18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Павла и Сергея Третьяковых вскоре обоснуется в их родовом гнезде

№97
Материал из газеты

Небольшой особняк в районе Якиманки, где провели детство будущие коллекционеры искусства, сейчас отреставрирован и превращен в мемориальное пространство, организацию которого взяла на себя Государственная Третьяковская галерея

Нынешней зимой Государственная Третьяковская галерея планирует открыть двери нового отдела, о создании которого речь шла очень долго. Небольшой особняк, уцелевший от старой московской застройки, стоит в самом конце парка «Музеон» на Крымском Валу, в тени «Президент-отеля», у храма Николая Чудотворца в Голутвине. В этом здании, изначально ампирном, родились и провели детские годы братья Павел (1832–1898) и Сергей (1834–1892) Третьяковы. Позже семья переехала в соседнюю усадьбу Рябушинских — она тоже передана ГТГ и со временем станет музеем, посвященным деятельности ряда московских коллекционеров. А в первом доме уже сейчас должен открыться музей Третьяковых — после неоднократного переноса даты из-за сложной реставрации и затруднений в связи с пандемией коронавируса.

До 1970 года дом был поделен на коммунальные квартиры, потом он стоял заброшенным, окна были забиты досками. В 1992 году особняку все же был присвоен статус памятника истории и культуры регионального значения, но вопрос о его восстановлении решился далеко не сразу. В 1997-м дом основателя был передан Третьяковской галерее, однако финансирования долго не находилось. Реставрационные работы начались лишь в 2017 году и завершились в 2020-м. Последний год ушел на подключение к коммуникациям, отделку и монтаж экспозиции.

Заместитель гендиректора ГТГ по развитию новых музейных пространств Татьяна Гафар рассказала нашему изданию, что реализация проекта осуществлялась на частные пожертвования. «Основным жертвователем выступил Александр Анатольевич Тынкован, которому мы бесконечно признательны, так как без его помощи не смогли бы реализовать этот проект; также привлечены средства эндаумент-фонда и Благотворительного фонда имени Павла Михайловича Третьякова», — сказала Гафар.

Первоначально дом был одноэтажным. Его история восходит к 1790-м годам, он пережил пожар 1812 года, но окончательный облик приобрел в 1853 году. В советское время огонь уничтожил второй, деревянный этаж, после чего были заменены перекрытия, кровля и стропильные конструкции. Сейчас лишние несущие конструкции убраны, кирпичные стены отреставрированы и усилены. Это позволило не только улучшить качество пространства, но и проявить подлинность исторических стен. Перекрытия тоже были усилены, конструкции кровли отремонтированы, заменено ее покрытие.

Параллельно с работами по реконструкции здания долго прорабатывалась концепция музея Третьяковых. Основных затруднений было два. Первое связано с малым метражом здания, где всего 469 кв. м площади и узкие, с невысокими потолками комнаты. Примерно половину пространства пришлось отдать под общественные и служебные помещения. Таким образом, одновременно в музее смогут находиться не более 30–35 посетителей.

Второе затруднение связано с тем, что мемориальной обстановки не сохранилось. Нужно было придумать новый подход. Создатели концепции специально проехались по домам-музеям Англии, фактически тоже созданным на пустом месте, без имитации мемориальных помещений, и посмотрели, как там устроены экспозиции. В итоге приглянулась концепция historic house museum («музей исторического дома»), когда само здание становится одним из предметов экспонирования. Это тем более удачный выбор, если учесть, что московский особнячок является объектом охраны. Что, кстати, оказалось одной из причин, почему под ним не стали выкапывать, по столичной моде последних лет, подземный этаж площадью в несколько раз больше исторического здания.

Дополнительное ограничение состоит в том, что музейный климат здесь можно создать только на втором этаже (оборудование поместили на чердаке). А вот на первом подлинные экспонаты показывать сложно, ведь это в основном архивные материалы — фотографии, письма, документы, которые требуют частой замены по условиям сохранности. В итоге первый этаж занят мультимедийной экспозицией, а второй отдали живописи из коллекций братьев и мемориальным предметам декоративно-прикладного искусства. Упомянутые архивные материалы будут представлены в самом разнообразном и удивительном цифровом виде. При создании мультимедийных программ были использованы в том числе документы из купленного недавно в Великобритании архива Марии Павловны Боткиной, дочери основателя музея.

Несмотря на то что речь идет об историческом доме, реконструкции интерьеров XIX века на втором этаже не будет, так как нет сведений о них на то время, когда здесь жили братья Третьяковы. Музей не намерен вводить посетителей в заблуждение вымышленными интерьерами. Разве что стены покрыли обоями, восстановленными по подлинным образцам той эпохи. Тем не менее здесь вполне можно будет получить впечатление об образе жизни и деятельности Третьяковых, когда они уже стали известными в Москве и России людьми.

На втором этаже находится всего три помещения. По торцам располагаются два небольших зала, как бы кабинеты каждого из двух братьев. Кабинеты созданы на основе архивных документов и подлинных вещей (от Сергея сохранилось больше, поскольку Павел после смерти брата сделал его мемориальный кабинет в здании в Толмачах). Эти пространства в какой-то мере станут психологическими портретами хозяев.

Центром второго этажа является большой зал, где на противоположных стенах будут показаны живописные произведения из коллекций обоих братьев. Понятно, что собрание Павла представлено работами из фондов Третьяковской галереи. Эти камерные помещения — хорошая возможность продемонстрировать небольшие экспонаты, отсутствующие в постоянной экспозиции ГТГ. Сергей же собирал европейскую живопись, которая в советское время была передана из Третьяковки в ГМИИ и Эрмитаж. Ряд картин для временного экспонирования одолжит Пушкинский музей. Впрочем, экспозиция на втором этаже не будет застывшей, ее планируют периодически обновлять, чтобы показать различные аспекты коллекционирования. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+