18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Золото Шлимана на выставке в Москве предстанет изученным и отреставрированным

Большая диадема из «Клада А». 2400 – 2200 гг. до н.э. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Большая диадема из «Клада А». 2400 – 2200 гг. до н.э.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Пушкинском музее представили промежуточные результаты проекта по изучению троянского клада, полтора столетия назад перевернувшего представление об истории Древней Греции, и рассказали о грядущей выставке

На пресс-конференции в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представили промежуточные результаты проекта по изучению золота Шлимана, начавшегося прошлым летом. Сейчас завершилось исследование первых 65 экспонатов.

«В июне 2021 года мы начали это исследование, важное для всего мирового искусства, в партнерстве с золотодобывающей компанией „Полюс“. Мы проделали первую часть этой работы, которая будет еще достаточно долгой», — сказала директор музея Марина Лошак.

Владимир Толстиков, заведующий отделом искусства и археологии античного мира, рассказал, что экспонаты в рамках исследования изучались как отдельные предметы, так и как группы, чтобы сопоставить состав металла в различных группах.

Он напомнил, что бизнесменом и археологом Генрихом Шлиманом в 1870–1890-х годах в Трое было найдено 19 комплексов (кладов), самым известным из которых является так называемый клад Приама, названный по имени легендарного троянского царя. Однако эти артефакты на самом деле происходят из слоя «Троя-2», который на тысячу лет старше, чем примерная дата событий Троянской войны (то есть датируется 2550–2250 годами до новой эры). Более 400 трофейных предметов после вывоза из Германии оказались в Эрмитаже (в основном бронза, керамика, камень), в ГМИИ же находятся 259 предметов из 13 кладов. Это сосуды, антропоморфные фигурки, каменные топоры-молоты, изделия из горного хрусталя и т. д., но в первую очередь знаменитые золотые украшения. «Наша задача на этом материале, — отметил Владимир Толстиков, — создать методику, проверить ее, набрать необходимую сумму данных. Впервые мы открыто показали эти предметы только в 1996 году, и уже тогда у нас с коллегами возникла мечта тщательно их исследовать, однако тогда не существовало пригодных для этого приборов. Современная же техника — полученные нами микрорентгенофлуоресцентный спектрометр и безокулярный стереомикроскоп — позволяет делать чудеса. Мы смогли создать банк данных по предметам разных периодов. Всего мастерская, создававшая эти вещи, работала в течение 300 лет и погибла при очередном падении города, погибли все носители этой культуры, так что эти изделия абсолютно уникальны».

Была сделана детальная фотосъемка каждого предмета, с помощью видеомикроскопа высокого разрешения измерены все их элементы, а также был изучен состав металлов. Все измерения и комплексные исследования проводились бесконтактно. Также были взяты пробы металла. Вся эта информация собирается в цифровом паспорте экспоната.

Завотделом искусства и археологии античного мира Владимир Толстиков с коллегой в процессе работы. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Завотделом искусства и археологии античного мира Владимир Толстиков с коллегой в процессе работы.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Технико-технологические исследования позволят узнать, какие приемы использовались древними ювелирами-торевтами, и ответят на целый ряд других вопросов. Изучение состава металлов с помощью аналитического оборудования, в том числе рентгенофлуоресцентного спектрометра, поможет установить источники получения металла.

По словам Владимира Толстикова, данные, полученные в Москве, интересно сравнить с результатами анализов из института Тюбингена, проведенных с предметами из Археологического музея Стамбула, некогда похищенными рабочими Шлимана из того же раскопа. Эти предметы уже прошли исследование на состав металлов. Исследование было проведено под руководством профессора Университета Эберхарда и Карла (Тюбинген, Германия) Эрнста Пернички, который сформировал соответствующую базу данных. Еще одна коллекция драгоценных предметов из Троады, близкая по составу троянской коллекции Шлимана и хранящаяся в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета в Филадельфии (США), также анализировалась Перничкой. Как надеются в Пушкинском музее, их исследование значительно расширит и дополнит этот уникальный массив научной информации.

Толстиков рассказал, что работа по исследованию золота Шлимана происходит в залах постоянной экспозиции, за прозрачными ширмами-витринами, отгородившими рабочую зону ученых от посетителей. Это сильно облегчило работу с точки зрения перемещения экспонатов, так как была создана настоящая мини-лаборатория. По словам Марины Лошак, берлинские коллеги выразили восхищение приборами, которые стоят прямо в экспозиции музея, под рукой, — им для аналогичных исследований приходится посылать свои предметы в лабораторию в Мюнхене, что весьма замедляет процедуру.

Предметы из кладов, найденных Генрихом Шлиманом. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Предметы из кладов, найденных Генрихом Шлиманом.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Недавно в ГМИИ приезжала делегация из Музея доисторического периода и древней истории Государственных музеев Берлина Фонда прусского культурного наследия, где до Великой Отечественной войны хранились находки Шлимана. «Мы хотим, чтобы этот исследовательский проект стал международным», — сказал Владимир Толстиков. С Музеем доисторического периода и древней истории ГМИИ (совместно с ГИМ и Эрмитажем) уже сделал три выставки в рамках цикла «Европа без границ»: «Эпоха Меровингов» (2007), «Бронзовый век» (2013) и «Железный век» (2020). На конец этого года намечена четвертая, речь о которой шла уже давно. Это проект «Миры Шлимана», посвященный 200-летию со дня рождения Генриха Шлимана (планируемые даты 10 декабря 2022 года — 10 марта 2023 года), — результат сотрудничества ГМИИ с Государственными музеями Берлина и Национальным археологическим музеем Афин. Сначала ее покажут в Берлине, а потом, в декабре, в Москве к экспозиции присоединится не подлежащая вывозу российская часть.

Результаты исследования можно увидеть на постоянно обновляемом сайте «Золото Трои», где также выкладываются фото, видеоролики, новости и планы проекта.

Марина Лошак подытожила, что теперь наступает пора второй стадии, для которой отобраны следующие 65 предметов.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+