18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Историю супрематизма рассказывают в Екатеринбурге

Работа Давида Якерсона. Фото: Ельцин Центр
Работа Давида Якерсона.
Фото: Ельцин Центр
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Проект Натальи Мюррей и Андрея Сарабьянова «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» подготовлен специально для арт-галереи Ельцин Центра в Екатеринбурге и посвящен исследованию короткой биографии супрематизма

Художественный авангард первой трети XX века нередко становится главной темой сегодняшних выставок. И как правило, они не обходятся без экспонатов, так или иначе связанных с супрематизмом — идейным детищем Казимира Малевича (1879–1935). История эта может показаться хрестоматийной и чуть ли не общеизвестной, хотя в ней по-прежнему немало запутанных интриг, противоречивых трактовок и белых пятен.

Проект Натальи Мюррей и Андрея Сарабьянова «Мир как беспредметность», подготовленный специально для Екатеринбурга, как раз и посвящен исследованию короткой биографии супрематизма — не самым первым его шагам, но дальнейшему становлению, расцвету, угасанию. Здесь рассмотрен диапазон от витебского Уновиса («Утвердители нового искусства») до ленинградского периода начала 1930-х, когда попытки создать канон постсупрематизма разбились о нарождавшийся соцреализм.

Вид экспозиции. Фото: Ельцин Центр
Вид экспозиции.
Фото: Ельцин Центр

«Выставка уникальна по составу, — говорит ее сокуратор Андрей Сарабьянов. — Есть и шедевры знаменитых авторов — того же Малевича, Филонова, Матюшина, Шагала, но есть и малоизвестные работы витебских учеников Малевича. Кстати, в основу выставки положены дневники одного из них, Льва Юдина. Замечательный художник, его первая выставка прошла недавно в Русском музее. Его дневники были опубликованы в 2017 году, и сейчас многие словесные характеристики, данные Юдиным, включены в экспозицию».

Высказывания Юдина стали рефреном выставки, хотя набор имен тут шире упомянутого в дневниках. Особенно насыщенной получилась витебская часть, поскольку общее количество активных участников тех событий доходило до сотни. На выставке их гораздо меньше, конечно, но спектр вполне обозначен. Значителен по объему и петроградско-ленинградский раздел — сюда включены, в частности, экспонаты, которые отражают деятельность Малевича на посту руководителя Государственного института художественной культуры (Гинхук).

Смысловое единство двух этих важных периодов символизирует в экспозиции бутафорский трамвай, наполовину расписанный в супрематическом стиле, как практиковалось в Витебске в честь революционных праздников, наполовину типовой по дизайну, обычный питерский.

Часть экспозиции, посвященная Николаю Суетину. Фото: Ельцин Центр
Часть экспозиции, посвященная Николаю Суетину.
Фото: Ельцин Центр

Тема проекта внутренне сложна, она требовала многодельности. Мюррей и Сарабьянов занимались выставкой долго и тщательно, к партнерству были привлечены многие музе и и частные коллекционеры.

Удалось собрать 84 произведения — не просто передающие дух авангардной эпохи в целом, а релевантные именно в части исследования супрематизма. Правда, одно из произведений — «Три фигуры» Анны Лепорской, ученицы Малевича, — досрочно покинуло выставку и отправилось на реставрацию: неизвестный вандал при не выясненных пока обстоятельствах шариковой ручкой пририсовал беспредметным фигурам глаза.

Часть экспозиции, посвященная Георгию Носкову. Фото: Ельцин Центр
Часть экспозиции, посвященная Георгию Носкову.
Фото: Ельцин Центр

Экспозиция — не первый случай сотрудничества международного тандема кураторов с Арт-галереей Ельцин Центра. Осенью 2020 года здесь открылась их выставка «Авангард. На телеге в XXI век», представлявшая собой частичную реконструкцию передвижных выставок нового искусства начала 1920-х годов.

Тот проект о судьбах авангарда в провинции оказался востребованным, и вскоре «телега» доберется-таки до Москвы. Не исключено, что и «Беспредметность» получит со временем гастрольное продолжение.

Арт-галерея Ельцин Центра
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»
До 20 февраля

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+