18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Арсенале показывают первую часть проекта «Названо Вазари», посвященную готике

Маяна Насыбуллова. «Позиция пленника». 2021. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
Маяна Насыбуллова. «Позиция пленника». 2021.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

Для выставки «Названо Вазари. Готика» в нижегородском Арсенале воссоздали средневековые собор и площадь, где исторические реликвии из собрания Пушкинского объединились с современным искусством

В Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Арсенал) проходит выставка «Названо Вазари. Готика», посвященная эпохе готики и ее интерпретациям в работах современных художников. Редкие предметы из собрания скульптуры Пушкинского музея, в том числе впервые показанные широкой публике, а также несколько слепков, отсылающих к готической эпохе, вступают в диалог с произведениями наших современников, тонко и деликатно интерпретирующими образы духовной жизни Средневековья.

Одним из ключевых экспонатов стал итальянский крест XIII века. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
Одним из ключевых экспонатов стал итальянский крест XIII века.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

«Знаковая вещь из Пушкинского музея — итальянский крест XIII века, не совсем готический, а скорее романский, с интересными изображениями евангелистов на нем, в технике чеканки по металлу. Есть еще несколько деревянных рельефов с разными сюжетами, а также каменная мужская голова, происходящая, скорее всего, из одного из готических соборов, и резная капитель, тоже средневековая, византийская, Х века. Мы немного вольно создаем впечатление о готике и шире — о Средневековье», — рассказала сокуратор выставки Екатерина Кочеткова, которая на момент ее подготовки была заместителем директора по региональному развитию, а сейчас возглавила отдел образовательных программ Пушкинского.

По ее словам, крест был атрибутирован сотрудником отдела старых мастеров Василием Расторгуевым при подготовке к выставке, поэтому она ценна не только тем, что на ней показывают не виданные прежде экспонаты, но и происходят научные открытия.

Что касается работ современных художников, среди которых Оля Кройтор, Андрей Кузькин, Маяна Насыбуллова, Таня Пёникер, Recycle Group, то они, по словам еще одного куратора выставки, Дарьи Колпашниковой, подбирались по принципу того, что «идеи готики до сих пор витают в воздухе и продолжают напитывать художников».

Видеодокументация перформанса Ольги Кройтор «Без названия». Фото: Алексей Шевцов/Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
Видеодокументация перформанса Ольги Кройтор «Без названия».
Фото: Алексей Шевцов/Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

«Это скорее про ощущения, чем про обращение к конкретным средневековым формам или линиям. У нас есть графические работы Александра Бродского и Ильи Уткина, знаменитая „бумажная архитектура“, где они обращаются к основополагающим готическим темам, таким как создание невозможных построек, бытование маленького человека в огромной архитектуре, — отметила она. — Произведения современного искусства выступают как своеобразные медиумы, актеры. Они становятся персонажами, которые ассоциируются с темой Средневековья. Здесь можно познакомиться с ведьмой, знахарем, миниатюристом. Есть даже палач и его жертва».

Вид экспозиции. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
Вид экспозиции.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

Погружение в эпоху обеспечивает также архитектура выставки, которой занималась арт-группа «Провмыза», воссоздавшая в Арсенале образ средневекового города с его точками притяжения — собором и площадью.

Специально для проекта подготовили программу «Эпоха глазами современных исследователей и музыкантов». Среди мероприятий — лекции «Интерпретация готики. Знаменитые версии» и «Оригиналы и слепки. Произведения средневекового искусства в коллекции Пушкинского музея», а также концерт «Реконструкция мессы. Постскриптум».

В пространстве Арсенала воссоздан образ средневекового города. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
В пространстве Арсенала воссоздан образ средневекового города.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

Эта выставка — первый этап трехчастного проекта «Названо Вазари», объединяющего экспонаты из коллекций Пушкинского музея и современное искусство. Каждый из них посвящен большому периоду в истории искусства, название которым дал выдающийся художник, архитектор и историк искусства, автор жизнеописаний великих мастеров прошлого (1550) Джорджо Вазари, — готика, Ренессанс и маньеризм (выставки, посвященные Ренессансу и маньеризму, планируется открыть в конце 2022 года и в 2023-м, соответственно).

Кураторская группа, в которой совместно работают коллеги из Москвы и Нижнего Новгорода, создала проект, соединивший большую историю искусства и ее современный этап. Именно эта модель в дальнейшем ляжет в основу выставочных проектов, которые ГМИИ планирует реализовывать в регионах.

Волго-Вятский филиал Пушкинского музея (ГЦСИ Нижний Новгород — Арсенал)
«Названо Вазари. Готика»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+