18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Историю супрематизма рассказывают в Екатеринбурге

Работа Давида Якерсона. Фото: Ельцин Центр
Работа Давида Якерсона.
Фото: Ельцин Центр
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Проект Натальи Мюррей и Андрея Сарабьянова «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» подготовлен специально для арт-галереи Ельцин Центра в Екатеринбурге и посвящен исследованию короткой биографии супрематизма

Художественный авангард первой трети XX века нередко становится главной темой сегодняшних выставок. И как правило, они не обходятся без экспонатов, так или иначе связанных с супрематизмом — идейным детищем Казимира Малевича (1879–1935). История эта может показаться хрестоматийной и чуть ли не общеизвестной, хотя в ней по-прежнему немало запутанных интриг, противоречивых трактовок и белых пятен.

Проект Натальи Мюррей и Андрея Сарабьянова «Мир как беспредметность», подготовленный специально для Екатеринбурга, как раз и посвящен исследованию короткой биографии супрематизма — не самым первым его шагам, но дальнейшему становлению, расцвету, угасанию. Здесь рассмотрен диапазон от витебского Уновиса («Утвердители нового искусства») до ленинградского периода начала 1930-х, когда попытки создать канон постсупрематизма разбились о нарождавшийся соцреализм.

Вид экспозиции. Фото: Ельцин Центр
Вид экспозиции.
Фото: Ельцин Центр

«Выставка уникальна по составу, — говорит ее сокуратор Андрей Сарабьянов. — Есть и шедевры знаменитых авторов — того же Малевича, Филонова, Матюшина, Шагала, но есть и малоизвестные работы витебских учеников Малевича. Кстати, в основу выставки положены дневники одного из них, Льва Юдина. Замечательный художник, его первая выставка прошла недавно в Русском музее. Его дневники были опубликованы в 2017 году, и сейчас многие словесные характеристики, данные Юдиным, включены в экспозицию».

Высказывания Юдина стали рефреном выставки, хотя набор имен тут шире упомянутого в дневниках. Особенно насыщенной получилась витебская часть, поскольку общее количество активных участников тех событий доходило до сотни. На выставке их гораздо меньше, конечно, но спектр вполне обозначен. Значителен по объему и петроградско-ленинградский раздел — сюда включены, в частности, экспонаты, которые отражают деятельность Малевича на посту руководителя Государственного института художественной культуры (Гинхук).

Смысловое единство двух этих важных периодов символизирует в экспозиции бутафорский трамвай, наполовину расписанный в супрематическом стиле, как практиковалось в Витебске в честь революционных праздников, наполовину типовой по дизайну, обычный питерский.

Часть экспозиции, посвященная Николаю Суетину. Фото: Ельцин Центр
Часть экспозиции, посвященная Николаю Суетину.
Фото: Ельцин Центр

Тема проекта внутренне сложна, она требовала многодельности. Мюррей и Сарабьянов занимались выставкой долго и тщательно, к партнерству были привлечены многие музе и и частные коллекционеры.

Удалось собрать 84 произведения — не просто передающие дух авангардной эпохи в целом, а релевантные именно в части исследования супрематизма. Правда, одно из произведений — «Три фигуры» Анны Лепорской, ученицы Малевича, — досрочно покинуло выставку и отправилось на реставрацию: неизвестный вандал при не выясненных пока обстоятельствах шариковой ручкой пририсовал беспредметным фигурам глаза.

Часть экспозиции, посвященная Георгию Носкову. Фото: Ельцин Центр
Часть экспозиции, посвященная Георгию Носкову.
Фото: Ельцин Центр

Экспозиция — не первый случай сотрудничества международного тандема кураторов с Арт-галереей Ельцин Центра. Осенью 2020 года здесь открылась их выставка «Авангард. На телеге в XXI век», представлявшая собой частичную реконструкцию передвижных выставок нового искусства начала 1920-х годов.

Тот проект о судьбах авангарда в провинции оказался востребованным, и вскоре «телега» доберется-таки до Москвы. Не исключено, что и «Беспредметность» получит со временем гастрольное продолжение.

Арт-галерея Ельцин Центра
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»
До 20 февраля

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+