18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s

«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.

Главная интрига аукциона русского искусства Sotheby’s на этот раз, разумеется, связана с лотом, который должен был стать самым дорогим на «русской неделе» в Лондоне, — «Натюрмортом с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина 1912 года (эстимейт £2,5–3,5 млн). Когда его в конце октября привозили на предаукционную выставку в Москву, специалисты Sotheby’s с гордостью рассказывали, что это первый из известных натюрмортов, где можно проследить элементы сферической перспективы, которая впоследствии станет визитной карточкой художника. Однако вещь, украшающая собой обложку каталога русской живописи Sotheby’s, в итоге снята с торгов. Остается лишь гадать о причинах такого решения.

Впрочем, есть у Sotheby’s и вечные ценности, которые никогда не подводят. В первую очередь это Иван Айвазовский, полотна которого с успехом продаются даже в самые тяжелые времена. Два итальянских вида, написанных выдающимся маринистом, были удачно проданы одним лотом за £1 млн при предварительной оценке в £600–800 тыс. Пейзажи созданы в 1844 году сразу после триумфального возвращения Айвазовского в Санкт-Петербург из продолжавшегося несколько лет заграничного турне (тогда его работы приобретали папа римский и Николай I). Итальянские виды созданы в память о летних месяцах, проведенных художником в Неаполе.

Еще одна миллионная продажа на Sotheby’s — «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского (эстимейт £280–350 тыс.), который в результате довольно длительных торгов был продан за £1 млн (также с учетом комиссии аукционного дома). Впрочем, работы лидеров «Бубнового валета» традиционно ценятся коллекционерами, тем более что здесь внушительный провенанс — коллекция искусствоведа и публициста Александра Шика, представителя первой волны русской эмиграции.

На этот раз повезло и работе Алексея Саврасова «Волга под Юрьевцем» 1870 года. Она ушла с молотка по нижней границе эстимейта, составлявшего £800 тыс. — £1,2 млн, но с учетом комиссии ее окончательная цена достигла £983 тыс. Саврасовская интерпретация одного из знаковых сюжетов русской живописи, темы бурлаков на Волге, конечно, менее известна и не отличается такой силой эмоционального воздействия, как написанная примерно в те же годы знаменитая картина Ильи Репина, но когда-то была удостоена первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств (1871). Долгое время местонахождение полотна Саврасова было неизвестно, работа считалась утраченной. Когда же она всплыла в декабре 2014 года на парижском аукционе Audap & Mirabaud с эстимейтом €70–90 тыс., это произвело фурор — цена взлетела в десять раз, до €939 тыс. Однако новый владелец опрометчиво выставил ее на Sotheby’s сразу же, спустя полгода, и картина не была продана на аукционе летом 2015 года. Теперь ему, кажется, наконец удалось отбить свои вложения.

Из ярких продаж еще можно отметить ушедшую почти за £475 тыс. «Женщину с черным веером» одной из русских «муз Монпарнаса» Марии Васильевой. Работа была продана с превышением эстимейта (£200–300 тыс.).

Также были проданы произведения Константина Горбатова («Натюрморт», £298 тыс.), Константина Маковского (портрет третьей жены художника Марии Матавтиной, £252 тыс.), Алексея Харламова («Девочка за вязанием», £182 тыс.), Ильи Кабакова («В магазине», £151,2 тыс.) и других. Всего аукцион русской живописи принес Sotheby’s £8,4 млн — это один из самых скромных результатов для «русской недели» последних лет.

Позже в этот же день состоялись торги русского декоративно-прикладного искусства. Тут привычный ассортимент лотов: изделия фирмы Карла Фаберже, иконы, предметы из серебра и эмали в неорусском стиле, николаевский фарфор, в том числе военные тарелки, изделия Императорского стеклянного завода, агитфарфор и так далее. Топ-лотами второго аукциона стали ветка цветущей яблони из позолоченного серебра с эмалью в стакане из горного хрусталя (Фаберже, около 1900, £327,6 тыс.) из коллекции супруги Джона Дэвисона Рокфеллера-младшего Марты Бэрд (1895–1971), напольная фарфоровая ваза эпохи Николая I (1834), которая была продана за £201,6 тыс., и парные фарфоровые кашпо того же периода (£113,4 тыс.), а также икона «Спас Вседержитель» 1889 года в роскошном окладе, украшенном эмалями мастера Овчинникова (достигла £126 тыс., что вдвое больше эстимейта в £40–60 тыс.). Суммарная выручка аукциона декоративно-прикладного искусства составила £3,3 млн.

Серия русских торгов Sotheby’s завершится 1 декабря аукционом послевоенного и современного искусства.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
7
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+