Коллекцию Фаберже, собранную за полвека, продадут в один день

Предметы из коллекции Фаберже Гарри Вульфа. Фото: Christie’s
Предметы из коллекции Фаберже Гарри Вульфа.
Фото: Christie’s
№96, ноябрь 2021
№96
Материал из газеты

На Christie’s с молотка уйдет коллекция предпринимателя Гарри Вульфа. Это одно из самых значительных и полных собраний Фаберже, когда-либо выставлявшихся на торги

Аукционный дом Christie’s 29 ноября выставит на торги в Лондоне 86 предметов фирмы Карла Фаберже из коллекции, принадлежавшей скончавшемуся в 2019 году владельцу лондонской фармацевтической сети Underwoods Гарри Вульфу. За 50 лет он собрал более 100 уникальных произведений, включая редкую подборку камнерезных фигурок животных. По своей ценности собрание Вульфа может сравниться с британской королевской коллекцией, куда входит знаменитая группа скульптурных изображений зверей из поместья Сандрингем, приобретенная Эдуардом VII в 1907 году. На аукцион Christie’s будет выставлено более 20 фигурок животных — от халцедоновой мыши (£25–35 тыс.) и утенка (£25–35 тыс.) до редких глухарей (£50–70 тыс.).

Директор международного департамента русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен рассказал о том, как Гарри Вульф начал собирать изделия Фаберже. «Он часто повторял, что не хотел быть похожим на своего отца, который все свободное время проводил перед телевизором. Вместо этого он хотел, как он сам говорил, „стареть с умом“, поэтому довольно долго выбирал такое занятие, на которое ему было бы не жалко тратить время и деньги».

Золотая настольная зажигалка в форме миниатюрного самовара. Мастер Хенрик Вигстрем. 1908-1917. Эстимейт £60–90 тыс. Фото: Christie’s
Золотая настольная зажигалка в форме миниатюрного самовара. Мастер Хенрик Вигстрем. 1908-1917. Эстимейт £60–90 тыс.
Фото: Christie’s

Коллекция Фаберже Гарри Вульфа началась с подарка, это был небольшой золотой самовар. В его собрании представлены почти все образцы ювелирных изделий, которые выпускала фирма: от фигурок животных и рамок для фотографий до цветочных этюдов, украшений и флаконов для духов. Самый дорогой лот из коллекции Вульфа — украшенный золотом, эмалью и драгоценными камнями этюд земляники в стакане из горного хрусталя (£200–300 тыс.).

Полагаясь исключительно на собственный вкус, Гарри Вульф стал большим знатоком в этой области. Он искал самые интересные вещи, исключительного качества, с уникальным провенансом. В его коллекцию входят предметы, которые принадлежали русской императорской семье, как, например, бонбоньерка (£20–30 тыс.) — миниатюрная конфетница — из мохового агата, приобретенная императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной. Несколько произведений — резные модели глухаря, кролика и утенка — участвовали в первой крупной выставке русского искусства в Лондоне в 1935 году. Все три были собственностью мадам Эмили Изнаги, дочери кубинского дипломата Антонио Модесто Изнага дель Валле.

Мозаичная брошь из золота и платины, украшенная драгоценными камнями. Дизайн Альмы Пиль. Около 1913. Эстимейт £70–90 тыс. Фото: Christie’s
Мозаичная брошь из золота и платины, украшенная драгоценными камнями. Дизайн Альмы Пиль. Около 1913. Эстимейт £70–90 тыс.
Фото: Christie’s

«Самый скучный и обыденный предмет, будь то портсигар или рамка для фотографий, Фаберже умел превратить в настоящее произведение искусства», — говорит Алексей Тизенгаузен. Использование в работе драгоценных камней и дорогих материалов не было приоритетной задачей для ювелиров фирмы — они, скорее, стремились произвести впечатление. «Самым важным был эффект, который вещь производила на покупателя именно благодаря сочетанию разных материалов. Они и сегодня вызывают такую реакцию, так как повторить это до сих пор никому не под силу, хотя многие старались, включая французских ювелиров Cartier, Lacloche и так далее», — продолжает рассказ Тизенгаузен.

В 1887 году Карл Фаберже открыл московский филиал с мастерскими по производству серебряных и ювелирных изделий и начал сотрудничать со Строгановским училищем, где применялся инновационный подход к изготовлению керамических и эмалевых изделий. Вдохновляясь мотивами из славянского фольклора, Фаберже также привлек к работе художников из Абрамцева и Талашкина. Гарри Вульфу полюбились самобытные вещи в неорусском стиле, например керамический ковш, украшенный серебром и драгоценными камнями (£70–90 тыс.), а также керамический серебряный сосуд (£20–30 тыс.) и настольная коробка с изображением стилизованных птиц (£10–15 тыс.), которые пополнили его собрание.

За 50 лет Гарри Вульф собрал более 100 предметов. Фото: Christie’s
За 50 лет Гарри Вульф собрал более 100 предметов.
Фото: Christie’s

Произведения из коллекции Гарри Вульфа участвовали в выставках Фаберже в Государственном Эрмитаже, Музее декоративного искусства в Париже, Музее искусства и ремесел в Гамбурге, Национальном музее Швеции. Двадцатого ноября в лондонском Музее Виктории и Альберта открывается выставка «Фаберже. От романтики до революции», где среди прочего будет представлено более десяти предметов из собрания покойного коллекционера.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+