18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Много мифов и немного правды о Трое на выставке в Британском музее

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

Археологические свидетельства не всегда можно увязать с историческими событиями, а тем более с мифами

Филиппо Альбачини. «Раненый Ахилл». 1825. Фото: Chatsworth House/The Devonshire Collections, Chatsworth. Reproduced by permission of Chatsworth Settlement Trustees.
Филиппо Альбачини. «Раненый Ахилл». 1825.
Фото: Chatsworth House/The Devonshire Collections, Chatsworth. Reproduced by permission of Chatsworth Settlement Trustees.

Название выставки «Троя. Миф и реальность» в Британском музее акцентирует внимание на главном вопросе о легендарном городе древности, на который нет однозначного ответа и сегодня: где грань между мифами о Трое и археологическими артефактами, обнаруженными в XIX веке при раскопках на холме Гиссарлык на северо-западе современной Турции?

Основным источником информации о Трое и Троянской войне и сегодня остаются литературные памятники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, пьесы Еврипида, Софокла и Эсхила, эпическая поэма «Энеида» Вергилия. 

Вновь вернувшись к этой теме, кураторы выставки Эндрю Шепленд и Лесли Фиттон собрали более 300 экспонатов: античную вазопись, скульптуру, мозаику, саркофаги и другие редкие предметы с изображением Троянской войны и ее героев из Музея искусства и археологии Ашмола в Оксфорде, Датского национального музея в Копенгагене и музеев Берлина.

Экспозиция разведена по трем темам. Первая сфокусирована на древнегреческих и древнеримских мифах о Трое, и здесь собрана в основном чернофигурная и краснофигурная вазопись, дополненная другими редкими экспонатами, как римская серебряная чаша I века н.э. со сценой из «Илиады», где царь Трои Приам умоляет Ахилла вернуть тело его убитого сына Гектора, или одна из сохранившихся рукописей поэмы Гомера, датируемая XI веком. Второй раздел посвящен собственно «правде» о Трое, то есть археологическим раскопкам, начатым в 1870-е годы на холме Гиссарлык археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом. Результаты его раскопок стали сенсацией, ведь до этого мало кто верил в то, что Троя существовала на самом деле. Более 8 тыс. найденных там предметов, включающих золотые кольца и две диадемы, Шлиман назвал кладом Приама. 

«Приам и Ахилл». Серебряный кубок. I в. н.э. Фото: Roberta Fortuna and Kira Ursem/National Museet Denmark
«Приам и Ахилл». Серебряный кубок. I в. н.э.
Фото: Roberta Fortuna and Kira Ursem/National Museet Denmark

В 1877 году он привез свои сокровища в Лондон и показал в Музее Южного Кенсингтона (Музей Виктории и Альберта), а затем передал Этнографическому музею в Берлине, ныне Музею доисторического периода и ранней истории. Оттуда приехало около 100 предметов из шлимановской коллекции. 

Сегодня же известно, что находки Шлимана относятся к более древнему периоду, чем время Троянской войны, описанной Гомером, но кураторы решили не включать в экспозицию артефакты из раскопок последующих, более поздних слоев. 
«Хотя большинство археологов сегодня сходятся во мнении, что Гиссарлык и есть то место, где находилась древняя Троя, вопрос о том, действительно ли там найдены свидетельства Троянской войны, остается дискуссионным, — говорят они. — Проблема в том, что археологические свидетельства не всегда можно увязать с историческими событиями, а тем более с мифами». 

О том же, что мифы и после Гомера продолжали и продолжают волновать воображение, — последний раздел выставки. Из самого запоминающегося здесь  — «Суд Париса» Лукаса Кранаха Старшего, отреставрированная скульптура Филиппо Альбачини «Раненый Ахилл» (1825), монументальная фоторабота перформансистки и феминистки Элинор Антин «Суд Париса (в подражание Рубенсу)» (2007), эффектная световая инсталляция Спенсера Финча «Щит Ахилла» (2013). 

Британский музей
Троя. Миф и реальность
До 8 марта

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+