18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Павла и Сергея Третьяковых вскоре обоснуется в их родовом гнезде

№97
Материал из газеты

Небольшой особняк в районе Якиманки, где провели детство будущие коллекционеры искусства, сейчас отреставрирован и превращен в мемориальное пространство, организацию которого взяла на себя Государственная Третьяковская галерея

Нынешней зимой Государственная Третьяковская галерея планирует открыть двери нового отдела, о создании которого речь шла очень долго. Небольшой особняк, уцелевший от старой московской застройки, стоит в самом конце парка «Музеон» на Крымском Валу, в тени «Президент-отеля», у храма Николая Чудотворца в Голутвине. В этом здании, изначально ампирном, родились и провели детские годы братья Павел (1832–1898) и Сергей (1834–1892) Третьяковы. Позже семья переехала в соседнюю усадьбу Рябушинских — она тоже передана ГТГ и со временем станет музеем, посвященным деятельности ряда московских коллекционеров. А в первом доме уже сейчас должен открыться музей Третьяковых — после неоднократного переноса даты из-за сложной реставрации и затруднений в связи с пандемией коронавируса.

До 1970 года дом был поделен на коммунальные квартиры, потом он стоял заброшенным, окна были забиты досками. В 1992 году особняку все же был присвоен статус памятника истории и культуры регионального значения, но вопрос о его восстановлении решился далеко не сразу. В 1997-м дом основателя был передан Третьяковской галерее, однако финансирования долго не находилось. Реставрационные работы начались лишь в 2017 году и завершились в 2020-м. Последний год ушел на подключение к коммуникациям, отделку и монтаж экспозиции.

Заместитель гендиректора ГТГ по развитию новых музейных пространств Татьяна Гафар рассказала нашему изданию, что реализация проекта осуществлялась на частные пожертвования. «Основным жертвователем выступил Александр Анатольевич Тынкован, которому мы бесконечно признательны, так как без его помощи не смогли бы реализовать этот проект; также привлечены средства эндаумент-фонда и Благотворительного фонда имени Павла Михайловича Третьякова», — сказала Гафар.

Первоначально дом был одноэтажным. Его история восходит к 1790-м годам, он пережил пожар 1812 года, но окончательный облик приобрел в 1853 году. В советское время огонь уничтожил второй, деревянный этаж, после чего были заменены перекрытия, кровля и стропильные конструкции. Сейчас лишние несущие конструкции убраны, кирпичные стены отреставрированы и усилены. Это позволило не только улучшить качество пространства, но и проявить подлинность исторических стен. Перекрытия тоже были усилены, конструкции кровли отремонтированы, заменено ее покрытие.

Параллельно с работами по реконструкции здания долго прорабатывалась концепция музея Третьяковых. Основных затруднений было два. Первое связано с малым метражом здания, где всего 469 кв. м площади и узкие, с невысокими потолками комнаты. Примерно половину пространства пришлось отдать под общественные и служебные помещения. Таким образом, одновременно в музее смогут находиться не более 30–35 посетителей.

Второе затруднение связано с тем, что мемориальной обстановки не сохранилось. Нужно было придумать новый подход. Создатели концепции специально проехались по домам-музеям Англии, фактически тоже созданным на пустом месте, без имитации мемориальных помещений, и посмотрели, как там устроены экспозиции. В итоге приглянулась концепция historic house museum («музей исторического дома»), когда само здание становится одним из предметов экспонирования. Это тем более удачный выбор, если учесть, что московский особнячок является объектом охраны. Что, кстати, оказалось одной из причин, почему под ним не стали выкапывать, по столичной моде последних лет, подземный этаж площадью в несколько раз больше исторического здания.

Дополнительное ограничение состоит в том, что музейный климат здесь можно создать только на втором этаже (оборудование поместили на чердаке). А вот на первом подлинные экспонаты показывать сложно, ведь это в основном архивные материалы — фотографии, письма, документы, которые требуют частой замены по условиям сохранности. В итоге первый этаж занят мультимедийной экспозицией, а второй отдали живописи из коллекций братьев и мемориальным предметам декоративно-прикладного искусства. Упомянутые архивные материалы будут представлены в самом разнообразном и удивительном цифровом виде. При создании мультимедийных программ были использованы в том числе документы из купленного недавно в Великобритании архива Марии Павловны Боткиной, дочери основателя музея.

Несмотря на то что речь идет об историческом доме, реконструкции интерьеров XIX века на втором этаже не будет, так как нет сведений о них на то время, когда здесь жили братья Третьяковы. Музей не намерен вводить посетителей в заблуждение вымышленными интерьерами. Разве что стены покрыли обоями, восстановленными по подлинным образцам той эпохи. Тем не менее здесь вполне можно будет получить впечатление об образе жизни и деятельности Третьяковых, когда они уже стали известными в Москве и России людьми.

На втором этаже находится всего три помещения. По торцам располагаются два небольших зала, как бы кабинеты каждого из двух братьев. Кабинеты созданы на основе архивных документов и подлинных вещей (от Сергея сохранилось больше, поскольку Павел после смерти брата сделал его мемориальный кабинет в здании в Толмачах). Эти пространства в какой-то мере станут психологическими портретами хозяев.

Центром второго этажа является большой зал, где на противоположных стенах будут показаны живописные произведения из коллекций обоих братьев. Понятно, что собрание Павла представлено работами из фондов Третьяковской галереи. Эти камерные помещения — хорошая возможность продемонстрировать небольшие экспонаты, отсутствующие в постоянной экспозиции ГТГ. Сергей же собирал европейскую живопись, которая в советское время была передана из Третьяковки в ГМИИ и Эрмитаж. Ряд картин для временного экспонирования одолжит Пушкинский музей. Впрочем, экспозиция на втором этаже не будет застывшей, ее планируют периодически обновлять, чтобы показать различные аспекты коллекционирования. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+