18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дуэли, дубль два: та же концепция — другие экспонаты

«Наставление королю в искусстве верховой езды». Печатная книга на французском языке. Париж, издатель Пьер Роколе, 1627.  Антуан де Плювинель. Российская государственная библиотека, Москва. Фото: Музеи Московского Кремля
«Наставление королю в искусстве верховой езды». Печатная книга на французском языке. Париж, издатель Пьер Роколе, 1627. Антуан де Плювинель. Российская государственная библиотека, Москва.
Фото: Музеи Московского Кремля

Команде Музеев Московского Кремля удалось заново собрать на российском материале выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», планировавшуюся как международная и не состоявшуюся

Большая выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», которую Музеи Московского Кремля готовили с 2019 года, должна была стать впечатляющим смотром «мужских сокровищ» XVI–XVIII веков из лучших музеев Западной Европы, включая Прадо, Лувр и Королевскую коллекцию Великобритании. Подвели сроки: ее планировали открыть 4 марта, то есть спустя неделю после начала украинской спецоперации. В Кремле даже успели смонтировать экспозицию, однако вернисаж так и не состоялся: западные музеи, один за другим, отзывали экспонаты.

Бродя между зияющими витринами, специально возведенными в Успенской звоннице и Патриаршем дворце для доспехов, оружия, портретов знаменитых дуэлянтов и документаций их казней, российские кураторы Василий Новоселов и Федор Панфилов вдруг решились на экстремальное и невиданное. И осуществили свой замысел. За два месяца они собрали выставку заново, причем исключительно на материале из российских музеев. Ее основная концепция и даже разделы остались неизменными: это рассказ о том, как во Франции, Испании, Священной Римской империи дуэль превращалась из средневекового способа совершения правосудия в бретерские поединки, запрещаемые властями, но при этом совершенно необходимые для аристократии и ее чувства собственного достоинства.

Пистолеты седельные, пара. Мастера: Джеронимо Мутто (ствол), Стефано Сиоли (замок). Брешиа, последняя четверть XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Пистолеты седельные, пара. Мастера: Джеронимо Мутто (ствол), Стефано Сиоли (замок). Брешиа, последняя четверть XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Собрать выставку в столь сжатые сроки кажется немыслимым даже с точки зрения оформления документов, но все-таки оказалось возможным. Тут совпало несколько обстоятельств.

Во-первых, хотя две трети экспонатов иностранцы отозвали, оставшиеся — около 70 вещей — все-таки происходили из российских собраний. Следовало лишь дополнить этот костяк. В итоге в Музеях Кремля будет представлено почти 160 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Во-вторых, за четыре года, пока выставка готовилась, кураторы самым тщательным образом изучили все, что имеется в наших музеях, и поэтому в их голове сразу сформировался список «заместителей». Как рассказал нам Федор Панфилов, в стране хранятся предметы высочайшего класса, а потому уровень выставки если и упадет, то не сильно. Например, вместо драгоценного доспеха императора Священной Римской империи мы увидим доспех второго лица в том же государстве — эрцканцлера Альбрехта Бранденбургского. Обнаружился в собрании Государственного исторического музея и доспех короля Франциска I Французского (это трофеи и Второй мировой, и Наполеоновских войн).

Наконец, как подчеркнул Панфилов, чудо стало возможным благодаря невиданной солидарности, которую проявили отечественные музеи и библиотеки, чтобы поддержать коллег, лишившихся столь долго вынашиваемого проекта прямо накануне вернисажа. Это Эрмитаж, ГИМ, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Библиотека РАН, РГБ, РНБ, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. А ту, неосуществленную интернациональную экспозицию мы сможем представить себе по уже готовому каталогу (новый делать не будут), а также по видеозаписям, на основе которых обещают запустить виртуальные кураторские экскурсии.

Искусство поединка предстает перед нами на выставке не как срез войн и смертей, а как повседневный образ жизни монархов и высшей аристократии. Важнейший элемент придворной культуры, дуэль оказывается окруженной невероятным числом изысканных и сложных ритуалов. Которые вдобавок требуют огромного количества разнообразных дорогостоящих аксессуаров — изделий придворных ремесленников. Причем собственно оружие среди этого набора хоть и важнейший, но не единственный предмет. Это инкрустированные золотом и серебром доспехи, одежда, мужские украшения и аксессуары, а также манускрипты (в частности, учебники фехтования), гравюры и портретные изображения.

Шпага. Голландия, Амстердам, конец XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Шпага. Голландия, Амстердам, конец XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Хронологические рамки выставки — c XVI по начало XVIII века, хотя самые ранние экспонаты напоминают о еще средневековой традиции «Божьего суда» — поединков, когда победа в бою доказывала, что победитель, в отличие от проигравшего, не солгал. В этот период судебные поединки совершались лишь с разрешения короля. Но позже они перерождаются в дуэли в защиту собственной чести, над которой монарх был не властен. Экспонаты XVI века показывают нам блестящих королей-рыцарей эпохи Ренессанса — императора Карла V и Франциска I, которые громогласно годами бросали друг другу вызов, но так и не встретились на ристалище, а также других французских монархов и их фаворитов — участников знаменитой «дуэли миньонов». Французские портреты, близкие к школе Клуэ, вместо Лувра предоставил Эрмитаж. Мы увидим лица таких прославленных в свое время участников поединков, как безжалостный Гийом Дюпра, барон де Витто или маршал Франции Жан-Батист Бюд де Гебриан. Затем мы оказываемся в XVII веке, когда короли пытаются активно бороться против этого обычая и даже устраивают показательные казни. Панорама феномена дуэлей завершается правлением Людовика XIV, объявившего себя «победителем дуэлей». После его кончины в начале XVIII века дуэльная лихорадка вспыхнет вновь. Но это будет уже совсем другая история дуэлей — новейшая, которую в этом проекте решили не рассказывать.

Музеи Московского Кремля
«Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления»
13 мая — 14 августа

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+