18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича

Фрагмент картины «Три фигуры», пострадавшей от рук вандала. Фото: The Art Newspaper Russia
Фрагмент картины «Три фигуры», пострадавшей от рук вандала.
Фото: The Art Newspaper Russia

Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело

Картина Анны Лепорской «Три фигуры» (1932–1934) из коллекции Государственной Третьяковской галереи, предоставленная на выставку «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в екатеринбургский фонд «Президентский центр Б.Н.Ельцина», как стало известно нашему изданию, пострадала от рук вандала. Неизвестный пририсовал шариковой ручкой небольшие глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине.

Чернила немного проникли в красочный слой, поскольку титановые белила, которыми написаны лица, не покрыты авторским лаком, как это часто бывает в абстрактной живописи того времени. К счастью, вандал рисовал ручкой без сильного нажима, и поэтому рельеф мазков в целом не был нарушен. У левой фигуры на лице также зафиксирована мелкая выкрошка красочного слоя до нижележащего.

Пострадавшая картина Анны Лепорской «Три фигуры». Фото: The Art Newspaper Russia
Пострадавшая картина Анны Лепорской «Три фигуры».
Фото: The Art Newspaper Russia

«Улучшение» картины заметили вечером 7 декабря две посетительницы выставки, которые обратились к сотруднику галереи, подняв тревогу. Полотно было снято с экспозиции и досрочно возвращено в Третьяковскую галерею (выставка продолжает работать до 20 февраля). В ГТГ состоялось заседание реставрационного совета, провели обследование картины и расчет стоимости реставрационных работ. Она должна составить 250 тыс. руб. Перед отправкой на выставку произведение Лепорской было застраховано «АльфаСтрахованием» на 74,9 млн руб., и реставрация будет оплачена этой компанией.

«Мы в курсе ситуации с картиной Лепорской и следим за ее развитием», — прокомментировал случившееся нашему изданию Андрей Куча, начальник отдела страхования культурных ценностей АО «АльфаСтрахование».

Любопытно, что дирекция Ельцин Центра обратилась в полицию с заявлением об этом событии только 20 декабря — почти через две недели после происшествия. При этом, хотя в залах стояли камеры видеонаблюдения, музей не предоставил информации о лице или хотя бы фигуре человека, совершившего акт вандализма.

Удивляет и отношение властей Екатеринбурга к картине — культурному достоянию РФ: управление Министерства внутренних дел РФ по городу провело проверку, по результатам которой 20 декабря приняло решение об отказе в возбуждении уголовного дела. «Причиненный ущерб оценивают около 200 000 рублей, что является незначительным… В данном случае отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ, так как картина своих свойств не утратила», — гласит постановление.

Таким образом, личность человека, повредившего произведение искусства, остается неизвестной; неясно также, имеет ли он отношение к Ельцин Центру; розысками его не занимаются.

Картина Анны Лепорской «Три фигуры» на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в Ельцин Центре. До повреждения. Фото: Ельцин Центр
Картина Анны Лепорской «Три фигуры» на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в Ельцин Центре. До повреждения.
Фото: Ельцин Центр

В январе этого года Министерство культуры направило жалобу в Генпрокуратуру России на отказ в возбуждении уголовного дела с просьбой его переквалификации по ст. 243 УК РФ с формулировкой «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», которая предусматривает иное наказание.

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
Турецкие археологи обнаружили в Верхней Месопотамии удивительно детализированную скульптуру человека с выдающимися половыми признаками, а также скульптуру кабана с остатками красящих пигментов. Их возраст — около 11 тыс. лет
05.12.2023
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+