18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Брат за брата: как Третьяковы собирали искусство и что из этого вышло впоследствии

Павел Михайлович Третьяков с семейством. 1884 г. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Павел Михайлович Третьяков с семейством. 1884 г.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Полный каталог произведений, принадлежавших братьям Третьяковым, отнюдь не выглядит констатацией общеизвестного. И в самом этом собирательстве, и в последующей судьбе двух коллекций имелось немало скрытых обстоятельств и драматических коллизий

Недавнее открытие музея Павла и Сергея Третьяковых в доме их детства, расположенном по 1-му Голутвинскому переулку в Москве, вызвало очередную волну медийного интереса к этим фигурам. Так что выход в свет двухтомника «Братья Третьяковы. Коллекции» (издательство «Слово») может быть воспринят как часть пиар-кампании, сопутствующей появлению нового музея. Однако у книги есть и куда более фундаментальная задача. Собранные здесь материалы имеют прямое отношение к генезису Третьяковской галереи в целом, и для нынешнего музея это издание — в некотором смысле «родословная» и исторический камертон. «Отцов-основателей» здесь чтут не по обязанности.

Именно с этим связано стремление обойтись без избыточной полиграфической роскоши. Как выразилась на презентации книги директор ГТГ Зельфира Трегулова, «издание пленяет своей демократичностью». Иначе говоря, двухтомник адресован не ценителям подарочных раритетов, а публике гораздо более широкой. Что, впрочем, никак не сказалось на качестве текстов и репродукций: первые — дотошны и обстоятельны, вторые — вполне приемлемы, даже когда даны в каталожных мини-форматах. Автором-составителем издания стала Татьяна Юденкова, заведующая музейным отделом живописи второй половины XIX — начала XX века. Ее перу принадлежит более ранняя и тоже монументальная книга «Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы. Мировоззренческие аспекты коллекционирования» (2015). Сама Татьяна Витальевна, впрочем, на той же презентации всячески подчеркивала коллективный характер нынешней работы.

Братья Третьяковы. Коллекции. В 2-х тт. / Автор-сост. Т. Юденкова. М.: Слово/Slovo, 2021
Братья Третьяковы. Коллекции. В 2-х тт. / Автор-сост. Т. Юденкова. М.: Слово/Slovo, 2021

Издательство «Слово» уже выпускало полные каталоги художественных собраний Сергея Щукина и братьев Морозовых, теперь дело дошло и до Третьяковых. Хотя их случай выглядит во многом иначе, чем сходные или примыкающие. В советское время братья Третьяковы оставались чуть ли не единственными представителями досто­славного племени купцов-коллекционеров, чья персональная роль в истории искусства не замалчивалась, а, напротив, превозносилась. Отсюда распространенная иллюзия, будто и про самих Третьяковых, и про их сокровища все давно понятно и что нет здесь никаких лакун, загадок, двусмысленностей.

Принято думать, в частности, что собрание Павла Михайловича (1832–1898) всегда находилось на особом положении и оставалось неделимым, неразрозненным. Это ложное мнение: немало экспонатов из его коллекции в период 1920–1960-х годов было передано в другие музеи страны или продано за границу. Хотя ядро ее действительно по-прежнему сосредоточено в Лаврушинском переулке. А вот коллекция Сергея Михайловича (1834–1892), собиравшего преимущественно западноевропейскую живопись, и вовсе была изъята из фондов галереи и роздана другим институциям — прежде всего ГМИИ имени А.С.Пушкина, в меньшей степени Государственному Эрмитажу. Кое-какие крохи достались региональным музеям; не обошлось и без продаж, и без пропаж.

По сути, нынешний каталог представляет собой реконструкцию того собрания, которое было подарено городу Павлом Третьяковым — и от себя, и от имени покойного брата. Именно этот конгломерат предметов искусства был зафиксирован в каталоге 1898 года. Он послужил базисом для современных издателей, хотя ими использована иная структура, основанная на именном указателе. Попутно внесено множество уточнений в каталожные данные. Ну и объемы репродуцирования сейчас другие — воспроизведено почти все, что упомянуто в списках: в издании насчитывается около 4 тыс. изображений.

Экспозиция Третьяковской галереи, зал № 6. 1902. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Экспозиция Третьяковской галереи, зал № 6. 1902.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Каталог обеих коллекций помещен во втором томе, а первый отдан рассказам про собирательскую жизнь. Здесь опубликованы исторические хроники, семейные и культурологические, воспроизведены кадры из фотоархивов и собраны эпизоды, связанные с приобретением отдельных работ — прежде всего знаменитых, наиболее популярных. Кстати, нередко в этих повествованиях прописаны финансовые обстоятельства той или иной сделки, о которых прежде упоминалось вскользь или просто не сообщалось. Теперь разговор о взаиморасчетах с художниками зазорным уже не кажется. Да и в целом предпринимательская деятельность семейства Третьяковых в книге представлена вполне отчетливо.

А еще из этих хроник становится понятнее, что именно двигало братьями-коллекционерами помимо патетического служения Отечеству, заученного со школьной скамьи. Служение — да, но еще и страсть, и азарт, и амбиции, и забота о своем реноме, и соревнование с конкурентами. При этом Павел и Сергей были людьми ощутимо разными по психологическому складу — и это добавляет внутренней интриги в рассказы о том, о чем якобы и так все знают. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+