18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Москве появился Музей криптографии

Фрагмент инсталляции, воссоздающей шифровальную машину «Фиалка». Фото: Музей криптографии
Фрагмент инсталляции, воссоздающей шифровальную машину «Фиалка».
Фото: Музей криптографии

От детского приюта, секретной тюрьмы и научного института к интерактивному музею с инсталляциями и несколькими десятками экспонатов, многие из которых впервые рассекречены

После двухлетней реконструкции здания и собирания экспонатов в Москве открыт Музей криптографии. Проект этот, по словам устроителей, в первую очередь просветительский и образовательный, но не лишенный экспозиционного шика. Музей выглядит очень дорогостоящим, что подтвердил на пресс-конференции Вартан Хачатуров, генеральный директор АО «НПК „Криптонит“», хотя и не назвавший точную цифру затрат, но оценивший их в «миллиарды рублей». Средства эти взяты не из государственного бюджета, поскольку речь идет о частном учреждении.

Локация у музея отнюдь не «центровая»: он находится неподалеку от Ботанического сада Академии наук — когда-то здесь располагалась деревня Марфино. В 1884 году на этом месте возвели Александро-Мариинский приют и семинарию для детей сельских священников. После революции в здании одно время размещалась колония беспризорников, а с окончанием Великой Отечественной войны оно перешло к засекреченному научно-техническому ведомству и до самого последнего времени оставалось режимным объектом.

Экспозиция построена по обратному хронологическому принципу — от XXI века до античных времен. Фото: Музей криптографии
Экспозиция построена по обратному хронологическому принципу — от XXI века до античных времен.
Фото: Музей криптографии

Старую архитектуру, особенно промышленную, в наши дни нередко преобразуют в модные арт-кластеры или отдают под музейные экспозиции. Здесь вроде бы аналогичный случай, но есть особенности. Во-первых, у здания остается прежний собственник — некогда НИИ автоматики, а ныне Научно-производственная компания «Криптонит». Музей организован по инициативе корпорации и ею же полностью профинансирован, что определило и тематическую направленность, и фактическое наполнение экспозиции.

Во-вторых, само это здание — не просто кирпичная коробка с невнятным бэкграундом, а место весьма примечательное, и даже всемирно известное, без преувеличения. Именно здесь, в Марфинской шарашке, развивается действие романа Александра Солженицына «В круге первом». Книга давным-давно переведена на множество языков, у нее была многомиллионная международная аудитория. Однако идея о том, чтобы увековечить обстановку «спецтюрьмы № 1 МГБ», где в 1940–1950-е годы силами заключенных интеллектуалов велись разработки секретной телефонии, не обсуждалась, похоже, вовсе. В новом музее об этих страницах прошлого напоминает лишь небольшой раздел «Память здания» в цокольном этаже. Что, впрочем, все равно лучше полного игнорирования.

Вид экспозиции. Фото: Музей криптографии
Вид экспозиции.
Фото: Музей криптографии

Зато здесь немало другого прошлого — вплоть до Древнего Египта и Критского царства. А заканчивается все интернетом. Вернее, наоборот: как раз с интернета экспозиционное шоу начинается, цифровым технологиям посвящен заглавный зал, эффектно звучащий и мерцающий, и уж затем повествование уходит в глубины эпох. Сквозь шпионские страсти времен холодной войны, минуя знаменитую немецкую «Энигму» (по словам главного музейного куратора Анны Титовец, антикварный экземпляр аппарата удалось раздобыть с большим трудом) и рассекреченную совсем недавно советскую «Фиалку», посетитель постепенно добирается до тайнописи в Средневековой Руси, до византийских печатей и зашифрованных иероглифов на фараоновских гробницах. По сути, весь материал подан как череда инсталляций. Многие экспонаты можно трогать руками, предложенные головоломки — разгадывать, в аттракционах — участвовать.

Вид экспозиции. Фото: Музей криптографии
Вид экспозиции.
Фото: Музей криптографии

В музее не скрывают, что их главная целевая аудитория — школьники средних и старших классов. «В первую очередь мы образовательный центр», — формулирует директор музея Лидия Лобанова, а Вартан Хачатуров прямо говорит о задачах профессиональной ориентации и называет затраты своего акционерного общества «вкладом в будущее». Но, поскольку сегодняшнего тинейджера дидактическими беседами не проймешь, в ход пущен целый спектр сюжетов, приемов и инструментов. Хочешь — крути загадочный «диск Цезаря», хочешь — расшифровывай тайнопись — литорею, а еще можно создать собственный смайлик в стандарте Unicod. Разумеется, в залах периодически возникают комиксы — их нарисовал художник-иллюстратор Олег Буевский. А за организацию экспозиционного пространства в целом отвечало архитектурное бюро Агнии Стерлиговой Planet 9.

Вид экспозиции. Фото: Музей криптографии
Вид экспозиции.
Фото: Музей криптографии

Не обходится дело и без современного искусства: в постоянную экспозицию включены работы, например, российского медиахудожника Дмитрия Морозова (::vtol::) и Арама Бартола из Германии. В первой музейной выставке, получившей название «Ваше сообщение отправлено», принимают участие трое авторов из разных стран — тот же Дмитрий Морозов, Stanza из Великобритании и Владан Йолер вместе с Share lab из Сербии. Художественную линию музей обещает поддерживать и впредь.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+