18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей в Малаге вынужден закрыться

Казимир Малевич. «Красная конница». Около 1932. Фото: Государственный Русский музей
Казимир Малевич. «Красная конница». Около 1932.
Фото: Государственный Русский музей

Филиал Государственного Русского музея в Малаге, который прекращает работу ввиду логистических и финансовых проблем, наконец отправил шедевры из российского собрания обратно

Филиал Русского музея в Малаге после некоторого состояния неопределенности вынужден закрыться, сообщает испанское издание El Español. Картины из ГРМ, находившиеся там на завершившихся в апреле выставках, возвращаются в Санкт-Петербург.

Процесс, по сообщениям испанской прессы, начался после разрешения логистических трудностей. Речь идет о работах с выставок «Война и мир в русском искусстве», «Авангарды в русском искусстве первой половины ХХ века», «Достоевский из Русского музея» и «Маяковский — художник и поэт», где были представлены картины Василия Кандинского, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина и других. Издание El Diario сообщило, что процесс транспортировки стартовал 9 мая. Ожидается, что перевозка займет около недели, причем она пройдет частично морским путем, через Германию и Балтийское море.

Процесс демонтажа работ. Фото: Colección del Museo Ruso, Málaga
Процесс демонтажа работ.
Фото: Colección del Museo Ruso, Málaga

Решение о закрытии филиала было принято Городским советом Малаги в конце апреля. Ранее предполагалось, что музей будет находиться «в спячке» до окончания спецоперации, однако теперь совет постановил не возобновлять культурные мероприятия. Помимо очевидных политических причин, есть и практические: филиал не может получать новые экспонаты, а также проводить банковские операции с российской стороной. По сообщению El Diario, мэрия Малаги платила Русскому музею €400 тыс. в год, а сейчас эти переводы осуществлять невозможно. До 24 февраля мэрия успела провести два платежа: €20 тыс. за транспорт (4 февраля) и еще один, в размере €1 тыс. — киноконцерну «Мосфильм» (16 февраля) за программу кинопоказов, прошедшую в филиале. Мэр Малаги Франсиско де ла Торре сообщил, что «масштабы санкций препятствуют любым транзакциям, и это делает новые выставки невозможными».

Чтобы прощание «было менее горьким», музей разработал специальную программу: до 2 мая действовал бесплатный вход, проводились экскурсии, можно было понаблюдать за процессом демонтажа картин и принять участие в кинопоказах.

Филиал Государственного Русского музея в Малаге. Фото: Headout Inc.
Филиал Государственного Русского музея в Малаге.
Фото: Headout Inc.

В качестве «вынужденной меры», как сообщает газета El País, учреждение завершит свою работу выставкой Пабло Пикассо из фондов музея художника Casa Natal. Решение было принято после того, как стало очевидно, что из-за ситуации с Украиной ротация произведений между Малагой и Петербургом остановилась и показывать в стенах филиала нечего. С 3 мая учреждение закрыто на эту реэкспозицию, последний день его работы пока не называют.

«Настоящей головоломкой», как пишет испанская пресса, представляется будущее филиала Русского музея после завершения предстоящей выставки. Позиция мэра Малаги, высказанная им в марте, заключается в том, что наличие музея русского искусства «было и остается престижным для города» и отказываться от него «неразумно». Также чиновников волнует дальнейшая судьба 80 сотрудников институции, которые останутся без работы, если филиал закроется окончательно. Это муниципальные служащие, а сам музей интегрирован в муниципальное государственное агентство, которое также координирует работу музея Casa Natal.

Одна из недавно завершившихся выставок — «Авангарды в русском искусстве первой половины ХХ века». Фото: Colección del Museo Ruso, Málaga
Одна из недавно завершившихся выставок — «Авангарды в русском искусстве первой половины ХХ века».
Фото: Colección del Museo Ruso, Málaga

Сейчас обсуждается возможность устроить в опустевшем пространстве большую выставку, посвященную миру, с привлечением художников разных национальностей. Мэр Малаги был раскритикован оппонентами за излишне мягкую позицию по этому вопросу и отказ резко порывать с Россией.

Первый филиал Русского музея за рубежом открылся в 2015 году в здании «Табакалеры» (бывшая табачная фабрика). Согласно договору, подписанному музеем с мэрией Малаги, ежегодно должны были проходить три выставки: одна «постоянная» (до 9 месяцев) и две временные (до 6 месяцев). За 7 лет работы Русский музей в Малаге провел 40 выставок и принял 750 тыс. посетителей. Всего год назад договор о сотрудничестве был продлен до 2035 года.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+