Алексей Левыкин: «Исторический музей нельзя просто закрыть на ремонт»

Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. Фото: Государственный исторический музей
Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Фото: Государственный исторический музей
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Этот музей, «воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа», в феврале отметит 150-летие. Хотя в нашем разговоре с директором ГИМ речь шла не столько о славном прошлом, сколько о настоящем и будущем музея

Предстоящий год для вас юбилейный. Что ждет публику?

В первую очередь стоит сказать о выставках, которые мы открыли в 2021 году. До середины февраля в Москве гостят знаменитые «Смолянки» Дмитрия Левицкого. Впервые живописная серия покинула стены Русского музея, и у москвичей есть редкая возможность увидеть эти шедевры. В декабре открылась выставка «Российская империя», посвященная 300-летию провозглашения России империей — знаковому событию отечественной истории.

А что намечено на 2022 год?

Конечно, юбилейный год будет насыщенным, в том числе мы готовим целую серию выставочных проектов. В день рождения музея, 9 февраля, откроется выставка новых поступлений. Мы выбрали 150 самых ценных экспонатов, которые пополнили фонды ГИМ за последнее десятилетие. Над этим проектом мы работаем вместе с архитектором Алексеем Трегубовым, и могу сказать, что нам удалось найти для выставки оригинальное решение.

В феврале совместно с Гохраном России откроем экспозицию, где будут представлены лучшие произведения ювелиров, мастеров декоративно-прикладного искусства, камнерезов, оружейников — как работы признанных мастеров, так и современные вещи.

Весной готовимся открыть необычную выставку с рабочим названием «Дорогами цивилизаций». Хотим пригласить посетителя в настоящее путешествие сквозь века — с помощью современных технологий, иммерсивного подхода. И конечно же, акцентируя внимание на подлинных исторических памятниках.

Работа Караваджо «Се человек» приедет на выставку Исторического музея «Сокровища музеев Генуи» осенью этого года. Фото: Strada Nuova Museums
Работа Караваджо «Се человек» приедет на выставку Исторического музея «Сокровища музеев Генуи» осенью этого года.
Фото: Strada Nuova Museums

Продолжим показ коллекций музеев Италии в рамках программы обменных выставок. В сентябре в Москву привезут сокровища музеев Генуи — шедевры мирового искусства из базилики Святого Лаврентия, Музея святого Августина, Музеев Страда Нуова, объединяющих коллекции трех роскошных исторических палаццо: Бьянко, Росси и Дориа — Турси. Говоря о составе выставки, в первую очередь следует сказать об изумительных живописных полотнах, в том числе Антониса ван Дейка, Караваджо, Алессандро Маньяско. На выставку в ГИМ передадут и ларец работы итальянских мастеров XII века, где хранились мощи святого Иоанна Крестителя, покровителя Генуи. Одним из центральных экспонатов станет фреска «Тайная вечеря» конца XV века работы итальянского художника Карло Брачческо, выполненная вскоре после одноименной фрески Леонардо да Винчи и, на первый взгляд, повторяющая ее композицию. Это одно из наиболее ранних произведений, в которых отражается композиция великого Леонардо.

Следуя пожеланиям наших посетителей, высказанным во время невероятно успешной выставки придворного костюма, мы обратились к Михаилу Борисовичу Пиотровскому с предложением о показе еще одной выставки из Эрмитажа в 2023–2024 годах.

Пока ее не называете?

Да, пока сохраним интригу, но мы получили принципиальное согласие от руководства Эрмитажа и вскоре начнем работу над подготовкой этого проекта, который, уверен, обречен на успех. Продолжая разговор о проектах юбилейного года, отмечу, что мы уже несколько лет ведем переговоры с уникальным собранием Берлина — Пергамским музеем и в 2022 году откроем выставку, представляющую шедевры античных собраний наших двух музеев.

Выставка «Шедевры Русского музея: «Смолянки» Дмитрия Левицкого», которая открыта до 14 февраля. Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Шедевры Русского музея: «Смолянки» Дмитрия Левицкого», которая открыта до 14 февраля.
Фото: Государственный исторический музей

Естественно, мы расширяем спектр услуг и делаем все возможное, чтобы Исторический музей был любимым местом у разных поколений наших посетителей. Скоро будет запущен новый сайт, уже работает музейный интернет-магазин. А наша программа лояльности, считаю, одна из лучших. Традиция дарить впечатления уже вошла в моду, поэтому карта друга музея — это путь к ярким, незабываемым эмоциям. Да, в условиях пандемии мы вынуждены отказаться от массовых мероприятий, но для нас главное — чтобы двери музея не закрывались. А чем привлечь посетителей и как сделать их визит насыщенным и увлекательным, мы обязательно придумаем.

