, лингвист, рассказчик небылиц, калифорнийский банкир во времена золотой лихорадки, поставщик российской армии в период Крымской войны — Генрих Шлиман (1822–1890) прожил во всех отношениях необычную жизнь. И все это еще до того, как ему исполнилось 40 лет, когда Шлиман затеял предприятие, сделавшее его знаменитым, — раскопки древнего поселения Гиссарлык в Турции, которое теперь считается местом, где находилась легендарная Троя, описанная Гомером.

В честь 200-летнего юбилея со дня рождения Шлимана берлинский Музей доисторического периода и ранней истории, где хранится значительная часть найденного знаменитым археологом-самоучкой, подготовил посвященную ему выставку в Галерее Джеймса Симона и в Новом музее.

Генрих Шлиман. 1870-е. Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Heinrich Schliemann Papers
Генрих Шлиман. 1870-е.
Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Heinrich Schliemann Papers

Директор музея и куратор выставки «Миры Шлимана» Матиас Вемхофф не скрывает, что ее задача — восстановить репутацию Шлимана, причем не только как археолога-первопроходца, но и как выдающейся личности в целом. «Мы хотим показать всю его жизнь целиком, не ограничиваясь археологией. Если вы поймете первую половину его жизни, вы гораздо лучше поймете его и как археолога, — поясняет Вемхофф. — Он был предпринимателем, он добился всего исключительно собственными силами, используя все возможности, которые давал XIX век. Он объездил огромную часть мира путями, которые прежде не были доступны. Он ничего не боялся. Это очень важная черта его характера».

Золотой кантарос. 16 век до н.э. Национальный археологический музей, Афины. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports/Hellenic Cultural Resources Managing and Development Organization
Золотой кантарос. 16 век до н.э. Национальный археологический музей, Афины.
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports/Hellenic Cultural Resources Managing and Development Organization

После смерти Шлимана его репутация значительно пострадала, отчасти из-за того, что он был известен склонностью приукрашать истории о самом себе, отчасти из-за недостаточной академической строгости и примитивных археологических методов, из которых наиболее широко известен гигантский ров, который он выкопал во время первого сезона раскопок Гиссарлыка в начале 1870-х годов. Считается, что именно из-за этого рва была утрачена значительная часть троянских древностей, которые он искал. Однако в его защиту Вемхофф напоминает о том, что Шлиман одним из первых использовал стратиграфию (исследование археологических слоев) и датировку слоев по возрасту керамики. По словам директора музея, так называемый ров Шлимана нельзя считать вандализмом, поскольку при его рытье исследователь всего лишь воспроизводил археологические методы, которые он видел в Северной Германии, где при раскопках высоких курганов через их основание прорывали туннель, чтобы добраться до погребальной камеры.

Широко известно, что Генрих Шлиман нашел множество золотых артефактов, получивших название «клад Приама» по имени мифического царя Трои. В берлинскую экспозицию они не вошли. После поражения Германии во Второй мировой войне в 1945 году клад, хранившийся в секретном бункере в Берлине, попал в руки Советской армии и был тайно вывезен в Москву. Лишь в 1994 году Пушкинский музей признал, что сокровища находятся в его запасниках, а в 1996-м впервые показал публике.

Берлинскую выставку планировалось привезти и в Россию, чтобы на время объединить берлинскую коллекцию с московской. В ГМИИ уже началась работа по изучению изделий из «клада Приама» с помощью современных технологий. Однако в нынешней геополитической ситуации совместный проект более невозможен.

София Шлиман с золотыми украшениями из «клада Приама». 1873. Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Carl Blegen Papers
София Шлиман с золотыми украшениями из «клада Приама». 1873.
Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Carl Blegen Papers

Выставка в первую очередь демонстрирует, что Шлиман был всей душой предан науке. После обнаружения «клада Приама» Шлиман провел на Гиссарлыке еще два десятилетия, совершенствуя археологические техники. «Он куда больше, чем просто золотоискатель», — подчеркивает куратор.  

Галерея Джеймса Симона и Новый музей
«Миры Шлимана»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+