18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Петербурге спорят за душу Фауста

Экспозиция «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки. Фото: Юлия Михеева
Экспозиция «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки.
Фото: Юлия Михеева

Выставка «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки погружает зрителя в пространственный и звуковой вакуум, отсекая от внешнего мира и заставляя задуматься о самом важном

Создатели выставки «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки цитируют на сайте проекта и в пресс-релизе Альфреда Шнитке: «Как никогда, образ Фауста актуален сегодня, когда человечество овладело энергией, способной уничтожить или преобразить мир, но не нашло еще способа обуздать нервную энергию своего склонного к заблуждениям сознания, порождающую недоверие и вражду». И с этим трудно не согласиться.

Погружаясь в пространство экспозиции, зритель сталкивается с самыми разными интерпретациями образа Фауста в искусстве XVI–XXI веков. Музыка, живопись, графика, инсталляции буквально втягивают в спор за душу этого героя. Опера Гуно «Фауст» вступает в диалог с оперой Бойто «Мефистофель», оратория Берлиоза «Осуждение Фауста» — с «Фауст-симфонией» Листа.

Выставка отсекает зрителя от внешнего мира и заставляет задуматься о самом важном. Фото: Юлия Михеева
Выставка отсекает зрителя от внешнего мира и заставляет задуматься о самом важном.
Фото: Юлия Михеева

Тут же и старые мастера — Альбрехт Дюрер, Пьетро Перуджино, Рембрандт, спорящие с современными художниками Егором Крафтом, Ростаном Тавасиевым, Ольгой Тобрелутс, Нестором Энгельке и другими. Костюмы-скульптуры Андрея Бартенева ведут разговор с кинетическими объектами Инженерного театра АХЕ, видео-арт Елены Губановой и Ивана Говоркова — с аудиовизуальным перформансом Владимира Раннева и Марины Алексеевой.

«Главный принцип диалога старинных и современных работ — „прошлое в настоящем“: во все времена человек задается одними и теми же вопросами на пути познания самого себя», — говорит куратор выставки Елена Грумад.

Зритель невольно становится участником всепоглощающего разговора о полярных человеческих качествах, тотальном одиночестве, стремлении к всезнанию и всемогуществу и об осознании тщетности этого стремления. В то же время ему напоминают о спасении через искусство и красоту, о радости созидания новых существ, вещей и идей и об игре как способе постижения мира.

Художник выставки Юрий Сучков создал экспозицию, попав в которую, ты оказываешься в абсолютном вакууме — пространственном, цветовом и звуковом. И неоднозначном. С одной стороны, выбранный главным черный цвет создает ощущение бесконечности, с другой — залы выставки совсем небольшие. Противоречивость усиливают капсулы с видеоработами, покрытые острыми на вид, но мягкими на ощупь шипами из материала, поглощающего все внешние звуки. Как говорит Сучков, когда зритель находится в этом вакууме с сюжетом о Фаусте, острые вопросы рождаются внутри него самого.

На выставке произведения старых мастеров спорят с работами современных художников. Фото: Юлия Михеева
На выставке произведения старых мастеров спорят с работами современных художников.
Фото: Юлия Михеева

Отрешению от внешнего содействуют и наушники, которые выдают при входе на выставку. Когда посетитель идет по маршруту, устройство считывает информацию и воспроизводит музыку или рассказ, связанные именно с этой частью путешествия, благодаря чему многократно усиливается эффект погружения.

Вынырнув из залов, сняв наушники и выйдя на улицу, ощущаешь, что отдельные вопросы, которым на выставке удалось пробиться сквозь внешний шум, продолжают звучать в тебе и становятся все громче и громче.

Шереметевский дворец — Музей музыки
«Пять искушений Иоганна Фауста»
До 26 июня

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+