18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Историю супрематизма рассказывают в Екатеринбурге

Работа Давида Якерсона. Фото: Ельцин Центр
Работа Давида Якерсона.
Фото: Ельцин Центр
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Проект Натальи Мюррей и Андрея Сарабьянова «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» подготовлен специально для арт-галереи Ельцин Центра в Екатеринбурге и посвящен исследованию короткой биографии супрематизма

Художественный авангард первой трети XX века нередко становится главной темой сегодняшних выставок. И как правило, они не обходятся без экспонатов, так или иначе связанных с супрематизмом — идейным детищем Казимира Малевича (1879–1935). История эта может показаться хрестоматийной и чуть ли не общеизвестной, хотя в ней по-прежнему немало запутанных интриг, противоречивых трактовок и белых пятен.

Проект Натальи Мюррей и Андрея Сарабьянова «Мир как беспредметность», подготовленный специально для Екатеринбурга, как раз и посвящен исследованию короткой биографии супрематизма — не самым первым его шагам, но дальнейшему становлению, расцвету, угасанию. Здесь рассмотрен диапазон от витебского Уновиса («Утвердители нового искусства») до ленинградского периода начала 1930-х, когда попытки создать канон постсупрематизма разбились о нарождавшийся соцреализм.

Вид экспозиции. Фото: Ельцин Центр
Вид экспозиции.
Фото: Ельцин Центр

«Выставка уникальна по составу, — говорит ее сокуратор Андрей Сарабьянов. — Есть и шедевры знаменитых авторов — того же Малевича, Филонова, Матюшина, Шагала, но есть и малоизвестные работы витебских учеников Малевича. Кстати, в основу выставки положены дневники одного из них, Льва Юдина. Замечательный художник, его первая выставка прошла недавно в Русском музее. Его дневники были опубликованы в 2017 году, и сейчас многие словесные характеристики, данные Юдиным, включены в экспозицию».

Высказывания Юдина стали рефреном выставки, хотя набор имен тут шире упомянутого в дневниках. Особенно насыщенной получилась витебская часть, поскольку общее количество активных участников тех событий доходило до сотни. На выставке их гораздо меньше, конечно, но спектр вполне обозначен. Значителен по объему и петроградско-ленинградский раздел — сюда включены, в частности, экспонаты, которые отражают деятельность Малевича на посту руководителя Государственного института художественной культуры (Гинхук).

Смысловое единство двух этих важных периодов символизирует в экспозиции бутафорский трамвай, наполовину расписанный в супрематическом стиле, как практиковалось в Витебске в честь революционных праздников, наполовину типовой по дизайну, обычный питерский.

Часть экспозиции, посвященная Николаю Суетину. Фото: Ельцин Центр
Часть экспозиции, посвященная Николаю Суетину.
Фото: Ельцин Центр

Тема проекта внутренне сложна, она требовала многодельности. Мюррей и Сарабьянов занимались выставкой долго и тщательно, к партнерству были привлечены многие музе и и частные коллекционеры.

Удалось собрать 84 произведения — не просто передающие дух авангардной эпохи в целом, а релевантные именно в части исследования супрематизма. Правда, одно из произведений — «Три фигуры» Анны Лепорской, ученицы Малевича, — досрочно покинуло выставку и отправилось на реставрацию: неизвестный вандал при не выясненных пока обстоятельствах шариковой ручкой пририсовал беспредметным фигурам глаза.

Часть экспозиции, посвященная Георгию Носкову. Фото: Ельцин Центр
Часть экспозиции, посвященная Георгию Носкову.
Фото: Ельцин Центр

Экспозиция — не первый случай сотрудничества международного тандема кураторов с Арт-галереей Ельцин Центра. Осенью 2020 года здесь открылась их выставка «Авангард. На телеге в XXI век», представлявшая собой частичную реконструкцию передвижных выставок нового искусства начала 1920-х годов.

Тот проект о судьбах авангарда в провинции оказался востребованным, и вскоре «телега» доберется-таки до Москвы. Не исключено, что и «Беспредметность» получит со временем гастрольное продолжение.

Арт-галерея Ельцин Центра
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»
До 20 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+