«ГЭС-2» открывается «Санта-Барбарой» и карнавалом

Одним из ключевых проектов первого сезона — «„Санта-Барбара“. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона». Фото: «ГЭС-2»
Одним из ключевых проектов первого сезона — «„Санта-Барбара“. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона».
Фото: «ГЭС-2»
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Новое культурное пространство «ГЭС-2» в Москве начинает первый сезон, в котором, помимо нескольких выставок, обещают ежедневные съемки сериала, много кино, карнавал и ночной рейв

Фонд V–A–C, основанный Леонидом Михельсоном и Терезой Мавикой в 2009 году, открывает 4 декабря свое новое пространство на Болотной набережной — Дом культуры «ГЭС-2», реконструированный из бывшей электростанции архитектурным бюро Ренцо Пьяно. Невероятно насыщенная программа подробно спланирована на сезон — с декабря до начала марта. (Всего таких сезонов будет пять под общим названием «Святые варвары».) Фонд декларирует своей целью «развитие новаторского художественного производства», где соединяются разные творческие дисциплины, и в качестве гвоздя программы предлагает грандиозное действо — пересъемку на глазах у зрителей знаменитого сериала «Санта-Барбара» под руководством исландского художника Рагнара Кьяртанссона, известного продолжительными перформансами-концертами.

«„Санта-Барбара“. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона». Фото: «ГЭС-2»
«„Санта-Барбара“. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона».
Фото: «ГЭС-2»

Сто серий американской мыльной оперы, в начале 1990-х показанной по российскому телевидению, будут сниматься заново, на русском языке, в режиме реального времени, в день по одной серии, с единственного дубля, в тщательно воспроизведенных декорациях. Эта «живая скульп­тура», как фонд аттестует произведение Кьяртанссона, повод поразмышлять о том, как в постсоветской России, где этот сериал о жизни богатых и знаменитых калифорнийцев был невероятно популярен, воспринимались новые, западные культурные модели и было ли это «колонизацией».

Тему повторений, воспроизведений, показа механизма развлекательных шоу продолжает групповая международная выставка «В Москву! В Москву! В Москву!», куратором которой также выступил Рагнар Кьяртанссон вместе с Ингибьорг Сигурьонсдоттир, где в числе произведений будет представлено видео «Грозный-прегрозный» о несчастной судьбе знаменитой картины Ильи Репина, дважды подвергшейся нападению вандалов.

Фрагмент экспозиции в рамках проекта «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Фрагмент экспозиции в рамках проекта «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях».
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia

Кроме того, неутомимый исландец приложил руку к кинопрограмме «Машина времени», посвященной бурной эпохе с 1986 по 2000 год. Для нее выбраны пары фильмов, снятых в это время (один русский, один иностранный).

Помимо ретроспективного взгляда на 1990-е, в кинотеатре «ГЭС-2» обещают громкую премьеру. Это 13-часовой фильм «Цветок» аргентинца Мариано Льинаса, пример сугубо авторского кино, противостоящего массовому кинопроизводству.

Параллельно, благо пространства Дома культуры «ГЭС-2» это позволяют, будет разворачиваться еще один сюжет, связанный с современным осмыслением традиции карнавала. Это многосоставный проект «Я моторы гондолы разбираю на части», названный строкой из песни группы «Мумий Тролль». Он подготовлен большой группой российских кураторов и включает в себя выставку и разнообразные перформансы. Выставка, кураторами которой стали Мария Крамар, Андрей Паршиков, Ольга Цветкова и Елена Яичникова, расположится на импровизированной ярмарочной площади с шатрами и представит разные формы карнавальной культуры, характерные как для 1990-х (например, авангардная альтернативная мода), так и для современных художественных практик (скажем, художник Евгений Антуфьев рассматривает в этом контексте рестлинг, напоминающий о традиции ярмарочных кулачных боев). К старинной смеховой культуре отсылает второе действие этого карнавала — «Новые шутки о главном», которое представит современных российских стендап-комиков. Освобождающую роль музыки должны почувствовать участники третьего действия — ночного рейва (с 22 на 23 января). А завершит сезон танцевальное шествие «Думаю, вам показалось», или «движущийся спектакль», как его называют авторы, Полина Бахтина и Татьяна Чижикова. К карнавальной процессии, которая пройдет вокруг и внутри здания 6 марта, предлагают присоединиться всем желающим.

Обновленная электростанция ГЭС-2 уже прославилась своими синими трубами. Теперь можно увидеть, что там внутри. Фото: Michel Denancé/RPBW/VAC
Обновленная электростанция ГЭС-2 уже прославилась своими синими трубами. Теперь можно увидеть, что там внутри.
Фото: Michel Denancé/RPBW/VAC

Дом культуры «ГЭС-2» манифестирует свою открытость, приглашая самых разных зрителей не только на перформансы («Санта-Барбара» будет проходить каждый день с 10 утра до 7 вечера), выставки и образовательные программы, но и просто на прогулки с участием гидов-медиаторов или без них. Роль большого «музейного» магазина с книгами, грампластинками и арт-аксессуарами, а также целой линейки общепита — ресторана, кафе, столовой и даже пекарни — объяснений не требует. За исключением кинопрограммы и отдельных событий, куда надо покупать билет или регистрироваться, вход в «ГЭС-2» свободный. Как рассчитывают его создатели, «ГЭС-2» должен «стать Домом культуры для всех, местом, где хочется задержаться и куда хочется возвращаться». 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+