18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Булатов за £1 млн на Sotheby’s, Серова сняли с торгов Bonhams, Левицкий лидирует на MacDougall’s

Завершилась «русская неделя» в Лондоне. В последний день, 1 декабря, Sotheby’s продавал послевоенное и современное искусство, а Bonhams и MacDougall’s провели традиционные торги русского искусства

Среда стала завершающим днем «русской недели» в Лондоне, стартовавшей в этот понедельник. Аукцион русского послевоенного и современного искусства провел Sotheby’s, его суммарная выручка составила внушительные £5,9 млн. Ранее в аукционном доме выставленную на торги коллекцию аттестовали как одно из самых крупных частных собраний неофициального советского искусства, находящихся за пределами России. Действительно, собранная десять лет назад коллекция включает яркие образцы произведений фактически всех представителей неофициального искусства 1960–1980-х годов. Самым дорогим лотом стала работа Эрика Булатова «Небо и море» 1985 года, которая ушла за £1 млн, значительно превысив эстимейт в £600–800 тыс. Эта картина — из числа визитных карточек художника, холстов с огромными словами, написанными белой краской на фоне классического пейзажа. «Небо и море» участвовали в первой зарубежной выставке Булатова, состоявшейся в Цюрихе в 1988 году, и в ретроспективе художника в Третьяковской галерее в 2006 году. Одно из немногих сохранившихся ранних произведений Олега Целкова — «Мальчик с воздушными шарами» 1957 года (эстимейт £150–200 тыс.) — ушло в результате упорных торгов за £571,6 тыс. С работами Ильи Кабакова из знаменитой серии «Десять персонажей» сложилось не столь удачно: осталась непроданной инсталляция «Композитор» (эстимейт £250–350 тыс.), которая в 1988 году была представлена публике на выставке в Нью-Йорке как часть первой масштабной инсталляции мастера. Впрочем, полная версия альбома «Полетевший Комаров» — 32 оригинальных рисунка — нашла своего покупателя, хотя и была продана несколько ниже эстимейта в £150–200 тыс. (окончательная цена с учетом комиссии составила £110 тыс.). Также с молотка ушли работы Семена Файбисовича («Еще один взгляд на Черное море», £340,2 тыс.) и Оскара Рабина («Социалистический город», £100,8 тыс.). В общей сложности в результате трех аукционов русского искусства Sotheby’s на этой неделе выручил £17,6 млн.

Аукционный дом Bonhams, также продававший русское искусство на торгах 1 декабря, ранее громко заявил о себе, представив в конце октября в Государственном историческом музее в Москве топ-лот предстоящего аукциона — «Портрет военного» кисти Валентина Серова. Сообщалось, что работа, которая датируется 1911 годом, ранее находилась в коллекции Василия Пушкарева, легендарного директора Русского музея, а также участвовала в знаменитой выставке Серова в Третьяковке в 2015–2016 годах. Однако громкой продажи на Bonhams в эту среду не случилось: портрет был снят с торгов без объяснения причин, — практически так же, как натюрморт Петрова-Водкина c аукциона Sotheby’s. Хочется надеяться, что в обоих случаях за этим стоит выгодная для всех участвующих сторон частная продажа, а не какие-либо иные обстоятельства, из-за которых участие этих картин в аукционах было бы невозможно. Других сопоставимых по цене лотов на Bonhams не было (эстимейт портрета не разглашался, но было понятно, что речь идет о миллионах). Достаточно неожиданным стало существенное повышение цены на работу Олега Васильева «Полет», написанную в 1999 году в память о Борисе Свешникове. При эстимейте £30–50 тыс. она ушла с молотка за £150,3 тыс. Этот лот стал самым дорогим на торгах. Также в результате оживленной борьбы за £75,2 тыс. была продана «Танцовщица» Николая Кузнецова; «Мальчик с балалайкой» Николая Богданова-Бельского ушел за £100,2 тыс., «Улица в Рязани» 1931 года Петра Кончаловского — за £87,8 тыс. Работы Александра Волкова, Бориса Кустодиева и Николая Рериха остались непроданными.

Аукционный дом MacDougall’s подвел итог своего аукциона, который тоже состоялся 1 декабря, на отметке в £3,7 млн. Ожидаемой звездой торгов стал портрет Екатерины Великой кисти Дмитрия Левицкого. Картина была выставлена единым лотом с письмом императрицы 1787 года, в котором она пишет графу Румянцеву об опасности оспы и предписывает принять меры по вакцинации населения. Благодаря этой актуальной теме о торгах MacDougall’s написали сотни СМИ во всем мире, прежде и не слыхавшие о таких исторических фигурах. В итоге портрет и письмо проданы за £951 тыс. Аналогичный двойной лот — портрет Петра I кисти Яна Купецкого 1711 года и русско-прусский договор 1714 года с собственноручной подписью монарха (£600–900 тыс.) — не продан. Зато за £915 тыс. ушло большое роскошное полотно Генриха Семирадского с изображением спускающейся в лодку римской матроны и старика нищего.

Для Christie’s аукционы русского искусства стали очень успешными. Традиционные торги, включавшие живопись и декоративно-прикладное искусство, состоялись в понедельник 29 ноября и принесли £5,9 млн (топ-лотами были полотна Ивана Айвазовского и Константина Коровина, проданные за £862 тыс. и £742 тыс.). К этой сумме прибавились еще £5,2 млн, полученные на специальном аукционе — распродаже уникальной коллекции изделий Фаберже, собранной Гарри Вульфом. Общий итог аукциона вдвое превысил предполагаемую оценку; практически все лоты распроданы с заметным превышением цены. Еще £876 тыс. принесли онлайн-торги «Изгнанники и идеалисты: частная коллекция русских литературных рукописей». На продажу было выставлено более 250 лотов, охватывающих два века русской словесности — с 1800 года до наших дней. Топ-лотом этих торгов стал автограф написанного в 1936 году для детского журнала «Чиж» стихотворения Даниила Хармса «Тигр на улице». Он ушел с молотка за £75 тыс. (при предварительной оценке в £2–3 тыс.). Автограф стихотворения Анны Ахматовой из цикла «Слава миру», посвященного Сталину и написанного ею в отчаянной попытке вызволить из тюремного заключения сына, продан за £18,75 тыс. (при эстимейте £2–3 тыс.). Общий итог участия Christie’s в прошедшей «русской неделе» — почти £12 млн.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+