18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премия Кандинского объявила имена лауреатов

Церемония прошла в гибридном формате — жюри и номинанты собрались в Московском музее современного искусства на Петровке, а зрители могли следить за вручением наград в прямом эфире. Двое из трех победителей стали обладателями премии во второй раз

Победителем в номинации «Проект года» и обладателем 1,8 млн руб. стал Андрей Кузькин. Его инсталляция «Молельщики и герои», над которой он трудился в течение трех лет, состоит из 1104 фигурок из хлебного мякиша, размещенных в узких ячейках в молитвенной позе. Часть арт-объектов облита кровью художника. «Здесь я соединил христианский символизм, потому что хлеб — символ тела Иисуса, и русскую тюремную традицию лепки из мякиша», — комментирует художник. Он уже становился обладателем награды в номинации «Проект года» в 2016 году с проектом «Право на жизнь».

Во второй раз премию и 450 тыс. руб. получила и Альбина Мохрякова, победившая в категории «Молодой художник. Проект года». В 2019 году она была признана лучшей с короткометражкой «Каэгха», а в этом году жюри отметило «Рой». По словам самой художницы, это «работа с образом жужжащей воронки из тел молодых парней, которые закручиваются в общую массу, постепенно стирая личное, оставляя отпечаток фрагмента». «По этой же аналогии можно вспомнить о боевых сражениях. Взяв за основу ролики из YouTube, где уральские добровольцы исполняют „танец смерти“, я воспроизвожу ритм военного ритуала, который пропитан ожиданием и ужасом», — объясняет она.

Лучшей в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» стала рукопись «Коллективные формы художественного перформанса в России начала ХХI века» Романа Осминкина. В ней история российского перформанса рассматривается Осминкиным — не только куратором, но и поэтом и перформером — как форма коллективного творческого взаимодействия в социокультурном контексте. Автор исследует генезис перформативных форм человеческого взаимодействия — от ритуалов к авангардным инсценировкам — и показывает, как перформанс, возникший на стыке искусства и театра, стал формировать новые типы общественных отношений.

Работы лауреатов, финалистов и номинантов премии можно увидеть на выставке в Московском музее современного искусства на Петровке до 21 ноября. В этом году из более чем 700 заявок в лонг-лист вошли 34, 16 из них — на «Проект года», 11 — на звание лучшего молодого художника, и семь книг, две из которых пока рукописи.

Премия Кандинского учреждена в 2007 году Международным культурным фондом BREUS Foundation (ранее «АртХроника») по инициативе российского бизнесмена Шалвы Бреуса. Премия присуждается в номинациях «Проект года» (1,8 млн руб.), «Молодой художник. Проект года» (450 тыс. руб.) и «Научная работа. История и теория современного искусства» (приз — издание работы на русском или английском языке). Финалистов отбирает международное жюри. За прошедшие несколько лет победителями Премии Кандинского в номинации «Проект года» стали Евгений Антуфьев (2019), группировка ЗИП (2017), Андрей Кузькин (2016), Андрей Филиппов (2015), Павел Пепперштейн (2014).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+