Русская «Коллекция» в Центре Помпиду больше не будет прирастать

Борис Орлов. «Национальный тотем. А.С.Пушкин в маршальском мундире». 1982. Фотомонтаж.  Фрагмент. Дар Владимира и Ларисы Фудим. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Борис Орлов. «Национальный тотем. А.С.Пушкин в маршальском мундире». 1982. Фотомонтаж. Фрагмент. Дар Владимира и Ларисы Фудим.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Парижский музей отказался от третьего благотворительного транша Фонда Владимира Потанина, предназначенного для пополнения коллекции русского искусства, его изучения и популяризации. Все подаренные прежде произведения останутся в музее

Центр Помпиду приостановил получение пожертвования в размере €586 тыс., которое должно было поступить в музей этой осенью от Благотворительного фонда Владимира Потанина. Транш ожидался в рамках долговременной программы сотрудничества, по которой, как сообщает французская пресса, с 2016 по 2021 год музей уже получил два взноса в общей сложности на €1,3 млн. По сведениям газеты Le Monde, первоначально музей был готов принять третье пожертвование (после того как получил зеленый свет от французских министерств культуры и иностранных дел), однако позже решение было изменено.

Согласно информации издания, назвавшего это пожертвование «источником смущения», годовой бюджет Центра Помпиду на приобретение новых произведений составляет всего €1,8 млн, то есть фонд российского бизнесмена вносил заметный вклад в пополнение коллекции.

Центр Помпиду. Фото: Jean-Pierre Dalbéra
Центр Помпиду.
Фото: Jean-Pierre Dalbéra

Сотрудничество между музеем и фондом стало зримым в 2016–2017 годах, когда в Центре Помпиду прошла выставка советского андерграундного и постсоветского искусства «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000». Произведения из нее были подарены российскими коллекционерами (среди которых — Инна Баженова, Маргарита Пушкина, Екатерина и Владимир Семенихины, Игорь Цуканов и другие) и приобретены у художников или их наследников — средства на это, а также на организацию выставки, каталог и транспортировку работ во Францию предоставил Фонд Потанина. Отбор 250 произведений осуществила вместе с Николя Люччи-Гутниковым, научным сотрудником Центра Помпиду, вдохновитель всего проекта Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва.

«Пополнение русской коллекции Центра Помпиду — символический акт, направленный на поощрение интеграции русского искусства в живую культуру. Подарив некоторое время назад „Черный квадрат“ Малевича Эрмитажу в Санкт-Петербурге, я хотел совершить символический поступок, и за ним последовало немало пожертвований в фонд этого музея», — цитировала в 2017 году Le Figaro слова Владимира Потанина.

Владимир Потанин. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Владимир Потанин.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Благодаря этой акции собрание Центра Помпиду пополнилось картинами ряда художников-нонконформистов 1960-х, утопическими проектами «бумажных архитекторов» 1980-х и соц-артом, работами Эрика Булатова, Андрея Кузькина, Олега Кулика, Михаила Рогинского, арт-групп «Синие носы» и «Что делать». Дарители во главе с Владимиром Потаниным и Ольгой Свибловой стали в 2017 году лауреатами Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад». Позже выставка «Коллекция!» была дополнена новыми поступлениями («Коллекция+»).

Сейчас на вопрос, намерен ли Центр Помпиду вернуть какие-либо произведения, в музее ответили: «Работы, подаренные Фондом Потанина, принадлежат национальным публичным коллекциям».

Второй платеж в размере около €700 тыс. был использован для поддержания запущенной в 2017 году программы по изучению коллекции. Этот трехлетний исследовательский проект под названием «Россия ХХ век» включал научные симпозиумы, публикации текстов и гранты для молодых исследователей и кураторов, а также ежемесячные конференции «Русские хроники». В планах были перевод на французский язык и издание эссе и статей, написанных художниками, искусствоведами и теоретиками современного искусства, а также изучение наследия нонконформистов, обосновавшихся во Франции начиная с 1970-х годов. Третий денежный транш, намеченный на эту осень, должен был обеспечить финансирование дальнейших инициатив.

Вернисаж выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000». Фото: M.Lasson/Center Pompidou
Вернисаж выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000».
Фото: M.Lasson/Center Pompidou

Этот долговременный проект высоко оценили специалисты многих стран. Помимо Премии The Art Newspaper Russia, в 2017 году Владимиру Потанину, Ольге Свибловой, Владимиру Семенихину и Игорю Цуканову, ставшим главными двигателями проекта «Коллекция!», были вручены ордена Почетного легиона. В 2018 году за этот же благотворительный проект Фонд Потанина был отмечен премией Corporate Art Awards, вручение которой проходило в Европейском парламенте в Брюсселе.

На сегодняшний день Владимир Потанин остается одним из немногих российских олигархов, избежавших значительных санкций.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+