Сесилия Викунья: «Я прятала свои картины почти 40 лет»

Сесилия Викунья. 2017. Фото: Thomas Lohnes/Getty Images
Сесилия Викунья. 2017.
Фото: Thomas Lohnes/Getty Images
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

На открытии Венецианской биеннале художнице вручили почетного «Золотого льва», а осенью ее выставка пройдет в Тейт Модерн. Она рассказала нам о своих эфемерных скульптурах, инсталляциях из шерстяных нитей и живописи, которую пришлось писать дважды

Впервые в истории Венецианской биеннале в этом году почетные награды за вклад в искусство получили сразу две женщины — это случилось 23 апреля на открытии биеннале. Помимо Сесилии Викуньи, «Золотого льва» вручили немецкой художнице Катарине Фрич. Работы обеих представлены в основном проекте биеннале «Молоко сновидений» куратора Чечилии Алемани, где, также впервые, подавляющее большинство участников составили женщины.

Сесилия Викунья родилась в Сантьяго в 1948 году. Она была студенткой лондонской Школы изящ­ных искусств Феликса Слейда, когда в 1973 году в Чили случился государственный переворот. Викунья прожила в изгнании в Великобритании около двух лет, прежде чем перебраться в Колумбию, а затем в США — в Нью-Йорк.

Сесилия Викунья. «История красной нити». 2017. Фото: AP Photo/Jens Meyer/ТАСС
Сесилия Викунья. «История красной нити». 2017.
Фото: AP Photo/Jens Meyer/ТАСС

Уже 40 лет Сесилия Викунья создает концептуальные работы, которые вдохновлены древними ритуалами и затрагивают политические, экологические и гендерные различия, но ее искусство только недавно привлекло международное внимание. В 2017 году она показала свои перформансы и инсталляции на Documenta 14 в Афинах и Касселе. Работы, созданные ею в 1970–1980-х годах, за последние пять лет появились в коллекциях Тейт в Лондоне и Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. А в 2019 году состоялась ее первая крупная ретроспектива «Сесилия Викунья. Вот-вот случится» в Музее современного искусства в Северном Майами, кураторы которой, по словам художницы, «стремились представить мое творчество как сплав экологической, феминистской и иммерсивной практик». Мы публикуем интервью, которое Сесилия Викунья дала в связи с этой выставкой.

Вы издали почти 30 сборников стихов. Почему этот аспект вашего творчества до сих пор недооценен?

Мое творчество с самого начала представляло собой взаимодействие изобразительного искусства и поэзии. Этот момент был упущен из виду на предыдущих выставках, потому что, как известно, в мире поэзии нет места для художников, а в мире искусства — для поэтов. Моя первая выставка в Музее изящных искусств в Чили в 1971 году была художественно-поэтическим событием, но прошла совершенно незамеченной в мире искусства.

Ретроспектива «Сесилия Викунья. Вот-вот случится» в Музее современного искусства в Северном Майами. Фото: Daniel Bock/Courtesy of The Museum of Contemporary Art, North Miami.
Ретроспектива «Сесилия Викунья. Вот-вот случится» в Музее современного искусства в Северном Майами.
Фото: Daniel Bock/Courtesy of The Museum of Contemporary Art, North Miami.

У вас есть книга, где стихи перемежаются с изображениями ваших скульптур, которые вы называете «прекарио» (от латинского «нестабильные, временные»). Вы пишете, что ваше искусство «родилось на стыке двух вод: реки Аконк­агуа и Тихого океана». Что под этим имеется в виду?

Эта река — одно из самых почитаемых священных мест в Чили, но построенный там нефтеперерабатывающий завод уничтожил древнюю память о земле. Там-то я и осознала, что море живое, и именно тогда начала создавать подношения — скульп­туры «прекарио» — для того, чтобы вода забирала их. Книга стала ядром выставки, она относится к той части моего искусства, которая выражается в этих скульптурах. Это искусство, осознающее смерть.

Скульптуры «прекарио» создаются ради того, чтобы быть уничтоженными? Это их участь?

Да. Я начала создавать «прекарио» в январе 1966 года и до сих пор этим занимаюсь. Я продолжаю создавать скульптуры в той же манере, что и тогда — но не так, как если бы этот момент застыл в 1966 году, а так, как если бы он был и сейчас. Те скульптуры происходят из другого времени и пространства. Есть несколько фотографий, на которых запечатлены мои ранние произведения. Большую часть скульптур для этой выставки я создала заново.

Сесилия Викунья. Портрет Габриелы Мистраль, чилийской писательницы и дипломата. 1979. Фото: Courtesy of Lehmann Maupin
Сесилия Викунья. Портрет Габриелы Мистраль, чилийской писательницы и дипломата. 1979.
Фото: Courtesy of Lehmann Maupin

Расскажите о ваших картинах.

Большинство людей никогда не видели мои картины, потому что я прятала их почти 40 лет. Еще подростком я начала создавать причудливые абстрактные композиции, которые по замыслу были похожи на мои будущие скульп­туры «прекарио». Я выставляла скульптуры и картины вместе, но картины проигнорировали, а мне нужно было как-то выживать. После военного переворота в Чили в 1973 году жизнь стала очень трудной, и в мире не нашлось места для этих картин. Но в 2013 году британский искусствовед Дон Адес — выдающийся знаток художниц-сюрреалисток — случайно узнала, что у меня хранятся эти картины, и попросила показать их ей. Затем работы экспонировали в Лондоне и на Documenta 14 в 2017 году. К картинам, заново открытым, был огромный интерес. Я снова начала рисовать, потому что было обидно, что так много моих работ просто оказалось на свалке.

Вы говорили, что какие-то картины воспроизведены по памяти.

Поскольку я потеряла немало работ, то решила восстановить их, чтобы создать своего рода каталог-резоне. От многих картин не сохранилось ни одной фотографии, но я и так хорошо их помнила. Так что я начала воссоздавать то, что называю «двойниками», или новыми версиями моих утраченных произведений. Иногда они воссозданы по очень нечетким кадрам, а иногда — целиком по моим воспоминаниям. Изображение то же самое, но с некоторыми изменениями, конечно.

Сесилия Викунья. «Буги-вуги кипу». 2018. Фото: Courtesy of Lehmann Maupin
Сесилия Викунья. «Буги-вуги кипу». 2018.
Фото: Courtesy of Lehmann Maupin

В чем смысл ваших занавесей «кипу» из переплетенных шерстяных нитей?

Кипу рассматривается археологами как феномен, относящийся к мертвой культуре (культуре инков и других коренных народов Анд. — TANR), которая была уничтожена европейскими завоевателями в XV веке. Лично я, определяя кипу как точку в пространстве, превратила эти знаки древней культуры в живое проявление системы записи информации с помощью узелков из нитей. Кипу — это способ сообщить людям, что вы вступаете в новую концепцию пространства и времени по отношению к космосу. Я начала определять свое творчество девизом «вот-вот случится» еще в 1970-х. Это мой взгляд на то, как существует искусство. Искусство — это не то, что вы о нем думаете, а то, что вот-вот произойдет. Это сознание и осознание.

Венецианская биеннале современного искусства
«Молоко сновидений»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+