18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исторический музей берется за реставрацию здания бывшей городской думы

№89
Материал из газеты

В рамках запланированных работ пройдет реставрация парадного крыльца и фасадов, в том числе восточного, пострадавшего из-за незаконной стройки на месте перехода с площади Революции на Никольскую улицу

В ближайшее время начнется реставрация филиала Государственного исторического музея на площади Революции — это здание многим памятно в качестве бывшего музея Ленина. Оно было включено в состав ГИМ в 2006 году и с тех пор служит выставочным комплексом и фондохранилищем; через него можно попасть в Музей Отечественной войны 1812 года, располагающийся в специальном павильоне, выстроенном во внутреннем дворе.

В рамках запланированных работ пройдет реставрация фасадов, парадного крыльца, а также ремонт шатровых частей кровли, оторванных ураганом в 2017 году. «Эти работы мы планировали провести в прошлом году, но по понятным причинам их пришлось отложить. Реставрация фасадов здания музея не повлечет за собой закрытия временных экспозиций и Музея Отечественной войны 1812 года. Напротив, уже в марте мы откроем две крупные выставки», — рассказал директор ГИМ Алексей Левыкин. Здание продолжит работать в обычном режиме, в музее постараются минимизировать неудобства для посетителей.

Наиболее значительная часть работ — воссоздание крупной части утраченного восточного фасада. Речь идет о стене, которая примыкает к многострадальному пешеходному переходу с площади на Никольскую улицу. Этот крытый переход длиной 95 м был построен в 1965 году. В 1999-м правительство Москвы доверило частному инвестору ООО «Старград» его реконструкцию. Однако со временем выяснилось, что инвестор не просто укрепил своды перехода и открыл там магазины, но и начал активные подземные работы. Под кварталом был самовольно выкопан подземный торговый комплекс в три этажа площадью 18 тыс. кв. м. Стройка повредила фундамент зданий Славяно-греко-латинской академии и Заиконоспасского монастыря. Когда это вскрылось, опасные работы были заморожены; в 2009 году переход закрыли и законсервировали.

Реконструкция перехода и устранение угроз для окружающих исторических зданий начались только в 2018 году по поручению мэра столицы Сергея Собянина и уже без привлечения инициативных частников. В декабре 2019-го переход был открыт для пешеходов после десятилетнего простоя.

Ольга Стригун, главный архитектор Государственного исторического музея, рассказала The Art Newspaper Russia о том, как злоключения перехода отражались на судьбе филиала. «Часть фасада здания бывшей думы, примыкавшая к переходу, долгие годы была для нас недоступна. Только когда правительство Москвы начало реконструкцию пешеходного перехода от станции метро „Театральная“ на Никольскую улицу, засыпало гигантскую подземную яму и так далее, мы смогли увидеть, что происходит с бывшей наружной стеной, которая, увы, являлась внутренней стеной самодельного торгового комплекса». Обнаружилось, что часть ее была зашита гипсокартоном. «Когда его сняли, мы в ужасе увидели, что декор с нашей кирпичной стены будто срубали ковшом экскаватора», — говорит Стригун.

Сейчас у музея есть реставрационный проект, согласно которому пострадавшая стена будет приведена в порядок. Предусмотрено восстановление первоначального декора, задуманного архитектором здания Дмитрием Чичаговым и воплощенного в 1890–1892 годах. Эта реставрация — подготовка к празднованию 150-летия Исторического музея в следующем году. Работы осуществляются на средства целевой субсидии Министерства культуры и должны завершиться к сентябрю 2021 года. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+