18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русская «Коллекция» в Центре Помпиду больше не будет прирастать

Борис Орлов. «Национальный тотем. А.С.Пушкин в маршальском мундире». 1982. Фотомонтаж.  Фрагмент. Дар Владимира и Ларисы Фудим. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Борис Орлов. «Национальный тотем. А.С.Пушкин в маршальском мундире». 1982. Фотомонтаж. Фрагмент. Дар Владимира и Ларисы Фудим.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Парижский музей отказался от третьего благотворительного транша Фонда Владимира Потанина, предназначенного для пополнения коллекции русского искусства, его изучения и популяризации. Все подаренные прежде произведения останутся в музее

Центр Помпиду приостановил получение пожертвования в размере €586 тыс., которое должно было поступить в музей этой осенью от Благотворительного фонда Владимира Потанина. Транш ожидался в рамках долговременной программы сотрудничества, по которой, как сообщает французская пресса, с 2016 по 2021 год музей уже получил два взноса в общей сложности на €1,3 млн. По сведениям газеты Le Monde, первоначально музей был готов принять третье пожертвование (после того как получил зеленый свет от французских министерств культуры и иностранных дел), однако позже решение было изменено.

Согласно информации издания, назвавшего это пожертвование «источником смущения», годовой бюджет Центра Помпиду на приобретение новых произведений составляет всего €1,8 млн, то есть фонд российского бизнесмена вносил заметный вклад в пополнение коллекции.

Центр Помпиду. Фото: Jean-Pierre Dalbéra
Центр Помпиду.
Фото: Jean-Pierre Dalbéra

Сотрудничество между музеем и фондом стало зримым в 2016–2017 годах, когда в Центре Помпиду прошла выставка советского андерграундного и постсоветского искусства «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000». Произведения из нее были подарены российскими коллекционерами (среди которых — Инна Баженова, Маргарита Пушкина, Екатерина и Владимир Семенихины, Игорь Цуканов и другие) и приобретены у художников или их наследников — средства на это, а также на организацию выставки, каталог и транспортировку работ во Францию предоставил Фонд Потанина. Отбор 250 произведений осуществила вместе с Николя Люччи-Гутниковым, научным сотрудником Центра Помпиду, вдохновитель всего проекта Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва.

«Пополнение русской коллекции Центра Помпиду — символический акт, направленный на поощрение интеграции русского искусства в живую культуру. Подарив некоторое время назад „Черный квадрат“ Малевича Эрмитажу в Санкт-Петербурге, я хотел совершить символический поступок, и за ним последовало немало пожертвований в фонд этого музея», — цитировала в 2017 году Le Figaro слова Владимира Потанина.

Владимир Потанин. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Владимир Потанин.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Благодаря этой акции собрание Центра Помпиду пополнилось картинами ряда художников-нонконформистов 1960-х, утопическими проектами «бумажных архитекторов» 1980-х и соц-артом, работами Эрика Булатова, Андрея Кузькина, Олега Кулика, Михаила Рогинского, арт-групп «Синие носы» и «Что делать». Дарители во главе с Владимиром Потаниным и Ольгой Свибловой стали в 2017 году лауреатами Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад». Позже выставка «Коллекция!» была дополнена новыми поступлениями («Коллекция+»).

Сейчас на вопрос, намерен ли Центр Помпиду вернуть какие-либо произведения, в музее ответили: «Работы, подаренные Фондом Потанина, принадлежат национальным публичным коллекциям».

Второй платеж в размере около €700 тыс. был использован для поддержания запущенной в 2017 году программы по изучению коллекции. Этот трехлетний исследовательский проект под названием «Россия ХХ век» включал научные симпозиумы, публикации текстов и гранты для молодых исследователей и кураторов, а также ежемесячные конференции «Русские хроники». В планах были перевод на французский язык и издание эссе и статей, написанных художниками, искусствоведами и теоретиками современного искусства, а также изучение наследия нонконформистов, обосновавшихся во Франции начиная с 1970-х годов. Третий денежный транш, намеченный на эту осень, должен был обеспечить финансирование дальнейших инициатив.

Вернисаж выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000». Фото: M.Lasson/Center Pompidou
Вернисаж выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000».
Фото: M.Lasson/Center Pompidou

Этот долговременный проект высоко оценили специалисты многих стран. Помимо Премии The Art Newspaper Russia, в 2017 году Владимиру Потанину, Ольге Свибловой, Владимиру Семенихину и Игорю Цуканову, ставшим главными двигателями проекта «Коллекция!», были вручены ордена Почетного легиона. В 2018 году за этот же благотворительный проект Фонд Потанина был отмечен премией Corporate Art Awards, вручение которой проходило в Европейском парламенте в Брюсселе.

На сегодняшний день Владимир Потанин остается одним из немногих российских олигархов, избежавших значительных санкций.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+