18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Много мифов и немного правды о Трое на выставке в Британском музее

№80
Материал из газеты

Археологические свидетельства не всегда можно увязать с историческими событиями, а тем более с мифами

Название выставки «Троя. Миф и реальность» в Британском музее акцентирует внимание на главном вопросе о легендарном городе древности, на который нет однозначного ответа и сегодня: где грань между мифами о Трое и археологическими артефактами, обнаруженными в XIX веке при раскопках на холме Гиссарлык на северо-западе современной Турции?

Основным источником информации о Трое и Троянской войне и сегодня остаются литературные памятники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, пьесы Еврипида, Софокла и Эсхила, эпическая поэма «Энеида» Вергилия. 

Вновь вернувшись к этой теме, кураторы выставки Эндрю Шепленд и Лесли Фиттон собрали более 300 экспонатов: античную вазопись, скульптуру, мозаику, саркофаги и другие редкие предметы с изображением Троянской войны и ее героев из Музея искусства и археологии Ашмола в Оксфорде, Датского национального музея в Копенгагене и музеев Берлина.

Экспозиция разведена по трем темам. Первая сфокусирована на древнегреческих и древнеримских мифах о Трое, и здесь собрана в основном чернофигурная и краснофигурная вазопись, дополненная другими редкими экспонатами, как римская серебряная чаша I века н.э. со сценой из «Илиады», где царь Трои Приам умоляет Ахилла вернуть тело его убитого сына Гектора, или одна из сохранившихся рукописей поэмы Гомера, датируемая XI веком. Второй раздел посвящен собственно «правде» о Трое, то есть археологическим раскопкам, начатым в 1870-е годы на холме Гиссарлык археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом. Результаты его раскопок стали сенсацией, ведь до этого мало кто верил в то, что Троя существовала на самом деле. Более 8 тыс. найденных там предметов, включающих золотые кольца и две диадемы, Шлиман назвал кладом Приама. 

В 1877 году он привез свои сокровища в Лондон и показал в Музее Южного Кенсингтона (Музей Виктории и Альберта), а затем передал Этнографическому музею в Берлине, ныне Музею доисторического периода и ранней истории. Оттуда приехало около 100 предметов из шлимановской коллекции. 

Сегодня же известно, что находки Шлимана относятся к более древнему периоду, чем время Троянской войны, описанной Гомером, но кураторы решили не включать в экспозицию артефакты из раскопок последующих, более поздних слоев. 
«Хотя большинство археологов сегодня сходятся во мнении, что Гиссарлык и есть то место, где находилась древняя Троя, вопрос о том, действительно ли там найдены свидетельства Троянской войны, остается дискуссионным, — говорят они. — Проблема в том, что археологические свидетельства не всегда можно увязать с историческими событиями, а тем более с мифами». 

О том же, что мифы и после Гомера продолжали и продолжают волновать воображение, — последний раздел выставки. Из самого запоминающегося здесь  — «Суд Париса» Лукаса Кранаха Старшего, отреставрированная скульптура Филиппо Альбачини «Раненый Ахилл» (1825), монументальная фоторабота перформансистки и феминистки Элинор Антин «Суд Париса (в подражание Рубенсу)» (2007), эффектная световая инсталляция Спенсера Финча «Щит Ахилла» (2013). 

Британский музей
Троя. Миф и реальность
До 8 марта

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+