БИОГРАФИЯ
Алексей Левыкин
Директор Государственного исторического музея, член президиума Союза музеев России

1959 родился в Москве
1981 окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
1981–1985 обучение в аспирантуре исторического факультета МГУ
1985–1987 лектор в Центральном музее В.И.Ленина
1987–1998 заведующий сектором оружия и парадного конского убранства Музеев Московского Кремля
1999–2000 заведующий отделом «Оружейная палата» Государ­ственного историко-культурного музея-заповедника «­Московский Кремль»
2001–2010 научный руководитель Музеев Московского Кремля
С 2010 директор Государственного исторического музея

Еще…

У вас около 5 млн единиц хранения. Это и вообразить трудно, не то что беречь и контролировать. Хватает сейчас оборудованных хранилищ? Видны ли перспективы переезда части фондов в Новую Москву?

В 2000-е годы Историческому музею удалось сделать главное — выйти из многолетней реконструкции, сформировать экспозицию, обустроить фондохранилища. Когда я стал директором, мы завершали создание системы хранения в здании бывшей городской думы. Таким образом удалось обеспечить более комфортные условия для хранения колоссальной коллекции. Но проблема заключается в том, что 95–98% всей этой коллекции находится в центральной части города. Наши фондохранилища переполнены, и в некоторых случаях нам очень сложно поддерживать идеальные для уровня нашего собрания условия хранения.

Конечно, 10 тыс. кв. м фондохранилища в Новой Москве, из которых где-то половина — полезного использования, не решат всех имеющихся проблем, но все-таки это даст возможность разместить достаточно крупную часть нашей коллекции, которая не задействована в оперативной работе. Так или иначе, нам придется обращаться и в Министерство культуры, и в правительство РФ по поводу создания фондохранилища именно для Исторического музея.

Федор Алексеев. «Красная площадь в Москве». 1801. Фото: Wikipedia Commons
Федор Алексеев. «Красная площадь в Москве». 1801.
Фото: Wikipedia Commons

Ваши филиалы в Москве — хозяйство наверняка хлопотное, зато памятники под присмотром и в безопасности. Не хотите еще что-нибудь ценное забрать под крыло?

Уточню только, что официально в Москве у нас нет филиалов, это всё подразделения музея: Палаты бояр Романовых, Покровский собор (известный как храм Василия Блаженного. — TANR), Музей Отечественной войны 1812 года и комплекс в Измайлове. Имея самую большую коллекцию в России, мы сохраняем архитектурные объекты и памятники, находящиеся в ведении музея. Об этом не нужно забывать. Напомню, что впервые вопрос о комплексной реставрации памятника Минину и Пожарскому был поднят именно после того, как монумент передали на баланс Государственного исторического музея. И именно музей инициировал сбор средств на реставрацию, занимался многочисленными согласованиями проекта, а сейчас обеспечивает все этапы реставрации. Для нас это привычная работа, хотя процесс сохранения архитектурных памятников исторического значения технологически очень сложный.

Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что, если нам поступит предложение взять под крыло тот или иной ценный исторический объект, мы вряд ли откажемся. Хотя опять подчеркну: прежде всего нам нужно пространство, где были бы созданы хорошие условия для сохранения нашей коллекции, где мы могли бы разместить открытые фонды. И конечно, где могли бы появиться новые экспозиционные залы.

СПРАВКА
История музея

9 февраля 1872 После ходатайств от ряда государственных сановников было получено высочайшее соизволение на устройство в Москве Исторического музея. Эту дату принято считать днем основания музея, главными инициаторами которого были граф Алексей Уваров и историк Иван Забелин.

6 апреля 1874 Московская городская дума заявила о готовности «пожертвовать для постройки музея лучшее место на Красной площади, именно то, которое было приобретено городом у казны для постройки здания думы». Ранее предполагалось, что здание музея будет возведено у Кремлевской стены.

