18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Родство бунтарских душ, возникшее на почве эмансипации

Скульптура Марианны Пинеды «Зловещий оракул», установленная возле Колледжа Рэдклифф в Гарварде. Фото: Wikipedia Commons
Скульптура Марианны Пинеды «Зловещий оракул», установленная возле Колледжа Рэдклифф в Гарварде.
Фото: Wikipedia Commons
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Пятеро студенток творческого колледжа в предвкушении славы — чем не завязка для романа воспитания? Однако это быль, которую американка Мэгги Доэрти излагает в документальной книге «Равноправные»

Особое место в книге Мэгги Доэрти, критика и историка из США, занимает «хлопотный эксперимент», организованный на базе женского Колледжа Рэдклифф при Гарвардском университете. Осенью 1960 года колледж учредил стипендию для интеллектуально одаренных женщин. Им предоставлялись материальная поддержка и доступ к профессиональной среде; это была возможность преодолеть дисбаланс в ученых кругах, где доминировали мужчины, и сфокусироваться на карьере в противовес заработкам на жизнь и домашним делам (в счет стипендии можно было нанять няню или прислугу). Изначально программа адресовалась исследовательницам, но в действительности критерии отбора были более открытыми, благодаря чему стипендиатками стали поэтессы Энн Секстон и Максин Кумин, писательница Тилли Олсен, скульптор Марианна Пинеда и художница Барбара Свон — именно их профессиональные карьеры и история дружбы стали центральным сюжетом «Равноправных».

Творчество этих авторов в России практически неизвестно, и русский перевод книги, вышедший почти без отставания от оригинала, можно сказать, работает на опережение. Стихи и прозу, живопись и скульптуру «равноправных» по прочтении книги читателю только предстоит для себя открыть.

Хотя Доэрти и придерживается академических рамок, снабжая текст ссылками, комментариями и пространными историческими обзорами, местами ее слог напоминает скорее беллетризованный нонфикшен, а то и вовсе роман. Вехи биографий героинь от рождения до замужества, получения стипендии и последующей карьеры передаются не просто в деталях, но в мельчайших эмоциональных нюансах. Жизнь пятерых талантливых и честолюбивых девушек, происходивших из состоятельных слоев общества (Доэрти подчеркивает их социальное положение в качестве важного обстоятельства), проносится перед читателем как увлекательный сериал с подробным анализом текстов, скульптур или эстампов, пересказом семинарских полемик в кругу однокашниц и частных бесед в тесной компании друг друга. Подробности душевных метаний, сомнений и открытий автор восстанавливает, основываясь на материалах из архивов и бесед с родственниками и коллегами героинь.

Мэгги Доэрти. «Равноправные. История искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х» / Пер. с англ. Е.Куровой. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 392 с.
Мэгги Доэрти. «Равноправные. История искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х» / Пер. с англ. Е.Куровой. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 392 с.

Порой начинает казаться, что биографические детали интересуют ее даже больше, чем культурные итоги «хлопотного эксперимента». Но жизнеописание на страницах книги перемежается с историческими включениями, проливающими свет на художественную жизнь Бостона 1960-х (о ней пишут реже, чем о Нью-Йорке или Лос-Анджелесе), на вторую волну феминистского движения в лице Бетти Фридан с подробным разбором и критикой ее работ, на контекст патриархальной Америки времен холодной войны — своему появлению стипендиальная программа обязана не в последнюю очередь желанию не уступать идеологическому противнику в научной-технической и культурной борьбе.

В изобилии подробностей кроются как сильная, так и слабая стороны книги. «Равноправные» выигрывает в стереоскопичности, но проигрывает в лаконизме, к которому автор, кажется, и не стремится, расписывая на несколько страниц то, что уместилось бы в двух абзацах, повторяя хорошо проговоренные вещи из главы в главу.

Книга рассказывает не только об истории рэдклиффского эксперимента и жизни его участниц, за редким исключением не вписанных в большую историю искусства, но и об арт-мире в определенный исторический момент, и о художественных открытиях героинь, отразившихся в работах десятков авторов после них. Скажем, «исповедальная» поэзия Секстон и Кумин созвучна сегодняшним этическим установкам, а феминистская оптика Марианны Пинеды аутентична той, что видна в работах Мирль Ладерман Юклс или Кэроли Шниман. «Как историк, я старалась проникнуть в самую суть 60-х и 70-х годов, времени инноваций, времени гражданского активизма… Сегодня женщины живут в новых условиях. Пришло время для еще одного „хлопотного эксперимента“», — подытоживает Мэгги Доэрти. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+