18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Мыслители рулят, а рулевые мыслят: словесные портреты музейных директоров

Метрополитен-музей. Очередь за билетами на выставку «Сокровища Тутанхамона» в 1978 году. Фото: The Met
Метрополитен-музей. Очередь за билетами на выставку «Сокровища Тутанхамона» в 1978 году.
Фото: The Met
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Вышли две первые книги из «Директорской серии», запущенной в начале 2022 года музеем «Гараж». Бывший глава Галереи Тейт представлен здесь своей программной лекцией 1996 года, а экс-директор Метрополитен-музея выступает автором мемуаров

Музейный директор — должность, конечно, почетная, но довольно загадочная в глазах непосвященных. То ли это пламенный просветитель, то ли снобствующий интеллектуал, то ли массовик-затейник, а может, и просто завхоз. Чем он занимается, доподлинно неизвестно — разве что речи произносит на вернисажах. Хотя скептическое отношение у посторонних легко уживается с романтическим: все-таки музей не автомойка — здесь явно нужны какие-то особые качества. Не исключено даже, что выдающиеся.

Именно выдающиеся представители этого подвида руководящих работников станут героями «Директорской серии». Издательская программа «Гаража» запустила ее совместно с Artguide Editions в начале года. Об очертаниях серии в целом можно пока судить лишь по нескольким ориентирам. В 2022 году ожидается выход книги Анк Маркар «Виллем Сандберг. Портрет художника» о легендарном директоре послевоенного Стеделейк-музея в Амстердаме. Писатель Лев Данилкин работает над биографической книгой об Ирине Антоновой. На более отдаленную перспективу заказаны труды о Понтюсе Хюльтене, главе парижского Центра Помпиду в 1974–1981 годах, и об Игоре Савицком, директоре художественного музея в Нукусе. Получится ли соблюсти намеченный график, станет понятно со временем.

А первые две книги «Директорской серии» уже на прилавках. Обе написаны от первого лица, но в совершенно разных жанрах, да и по объему они заметно различаются. «Опыт или интерпретация. Дилемма музеев современного искусства» Николаса Сероты, на протяжении 28 лет возглавлявшего лондонскую Галерею Тейт, — это и по форме, и по существу лекция, то есть текст не гигантский, доступный для восприятия на слух за один сеанс. Тогда как книга «Пусть мумии танцуют. Музей искусств Метрополитен изнутри» Томаса Ховинга, его руководителя с 1967 по 1977 год, в чистом виде беллетризованные мемуары, составляющие изрядный том в полтысячи страниц. Содержание этих двух изданий, как и следовало ожидать при столь разных исходных параметрах, мало между собой соотносится: внутренних рифм и параллелей почти нет.

Ховинг Т. Пусть мумии танцуют. Музей искусств Метрополитен изнутри. М.: ООО «Арт Гид», 2022. 492 с.
Ховинг Т. Пусть мумии танцуют. Музей искусств Метрополитен изнутри. М.: ООО «Арт Гид», 2022. 492 с.

«Опыт или интерпретация» Николаса Сероты выглядит сочинением концептуальным, чуть ли не программным. Лекция под таким названием была прочитана им в 1996 году на вечере памяти Уолтера Нейрата, основателя издательства Thames & Hudson. Фигура покойного Нейрата, страстного популяризатора мировой визуальной культуры, во многом предопределила тему того выступления: Серота говорил о принципах предъявления публике всевозможного музейного материала. В первую очередь — современного искусства, что обозначено и в заглавии лекции, но не только его.

Эти рассуждения прозвучали в тот момент, когда Тейт Модерн, главное и любимое детище Сероты, еще только проектировался. Соответственно, многие из провозглашенных тезисов получили яркую реализацию лишь впоследствии. Другие же, напротив, отошли на второй план или вовсе были пересмотрены.

Реконструкция «Комнаты проунов» Эль Лисицкого в Музее ван Аббе, Эйндховен. Фото: Van Abbemuseum
Реконструкция «Комнаты проунов» Эль Лисицкого в Музее ван Аббе, Эйндховен.
Фото: Van Abbemuseum

Сам Серота в «Предисловии к русскому изданию» прямо указывает на те аспекты, которые ему сегодня кажутся устаревшими или недостаточно ясно проговоренными в свое время. И даже самокритично констатирует, что его книга может быть воспринята сейчас как отмечающая, скорее, «закат канонического взгляда на XX век, чем начало нового, более плюралистического тысячелетия».

Однако дилемма «опыт или интерпретация» остается вполне актуальной. До сих пор в мире так и нет профессионального консенсуса насчет того, как правильнее преподносить искусство: по школам, этапам, хронологии или все же через выразительность, интуицию, аналогию. Хотя вернее будет сказать, что нынче это уже и не дилемма вовсе, а своего рода сад расходящихся тропок. И тезисы от Сероты, пусть даже почти 30-летней давности, вполне могут помочь с ориентированием.

Серота Н. Опыт или интерпретация. Дилемма музеев современного искусства. ООО «Арт Гид», 2022. 84 с.
Серота Н. Опыт или интерпретация. Дилемма музеев современного искусства. ООО «Арт Гид», 2022. 84 с.

Если в книге бывшего главы Тейт личные эмоции и технические обстоятельства его директорства большей частью выведены за скобки, то в мемуарах Томаса Ховинга (1931–2009) все обстоит иначе. Разумеется, автор всячески подчеркивает культурное значение и просветительскую миссию Met, однако сюжетная линия книги опирается на очень конкретные, детально описанные эпизоды, главное содержание которых — борьба за преобразования. Ховинг даже патетически именует себя «крестоносцем музейного дела». А коли объявлен «крестовый поход», то на войне как на войне. В переносном смысле, конечно, но все равно события развиваются по законам схватки и конкуренции.

Повествование Ховинга, конечно, не исповедь, но все же весьма откровенный рассказ в заявленном жанре «Метрополитен изнутри». Директорский его период состоял из череды проектов — больших и малых, просчитанных и авантюрных. И каждый давался с боем — особенно реконструкция главного здания, после которой музей увеличил площади почти вдвое. Враги становились друзьями и наоборот; попечители то выражали поддержку, то гнули свою линию; успехи чередовались с провалами. Ховинг-мемуарист предстает человеком страстным, амбициозным, деятельным — ну и коварным иногда, не без того. Пишет он обо всем без стеснения: мол, а как еще было сдувать пыль с громады Метрополитен?

Метрополитен-музей. Фото: The Met
Метрополитен-музей.
Фото: The Met

Экс-директор обладал неплохим литературным даром, который ощутимее всего проявлен в тех фрагментах, где автор впадает в иронию на грани сатиры. Поле для этого выглядит подходящим: действие происходит на фоне светской жизни Нью-Йорка 1960–1970-х годов (Ховинг и сам выходец из этой среды). Многие тогдашние реалии, конечно, изменились за минувшие полвека, но что-то подсказывает: далеко не все. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+