Февраль 1876 Управление музея заключило «условие с инженером А.А.Семеновым и академиком В.О.Шервудом в том, что они приглашаются принять на себя обязанности строителей по сооружению музея сроком до 1 сентября 1879 г.». Владимир Шервуд отдал много сил этому проекту, но из-за разногласий с руководством был впоследствии отстранен от дел.

27 мая 1883 После затяжного строительства и завершения работ по художественному оформлению залов и созданию научной экспозиции музей был открыт императорской семьей в ходе коронационных торжеств. С 1895 года Императорский Российский Исторический музей стал официально носить имя Александра III.

27–28 ноября 1917 У стен музея развернулись революционные бои, в его помещениях перевязывали раненых. Здание получило многочисленные «пробоины в стеклах», пострадала картина Генриха Семирадского «Похороны руса». В том же 1917 году изменилось название учреждения: оно стало Государственным Российским Историческим музеем, а с февраля 1921-го — Государственным Историческим музеем. Его фонды пополнились множеством национализированных ценностей.

1930-е Экстерьеры и внутреннее убранство музея подверглись изменениям и переделкам. Шатровые завершения здания лишились геральдических эмблем, живопись на стенах и сводах в ряде залов была забелена, местами сбиты порталы и карнизы. К открытию в 1937 году Всесоюзной Пушкинской выставки была изменена отделка многих пространств.

1957 Послевоенные планы по переносу (или даже сносу) здания Шервуда ради возведения на этом месте архитектурно-скульптурного памятника Победы не реализовались, и в 1957 году на первом и втором этажах ГИМ наконец открылась экспозиция, которая охватывала период с доисторических времен до начала XIX века.

1986 Главное здание музея требовало неотложного капитального ремонта, реставрации и реконструкции. Работы, начавшиеся в 1986 году, продолжались в общей сложности два десятилетия. Открытие обновленных помещений проходило по­этапно с 1997 по 2006 год.

Еще…

Вы упомянули памятник Минину и Пожарскому. Реставрация его движется, что и со стороны заметно. А каковы прогнозы по завершению работ?

Самая большая сложность — это само место, где ведется реставрация. Во-первых, это центр Москвы, и нам необходимо было провести археологические работы. Во-вторых, есть ряд мероприятий, традиционно проходящих на Красной площади (парад Победы, фестиваль военных оркестров и другие), они тоже вносят корректировки в график. Окончание работ запланировано на ноябрь 2022 года.

Реставрационные неожиданности не подстерегали?

Пришлось корректировать проект с точки зрения возведения павильона: то предложение, которое обсуждалось на методическом совете, не устроило органы государственной охраны культурного наследия. Проект должен был учесть необходимость сохранения археологического слоя — сваи, изначально запланированные как фундамент павильона, были заменены на ленточный фундамент. Монумент уже отделили от постамента и перенесли на монтажный стол, поэтому основные работы на памятнике вскоре начнутся. Нужно удалять и формовочную массу, и уже практически сгнивший от коррозии внутренний каркас. Не забудем, что памятник отлит за один раз — технология, уникальная для начала XIX века, и даже многие современные скульпторы не могут поверить в этот факт.

Процесс демонтажа памятника Минину и Пожарскому. Фото: Государственный исторический музей
Процесс демонтажа памятника Минину и Пожарскому.
Фото: Государственный исторический музей

Больше года назад вы открыли филиал в Туле. Как там сейчас идут дела?

Думаю, что Тула может гордиться этим музеем. Мы создали современный музей, большое внимание уделили формированию коллектива, который уже доказал свою способность к самостоятельной и эффективной работе. Создание этого музея велось в очень сжатые сроки: за год нужно было пройти путь от разработки концепции филиала до его открытия для посетителей. С гордостью могу сказать, что в Туле появилось экспозиционное пространство, которое может принять у себя любую выставку не только из федеральных музеев, но и международный проект. Сейчас там открыта выставка «Романовы», которая очень популярна у туляков, а весной мы привезем в оружейную столицу России коллекцию произведений фирмы Фаберже и других придворных ювелиров.

Есть ли еще какие-то планы музейной «экспансии»?

