18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сесилия Викунья: «Я прятала свои картины почти 40 лет»

Сесилия Викунья. 2017. Фото: Thomas Lohnes/Getty Images
Сесилия Викунья. 2017.
Фото: Thomas Lohnes/Getty Images
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

На открытии Венецианской биеннале художнице вручили почетного «Золотого льва», а осенью ее выставка пройдет в Тейт Модерн. Она рассказала нам о своих эфемерных скульптурах, инсталляциях из шерстяных нитей и живописи, которую пришлось писать дважды

Впервые в истории Венецианской биеннале в этом году почетные награды за вклад в искусство получили сразу две женщины — это случилось 23 апреля на открытии биеннале. Помимо Сесилии Викуньи, «Золотого льва» вручили немецкой художнице Катарине Фрич. Работы обеих представлены в основном проекте биеннале «Молоко сновидений» куратора Чечилии Алемани, где, также впервые, подавляющее большинство участников составили женщины.

Сесилия Викунья родилась в Сантьяго в 1948 году. Она была студенткой лондонской Школы изящ­ных искусств Феликса Слейда, когда в 1973 году в Чили случился государственный переворот. Викунья прожила в изгнании в Великобритании около двух лет, прежде чем перебраться в Колумбию, а затем в США — в Нью-Йорк.

Сесилия Викунья. «История красной нити». 2017. Фото: AP Photo/Jens Meyer/ТАСС
Сесилия Викунья. «История красной нити». 2017.
Фото: AP Photo/Jens Meyer/ТАСС

Уже 40 лет Сесилия Викунья создает концептуальные работы, которые вдохновлены древними ритуалами и затрагивают политические, экологические и гендерные различия, но ее искусство только недавно привлекло международное внимание. В 2017 году она показала свои перформансы и инсталляции на Documenta 14 в Афинах и Касселе. Работы, созданные ею в 1970–1980-х годах, за последние пять лет появились в коллекциях Тейт в Лондоне и Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. А в 2019 году состоялась ее первая крупная ретроспектива «Сесилия Викунья. Вот-вот случится» в Музее современного искусства в Северном Майами, кураторы которой, по словам художницы, «стремились представить мое творчество как сплав экологической, феминистской и иммерсивной практик». Мы публикуем интервью, которое Сесилия Викунья дала в связи с этой выставкой.

Вы издали почти 30 сборников стихов. Почему этот аспект вашего творчества до сих пор недооценен?

Мое творчество с самого начала представляло собой взаимодействие изобразительного искусства и поэзии. Этот момент был упущен из виду на предыдущих выставках, потому что, как известно, в мире поэзии нет места для художников, а в мире искусства — для поэтов. Моя первая выставка в Музее изящных искусств в Чили в 1971 году была художественно-поэтическим событием, но прошла совершенно незамеченной в мире искусства.

Ретроспектива «Сесилия Викунья. Вот-вот случится» в Музее современного искусства в Северном Майами. Фото: Daniel Bock/Courtesy of The Museum of Contemporary Art, North Miami.
Ретроспектива «Сесилия Викунья. Вот-вот случится» в Музее современного искусства в Северном Майами.
Фото: Daniel Bock/Courtesy of The Museum of Contemporary Art, North Miami.

У вас есть книга, где стихи перемежаются с изображениями ваших скульптур, которые вы называете «прекарио» (от латинского «нестабильные, временные»). Вы пишете, что ваше искусство «родилось на стыке двух вод: реки Аконк­агуа и Тихого океана». Что под этим имеется в виду?

Эта река — одно из самых почитаемых священных мест в Чили, но построенный там нефтеперерабатывающий завод уничтожил древнюю память о земле. Там-то я и осознала, что море живое, и именно тогда начала создавать подношения — скульп­туры «прекарио» — для того, чтобы вода забирала их. Книга стала ядром выставки, она относится к той части моего искусства, которая выражается в этих скульптурах. Это искусство, осознающее смерть.

Скульптуры «прекарио» создаются ради того, чтобы быть уничтоженными? Это их участь?

Да. Я начала создавать «прекарио» в январе 1966 года и до сих пор этим занимаюсь. Я продолжаю создавать скульптуры в той же манере, что и тогда — но не так, как если бы этот момент застыл в 1966 году, а так, как если бы он был и сейчас. Те скульптуры происходят из другого времени и пространства. Есть несколько фотографий, на которых запечатлены мои ранние произведения. Большую часть скульптур для этой выставки я создала заново.

Сесилия Викунья. Портрет Габриелы Мистраль, чилийской писательницы и дипломата. 1979. Фото: Courtesy of Lehmann Maupin
Сесилия Викунья. Портрет Габриелы Мистраль, чилийской писательницы и дипломата. 1979.
Фото: Courtesy of Lehmann Maupin

Расскажите о ваших картинах.

Большинство людей никогда не видели мои картины, потому что я прятала их почти 40 лет. Еще подростком я начала создавать причудливые абстрактные композиции, которые по замыслу были похожи на мои будущие скульп­туры «прекарио». Я выставляла скульптуры и картины вместе, но картины проигнорировали, а мне нужно было как-то выживать. После военного переворота в Чили в 1973 году жизнь стала очень трудной, и в мире не нашлось места для этих картин. Но в 2013 году британский искусствовед Дон Адес — выдающийся знаток художниц-сюрреалисток — случайно узнала, что у меня хранятся эти картины, и попросила показать их ей. Затем работы экспонировали в Лондоне и на Documenta 14 в 2017 году. К картинам, заново открытым, был огромный интерес. Я снова начала рисовать, потому что было обидно, что так много моих работ просто оказалось на свалке.

Вы говорили, что какие-то картины воспроизведены по памяти.

Поскольку я потеряла немало работ, то решила восстановить их, чтобы создать своего рода каталог-резоне. От многих картин не сохранилось ни одной фотографии, но я и так хорошо их помнила. Так что я начала воссоздавать то, что называю «двойниками», или новыми версиями моих утраченных произведений. Иногда они воссозданы по очень нечетким кадрам, а иногда — целиком по моим воспоминаниям. Изображение то же самое, но с некоторыми изменениями, конечно.

Сесилия Викунья. «Буги-вуги кипу». 2018. Фото: Courtesy of Lehmann Maupin
Сесилия Викунья. «Буги-вуги кипу». 2018.
Фото: Courtesy of Lehmann Maupin

В чем смысл ваших занавесей «кипу» из переплетенных шерстяных нитей?

Кипу рассматривается археологами как феномен, относящийся к мертвой культуре (культуре инков и других коренных народов Анд. — TANR), которая была уничтожена европейскими завоевателями в XV веке. Лично я, определяя кипу как точку в пространстве, превратила эти знаки древней культуры в живое проявление системы записи информации с помощью узелков из нитей. Кипу — это способ сообщить людям, что вы вступаете в новую концепцию пространства и времени по отношению к космосу. Я начала определять свое творчество девизом «вот-вот случится» еще в 1970-х. Это мой взгляд на то, как существует искусство. Искусство — это не то, что вы о нем думаете, а то, что вот-вот произойдет. Это сознание и осознание.

Венецианская биеннале современного искусства
«Молоко сновидений»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+