18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Золото Шлимана на выставке в Москве предстанет изученным и отреставрированным

Большая диадема из «Клада А». 2400 – 2200 гг. до н.э. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Большая диадема из «Клада А». 2400 – 2200 гг. до н.э.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Пушкинском музее представили промежуточные результаты проекта по изучению троянского клада, полтора столетия назад перевернувшего представление об истории Древней Греции, и рассказали о грядущей выставке

На пресс-конференции в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представили промежуточные результаты проекта по изучению золота Шлимана, начавшегося прошлым летом. Сейчас завершилось исследование первых 65 экспонатов.

«В июне 2021 года мы начали это исследование, важное для всего мирового искусства, в партнерстве с золотодобывающей компанией „Полюс“. Мы проделали первую часть этой работы, которая будет еще достаточно долгой», — сказала директор музея Марина Лошак.

Владимир Толстиков, заведующий отделом искусства и археологии античного мира, рассказал, что экспонаты в рамках исследования изучались как отдельные предметы, так и как группы, чтобы сопоставить состав металла в различных группах.

Он напомнил, что бизнесменом и археологом Генрихом Шлиманом в 1870–1890-х годах в Трое было найдено 19 комплексов (кладов), самым известным из которых является так называемый клад Приама, названный по имени легендарного троянского царя. Однако эти артефакты на самом деле происходят из слоя «Троя-2», который на тысячу лет старше, чем примерная дата событий Троянской войны (то есть датируется 2550–2250 годами до новой эры). Более 400 трофейных предметов после вывоза из Германии оказались в Эрмитаже (в основном бронза, керамика, камень), в ГМИИ же находятся 259 предметов из 13 кладов. Это сосуды, антропоморфные фигурки, каменные топоры-молоты, изделия из горного хрусталя и т. д., но в первую очередь знаменитые золотые украшения. «Наша задача на этом материале, — отметил Владимир Толстиков, — создать методику, проверить ее, набрать необходимую сумму данных. Впервые мы открыто показали эти предметы только в 1996 году, и уже тогда у нас с коллегами возникла мечта тщательно их исследовать, однако тогда не существовало пригодных для этого приборов. Современная же техника — полученные нами микрорентгенофлуоресцентный спектрометр и безокулярный стереомикроскоп — позволяет делать чудеса. Мы смогли создать банк данных по предметам разных периодов. Всего мастерская, создававшая эти вещи, работала в течение 300 лет и погибла при очередном падении города, погибли все носители этой культуры, так что эти изделия абсолютно уникальны».

Была сделана детальная фотосъемка каждого предмета, с помощью видеомикроскопа высокого разрешения измерены все их элементы, а также был изучен состав металлов. Все измерения и комплексные исследования проводились бесконтактно. Также были взяты пробы металла. Вся эта информация собирается в цифровом паспорте экспоната.

Завотделом искусства и археологии античного мира Владимир Толстиков с коллегой в процессе работы. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Завотделом искусства и археологии античного мира Владимир Толстиков с коллегой в процессе работы.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Технико-технологические исследования позволят узнать, какие приемы использовались древними ювелирами-торевтами, и ответят на целый ряд других вопросов. Изучение состава металлов с помощью аналитического оборудования, в том числе рентгенофлуоресцентного спектрометра, поможет установить источники получения металла.

По словам Владимира Толстикова, данные, полученные в Москве, интересно сравнить с результатами анализов из института Тюбингена, проведенных с предметами из Археологического музея Стамбула, некогда похищенными рабочими Шлимана из того же раскопа. Эти предметы уже прошли исследование на состав металлов. Исследование было проведено под руководством профессора Университета Эберхарда и Карла (Тюбинген, Германия) Эрнста Пернички, который сформировал соответствующую базу данных. Еще одна коллекция драгоценных предметов из Троады, близкая по составу троянской коллекции Шлимана и хранящаяся в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета в Филадельфии (США), также анализировалась Перничкой. Как надеются в Пушкинском музее, их исследование значительно расширит и дополнит этот уникальный массив научной информации.

Толстиков рассказал, что работа по исследованию золота Шлимана происходит в залах постоянной экспозиции, за прозрачными ширмами-витринами, отгородившими рабочую зону ученых от посетителей. Это сильно облегчило работу с точки зрения перемещения экспонатов, так как была создана настоящая мини-лаборатория. По словам Марины Лошак, берлинские коллеги выразили восхищение приборами, которые стоят прямо в экспозиции музея, под рукой, — им для аналогичных исследований приходится посылать свои предметы в лабораторию в Мюнхене, что весьма замедляет процедуру.

Предметы из кладов, найденных Генрихом Шлиманом. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Предметы из кладов, найденных Генрихом Шлиманом.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Недавно в ГМИИ приезжала делегация из Музея доисторического периода и древней истории Государственных музеев Берлина Фонда прусского культурного наследия, где до Великой Отечественной войны хранились находки Шлимана. «Мы хотим, чтобы этот исследовательский проект стал международным», — сказал Владимир Толстиков. С Музеем доисторического периода и древней истории ГМИИ (совместно с ГИМ и Эрмитажем) уже сделал три выставки в рамках цикла «Европа без границ»: «Эпоха Меровингов» (2007), «Бронзовый век» (2013) и «Железный век» (2020). На конец этого года намечена четвертая, речь о которой шла уже давно. Это проект «Миры Шлимана», посвященный 200-летию со дня рождения Генриха Шлимана (планируемые даты 10 декабря 2022 года — 10 марта 2023 года), — результат сотрудничества ГМИИ с Государственными музеями Берлина и Национальным археологическим музеем Афин. Сначала ее покажут в Берлине, а потом, в декабре, в Москве к экспозиции присоединится не подлежащая вывозу российская часть.

Результаты исследования можно увидеть на постоянно обновляемом сайте «Золото Трои», где также выкладываются фото, видеоролики, новости и планы проекта.

Марина Лошак подытожила, что теперь наступает пора второй стадии, для которой отобраны следующие 65 предметов.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+