Пока что ожидается московская «экспансия». Мы работаем по реализации нескольких правительственных поручений. Первое — музей истории российского казачества. Мы долго обсуждали с Министерством культуры различные места его расположения и сошлись на том, что он будет в старинном московском особняке на пересечении Большого Левшинского и Денежного переулков. Это здание бывшего Дворцового ведомства, символичное для нас: там в начале карьеры работал Иван Забелин, один из основателей Исторического музея. Скоро начнутся проектные работы по реставрации этого объекта культурного наследия.

Здание бывшего Дворцового ведомства. Фото: Wikipedia Commons
Здание бывшего Дворцового ведомства.
Фото: Wikipedia Commons

А второе поручение — создание экспозиционно-выставочного центра около Новодевичьего монастыря, в Лужнецком проезде. Эта идея принадлежит владыке Ювеналию, который возглавлял Московскую епархию. У нас уже готова концепция по размещению там экспозиции, связанной с историей и Русской православной церкви, и монастыря.

После ликвидации Центрального музея Ленина вы унаследовали всю его коллекцию, около 100 тыс. экспонатов. Сейчас они образуют отдел в собрании ГИМ. Что-то понятно про их дальнейшую участь?

Я очень хорошо знаю коллекцию Музея Ленина, потому что в нем началась моя карьера, с должности лектора-экскурсовода. Музей был очень интересный, хотя и свое­образный, мне он в большой степени напоминал идеологический храм. Мало кто знает, но возможность сохранить его была. Если бы коллектив Центрального музея Ленина в 1991 году принял предложение моего отца Константина Григорьевича Левыкина, тогдашнего директора Государственного исторического музея, о переходе в состав ГИМ, то, уверяю вас, он бы сохранился именно как музей. А сейчас мы храним всю коллекцию. Экспозиционной возможности представить ее у нас нет, но мы создали виртуальный музей Ленина и регулярно публикуем интереснейшие материалы. Коллекция эта уникальна, ни один другой музей не обладает подобной.

Фрагмент росписи Парадных сеней музея. Фото: Государственный исторический музей
Фрагмент росписи Парадных сеней музея.
Фото: Государственный исторический музей

А ждать ли реставрации главного здания музея в ближайшие годы?

Совсем недавно мы провели конкурс на проектирование реставрации главного здания Государственного исторического музея. Сейчас ведутся проектные работы. Конкурс выиграла известная московская организация — Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ). Проект реставрации затрагивает и комплекс зданий между Никольской улицей и площадью Революции, которые мы называем музейным кварталом. Планируем, что к концу 2023 года получим проект и по реставрации музейного квартала. Это несколько архитектурных памятников XVII — начала XX века, и нам необходимо все соединить, сохранив архитектуру и создав новую рекреационную зону в центре Москвы. Прежде чем приступать к реставрации главного здания, требуется найти помещение, чтобы временно разместить и экспозицию, и коллекцию музея. Это вопрос, который необходимо прорабатывать на правительственном уровне с участием города.

Главное здание Государственного исторического музея. Фото: Государственный исторический музей
Главное здание Государственного исторического музея.
Фото: Государственный исторический музей

Будете закрываться на время реставрации главного здания?

Ответ на этот вопрос даст проект. Просто закрыть музей на ремонт нельзя. ГИМ уже был полностью закрыт для посетителей почти 20 лет, и нельзя допустить повторения этой ситуации.

Исторический музей всегда отличался активностью на археологическом поприще, ведя собственные раскопки и регулярно снаряжая экспедиции. А как сейчас с этим обстоит?

Экспедиции у музея были даже в сложные 1990-е годы. Для нас это одна из форм пополнения нашей коллекции. Сейчас на выставке «Викинги» представлены результаты раскопок, в том числе уникальные находки последних лет. Работа экспедиций охватывает различные регионы страны: и Северный Кавказ, и юг Ростовской области, и центральные районы.

Вы ведь потомственный директор Исторического музея, ваш отец руководил им в 1970–1990-е годы. В какой мере династические представления и взгляды влияют на вашу деятельность?

Отец для меня всегда был примером, он очень многому меня научил. Его знания, навыки, связанные с музейной деятельностью, для меня были особенно важны. Когда отец стал директором, я, студент Московского университета, старался вникать в те проблемы, которые ему приходилось решать. И наверное, тогда пришло понимание того, что работа в музее — это не только творчество, но и тяжелый труд и большая ответственность, потому что перед тобой очень благородная и сложная задача сохранения исторической памяти.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+