18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекцию Фаберже, собранную за полвека, продадут в один день

№96
Материал из газеты

На Christie’s с молотка уйдет коллекция предпринимателя Гарри Вульфа. Это одно из самых значительных и полных собраний Фаберже, когда-либо выставлявшихся на торги

Аукционный дом Christie’s 29 ноября выставит на торги в Лондоне 86 предметов фирмы Карла Фаберже из коллекции, принадлежавшей скончавшемуся в 2019 году владельцу лондонской фармацевтической сети Underwoods Гарри Вульфу. За 50 лет он собрал более 100 уникальных произведений, включая редкую подборку камнерезных фигурок животных. По своей ценности собрание Вульфа может сравниться с британской королевской коллекцией, куда входит знаменитая группа скульптурных изображений зверей из поместья Сандрингем, приобретенная Эдуардом VII в 1907 году. На аукцион Christie’s будет выставлено более 20 фигурок животных — от халцедоновой мыши (£25–35 тыс.) и утенка (£25–35 тыс.) до редких глухарей (£50–70 тыс.).

Директор международного департамента русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен рассказал о том, как Гарри Вульф начал собирать изделия Фаберже. «Он часто повторял, что не хотел быть похожим на своего отца, который все свободное время проводил перед телевизором. Вместо этого он хотел, как он сам говорил, „стареть с умом“, поэтому довольно долго выбирал такое занятие, на которое ему было бы не жалко тратить время и деньги».

Коллекция Фаберже Гарри Вульфа началась с подарка, это был небольшой золотой самовар. В его собрании представлены почти все образцы ювелирных изделий, которые выпускала фирма: от фигурок животных и рамок для фотографий до цветочных этюдов, украшений и флаконов для духов. Самый дорогой лот из коллекции Вульфа — украшенный золотом, эмалью и драгоценными камнями этюд земляники в стакане из горного хрусталя (£200–300 тыс.).

Полагаясь исключительно на собственный вкус, Гарри Вульф стал большим знатоком в этой области. Он искал самые интересные вещи, исключительного качества, с уникальным провенансом. В его коллекцию входят предметы, которые принадлежали русской императорской семье, как, например, бонбоньерка (£20–30 тыс.) — миниатюрная конфетница — из мохового агата, приобретенная императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной. Несколько произведений — резные модели глухаря, кролика и утенка — участвовали в первой крупной выставке русского искусства в Лондоне в 1935 году. Все три были собственностью мадам Эмили Изнаги, дочери кубинского дипломата Антонио Модесто Изнага дель Валле.

«Самый скучный и обыденный предмет, будь то портсигар или рамка для фотографий, Фаберже умел превратить в настоящее произведение искусства», — говорит Алексей Тизенгаузен. Использование в работе драгоценных камней и дорогих материалов не было приоритетной задачей для ювелиров фирмы — они, скорее, стремились произвести впечатление. «Самым важным был эффект, который вещь производила на покупателя именно благодаря сочетанию разных материалов. Они и сегодня вызывают такую реакцию, так как повторить это до сих пор никому не под силу, хотя многие старались, включая французских ювелиров Cartier, Lacloche и так далее», — продолжает рассказ Тизенгаузен.

В 1887 году Карл Фаберже открыл московский филиал с мастерскими по производству серебряных и ювелирных изделий и начал сотрудничать со Строгановским училищем, где применялся инновационный подход к изготовлению керамических и эмалевых изделий. Вдохновляясь мотивами из славянского фольклора, Фаберже также привлек к работе художников из Абрамцева и Талашкина. Гарри Вульфу полюбились самобытные вещи в неорусском стиле, например керамический ковш, украшенный серебром и драгоценными камнями (£70–90 тыс.), а также керамический серебряный сосуд (£20–30 тыс.) и настольная коробка с изображением стилизованных птиц (£10–15 тыс.), которые пополнили его собрание.

Произведения из коллекции Гарри Вульфа участвовали в выставках Фаберже в Государственном Эрмитаже, Музее декоративного искусства в Париже, Музее искусства и ремесел в Гамбурге, Национальном музее Швеции. Двадцатого ноября в лондонском Музее Виктории и Альберта открывается выставка «Фаберже. От романтики до революции», где среди прочего будет представлено более десяти предметов из собрания покойного коллекционера.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+