Премия Кандинского объявила имена лауреатов

Андрей Кузькин, Шалва Бреус и Альбина Мохрякова. Фото: Премия Кандинского
Андрей Кузькин, Шалва Бреус и Альбина Мохрякова.
Фото: Премия Кандинского

Церемония прошла в гибридном формате — жюри и номинанты собрались в Московском музее современного искусства на Петровке, а зрители могли следить за вручением наград в прямом эфире. Двое из трех победителей стали обладателями премии во второй раз

Победителем в номинации «Проект года» и обладателем 1,8 млн руб. стал Андрей Кузькин. Его инсталляция «Молельщики и герои», над которой он трудился в течение трех лет, состоит из 1104 фигурок из хлебного мякиша, размещенных в узких ячейках в молитвенной позе. Часть арт-объектов облита кровью художника. «Здесь я соединил христианский символизм, потому что хлеб — символ тела Иисуса, и русскую тюремную традицию лепки из мякиша», — комментирует художник. Он уже становился обладателем награды в номинации «Проект года» в 2016 году с проектом «Право на жизнь».

Во второй раз премию и 450 тыс. руб. получила и Альбина Мохрякова, победившая в категории «Молодой художник. Проект года». В 2019 году она была признана лучшей с короткометражкой «Каэгха», а в этом году жюри отметило «Рой». По словам самой художницы, это «работа с образом жужжащей воронки из тел молодых парней, которые закручиваются в общую массу, постепенно стирая личное, оставляя отпечаток фрагмента». «По этой же аналогии можно вспомнить о боевых сражениях. Взяв за основу ролики из YouTube, где уральские добровольцы исполняют „танец смерти“, я воспроизвожу ритм военного ритуала, который пропитан ожиданием и ужасом», — объясняет она.

Лучшей в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» стала рукопись «Коллективные формы художественного перформанса в России начала ХХI века» Романа Осминкина. В ней история российского перформанса рассматривается Осминкиным — не только куратором, но и поэтом и перформером — как форма коллективного творческого взаимодействия в социокультурном контексте. Автор исследует генезис перформативных форм человеческого взаимодействия — от ритуалов к авангардным инсценировкам — и показывает, как перформанс, возникший на стыке искусства и театра, стал формировать новые типы общественных отношений.

Работы лауреатов, финалистов и номинантов премии можно увидеть на выставке в Московском музее современного искусства на Петровке до 21 ноября. В этом году из более чем 700 заявок в лонг-лист вошли 34, 16 из них — на «Проект года», 11 — на звание лучшего молодого художника, и семь книг, две из которых пока рукописи.

Премия Кандинского учреждена в 2007 году Международным культурным фондом BREUS Foundation (ранее «АртХроника») по инициативе российского бизнесмена Шалвы Бреуса. Премия присуждается в номинациях «Проект года» (1,8 млн руб.), «Молодой художник. Проект года» (450 тыс. руб.) и «Научная работа. История и теория современного искусства» (приз — издание работы на русском или английском языке). Финалистов отбирает международное жюри. За прошедшие несколько лет победителями Премии Кандинского в номинации «Проект года» стали Евгений Антуфьев (2019), группировка ЗИП (2017), Андрей Кузькин (2016), Андрей Филиппов (2015), Павел Пепперштейн (2014).

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+