Много мифов и немного правды о Трое на выставке в Британском музее

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

Археологические свидетельства не всегда можно увязать с историческими событиями, а тем более с мифами

Филиппо Альбачини. «Раненый Ахилл». 1825. Фото: Chatsworth House/The Devonshire Collections, Chatsworth. Reproduced by permission of Chatsworth Settlement Trustees.
Филиппо Альбачини. «Раненый Ахилл». 1825.
Фото: Chatsworth House/The Devonshire Collections, Chatsworth. Reproduced by permission of Chatsworth Settlement Trustees.

Название выставки «Троя. Миф и реальность» в Британском музее акцентирует внимание на главном вопросе о легендарном городе древности, на который нет однозначного ответа и сегодня: где грань между мифами о Трое и археологическими артефактами, обнаруженными в XIX веке при раскопках на холме Гиссарлык на северо-западе современной Турции?

Основным источником информации о Трое и Троянской войне и сегодня остаются литературные памятники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, пьесы Еврипида, Софокла и Эсхила, эпическая поэма «Энеида» Вергилия. 

Вновь вернувшись к этой теме, кураторы выставки Эндрю Шепленд и Лесли Фиттон собрали более 300 экспонатов: античную вазопись, скульптуру, мозаику, саркофаги и другие редкие предметы с изображением Троянской войны и ее героев из Музея искусства и археологии Ашмола в Оксфорде, Датского национального музея в Копенгагене и музеев Берлина.

Экспозиция разведена по трем темам. Первая сфокусирована на древнегреческих и древнеримских мифах о Трое, и здесь собрана в основном чернофигурная и краснофигурная вазопись, дополненная другими редкими экспонатами, как римская серебряная чаша I века н.э. со сценой из «Илиады», где царь Трои Приам умоляет Ахилла вернуть тело его убитого сына Гектора, или одна из сохранившихся рукописей поэмы Гомера, датируемая XI веком. Второй раздел посвящен собственно «правде» о Трое, то есть археологическим раскопкам, начатым в 1870-е годы на холме Гиссарлык археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом. Результаты его раскопок стали сенсацией, ведь до этого мало кто верил в то, что Троя существовала на самом деле. Более 8 тыс. найденных там предметов, включающих золотые кольца и две диадемы, Шлиман назвал кладом Приама. 

«Приам и Ахилл». Серебряный кубок. I в. н.э. Фото: Roberta Fortuna and Kira Ursem/National Museet Denmark
«Приам и Ахилл». Серебряный кубок. I в. н.э.
Фото: Roberta Fortuna and Kira Ursem/National Museet Denmark

В 1877 году он привез свои сокровища в Лондон и показал в Музее Южного Кенсингтона (Музей Виктории и Альберта), а затем передал Этнографическому музею в Берлине, ныне Музею доисторического периода и ранней истории. Оттуда приехало около 100 предметов из шлимановской коллекции. 

Сегодня же известно, что находки Шлимана относятся к более древнему периоду, чем время Троянской войны, описанной Гомером, но кураторы решили не включать в экспозицию артефакты из раскопок последующих, более поздних слоев. 
«Хотя большинство археологов сегодня сходятся во мнении, что Гиссарлык и есть то место, где находилась древняя Троя, вопрос о том, действительно ли там найдены свидетельства Троянской войны, остается дискуссионным, — говорят они. — Проблема в том, что археологические свидетельства не всегда можно увязать с историческими событиями, а тем более с мифами». 

О том же, что мифы и после Гомера продолжали и продолжают волновать воображение, — последний раздел выставки. Из самого запоминающегося здесь  — «Суд Париса» Лукаса Кранаха Старшего, отреставрированная скульптура Филиппо Альбачини «Раненый Ахилл» (1825), монументальная фоторабота перформансистки и феминистки Элинор Антин «Суд Париса (в подражание Рубенсу)» (2007), эффектная световая инсталляция Спенсера Финча «Щит Ахилла» (2013). 

Британский музей
Троя. Миф и реальность
До 8 марта

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+