18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исторический музей берется за реставрацию здания бывшей городской думы

№89
Материал из газеты

В рамках запланированных работ пройдет реставрация парадного крыльца и фасадов, в том числе восточного, пострадавшего из-за незаконной стройки на месте перехода с площади Революции на Никольскую улицу

В ближайшее время начнется реставрация филиала Государственного исторического музея на площади Революции — это здание многим памятно в качестве бывшего музея Ленина. Оно было включено в состав ГИМ в 2006 году и с тех пор служит выставочным комплексом и фондохранилищем; через него можно попасть в Музей Отечественной войны 1812 года, располагающийся в специальном павильоне, выстроенном во внутреннем дворе.

В рамках запланированных работ пройдет реставрация фасадов, парадного крыльца, а также ремонт шатровых частей кровли, оторванных ураганом в 2017 году. «Эти работы мы планировали провести в прошлом году, но по понятным причинам их пришлось отложить. Реставрация фасадов здания музея не повлечет за собой закрытия временных экспозиций и Музея Отечественной войны 1812 года. Напротив, уже в марте мы откроем две крупные выставки», — рассказал директор ГИМ Алексей Левыкин. Здание продолжит работать в обычном режиме, в музее постараются минимизировать неудобства для посетителей.

Наиболее значительная часть работ — воссоздание крупной части утраченного восточного фасада. Речь идет о стене, которая примыкает к многострадальному пешеходному переходу с площади на Никольскую улицу. Этот крытый переход длиной 95 м был построен в 1965 году. В 1999-м правительство Москвы доверило частному инвестору ООО «Старград» его реконструкцию. Однако со временем выяснилось, что инвестор не просто укрепил своды перехода и открыл там магазины, но и начал активные подземные работы. Под кварталом был самовольно выкопан подземный торговый комплекс в три этажа площадью 18 тыс. кв. м. Стройка повредила фундамент зданий Славяно-греко-латинской академии и Заиконоспасского монастыря. Когда это вскрылось, опасные работы были заморожены; в 2009 году переход закрыли и законсервировали.

Реконструкция перехода и устранение угроз для окружающих исторических зданий начались только в 2018 году по поручению мэра столицы Сергея Собянина и уже без привлечения инициативных частников. В декабре 2019-го переход был открыт для пешеходов после десятилетнего простоя.

Ольга Стригун, главный архитектор Государственного исторического музея, рассказала The Art Newspaper Russia о том, как злоключения перехода отражались на судьбе филиала. «Часть фасада здания бывшей думы, примыкавшая к переходу, долгие годы была для нас недоступна. Только когда правительство Москвы начало реконструкцию пешеходного перехода от станции метро „Театральная“ на Никольскую улицу, засыпало гигантскую подземную яму и так далее, мы смогли увидеть, что происходит с бывшей наружной стеной, которая, увы, являлась внутренней стеной самодельного торгового комплекса». Обнаружилось, что часть ее была зашита гипсокартоном. «Когда его сняли, мы в ужасе увидели, что декор с нашей кирпичной стены будто срубали ковшом экскаватора», — говорит Стригун.

Сейчас у музея есть реставрационный проект, согласно которому пострадавшая стена будет приведена в порядок. Предусмотрено восстановление первоначального декора, задуманного архитектором здания Дмитрием Чичаговым и воплощенного в 1890–1892 годах. Эта реставрация — подготовка к празднованию 150-летия Исторического музея в следующем году. Работы осуществляются на средства целевой субсидии Министерства культуры и должны завершиться к сентябрю 2021 года. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+