18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В России есть две престижные премии в области современного искусства — «Инновация» и Премия Кандинского — и множество новых наград для молодых. Но способны ли эти премии повысить рыночную стоимость художника?

Евгений Антуфьев (р. 1986), дважды лауреат Премии Кандинского, делится мыслями о художественных премиях: они помогают поверить в себя и воодушевляют, но в то же время с ними неразрывно связана травма, когда ты сидишь среди друзей и соперников на церемонии награждения и ждешь, вызовут ли тебя на сцену или не вызовут.

В последнее время художникам все реже приходится проходить через такую публичную пытку. Произошел отход от традиционного сценария «приз достается одному победителю». Дело не только в пандемии, это глобальный сдвиг по направлению к социальному равенству в искусстве. Два года назад в Великобритании четверо финалистов Премии Тёрнера обратились к жюри с просьбой рассматривать их как коллектив и разделить награду поровну. Жюри прислушалось к просьбе, увидев в этом акт солидарности, отражающий «общественно-политическую поэтику, которой мы восхищаемся и которую мы ценим в их творчестве». В прошлом году все пять художников, вошедших в шорт-лист «Инновации» в номинации «Художник года», были объявлены лауреатами.

Но если вы считаете, что победа важнее участия, учтите: опубликованное на 13-й год существования Премии Тёрнера исследование показывает, что аукционная стоимость растет не только у победителя, но и у номинантов.

Таким образом, эту ситуацию можно назвать беспроигрышной.

И все же в России картина менее однозначна — если вообще можно говорить о непосредственной связи между ростом рыночной стоимости и победой либо номинацией на одну из национальных художественных премий. Когда речь идет о художниках, работающих с видео, фото и цифровыми технологиями, о каком-либо влиянии на рынок говорить нельзя, поскольку традиционные аукционы неблагосклонны к этим медиа и данных о продажах крайне мало. И даже тяжеловесу концептуализма Андрею Монастырскому (р. 1949) получение «Инновации» не помогло привлечь повышенный интерес на аукционном рынке, поскольку многие его работы больше подходят для музейных коллекций. Исследуя этот вопрос, я выбрала десять современных российских художников, работающих в живописи, графике и скульптуре, которые традиционно хорошо продаются, и сравнила объемы их продаж до и после того, как они получили ту или иную премию. Я рассматривала лауреатов трех наград: «Художник года» премии «Инновация», «Проект года» Премии Кандинского и почетной «За вклад в развитие современного искусства» премии «Инновация». Как в случае американской стипендии Макартуров, последняя — внеконкурсная номинация.

Сложилось впечатление, что, чем известнее художник в момент присуждения, тем выше становятся его рыночные показатели в тот же и следующий год.

Для этих художников стимулирующий эффект действительно существует. Рынок Ильи Кабакова (р. 1933) и Эрика Булатова (р. 1933) показал сильный подъем в год, когда они получили главную награду «Инновации», в 2011 и 2013 годах соответственно, причем в то время у них не было больших музейных выставок. В числе художников, продажи которых подскочили после получения одной из двух главных премий, Борис Орлов (р. 1941) и Павел Пепперштейн (р. 1966). Это справедливо и для Оскара Рабина (1928–2018), но его рыночный рост совпал с общим бумом на арт-рынке в 2007 году, так что трудно сказать, что послужило основным стимулом. Кроме того, «Инновация» тогда была слишком молодой, чтобы оказывать серьезное влияние на публику.

Государственная премия «Инновация» учреждена в 2005-м, Премия Кандинского основана меценатом Шалвой Бреусом в 2007 году.

Возможно, только сейчас, на втором десятке существования, российские художественные премии начинают привлекать к своим лауреатам дополнительное внимание, которое может способствовать повышению стоимости на рынке.

Премии Тёрнера понадобилось около десятилетия для того, чтобы сформировалась очевидная корреляция с ростом цен на отмеченных ею художников.

Владельцы произведений искусства тоже верят, что можно улучшить рыночный результат, если подгадать продажу под такое событие, как вручение премии. В результате на рынке в этот момент может оказаться больше работ, чем обычно. Но если это справедливо в отношении Кабакова, продажи которого выросли на 44% в год присуждения награды, и Булатова, чьи продажи утроились, то в других случаях наше предположение не оправдывается. Гриша Брускин (р. 1945) получил Премию Кандинского в 2012 году, когда на рынке не было продано ни одной его работы. Вадиму Захарову (р. 1959) в 2009 году присудили Премию Кандинского, но если за год до этого у него были хорошие аукционные результаты, то в год победы аукционных продаж не было вовсе.

В отличие от Премии Тёрнера и Премии Марселя Дюшана, которые вручаются только одному художнику в год, у обеих российских наград есть по несколько номинаций и отмечают они не только художников. Это демократичный и инклюзивный подход к поощрению талантов, учитывающий, что огромная инфраструктура также заслуживает публичного признания. Но таким образом ослабляется тот флер творческого гения, который Премия Тёрнера придает номинантам и победителями, попадающим в привилегированное художественное сообщество.

Российским премиям труднее привлечь внимание международной прессы, чем их западным аналогам. Лауреаты Премии Тёрнера и Премии Марселя Дюшана получают не только денежный приз и признание, но и выставку в музеях мирового уровня — Тейт и Центре Помпиду. В конечном итоге такая выставка может оказаться ценнее самой премии.

Наконец, стоит подумать о тяжеловесах российского современного искусства. Награда «За вклад в развитие современного искусства России» отдает дань таким художникам старшего поколения, как Оскар Рабин, которому было за 80, когда он получил ее, в то время как Премия Тёрнера до недавнего времени принимала заявки только от художников младше 50 лет. Быть может, премиям ограничения идут на пользу.

Но между поколениями необходимо найти баланс, и России здесь есть над чем поработать. Премии, как правило, присуждаются только ныне живущим художникам — единственным исключением стал в 2008 году московский концептуалист Дмитрий Александрович Пригов (1940–2007), получивший «Инновацию» за заслуги посмертно. Есть множество современных художников, до сих пор не отмеченных ни одной наградой. Многие из них уже скончались, в том числе Олег Васильев (1931–2013), Лидия Мастеркова (1927–2008), Дмитрий Плавинский (1937–2012), Леонид Соков (1941–2018) и Иван Чуйков (1935–2020). И хотя историю нельзя переписать, можно было бы найти способ признать их вклад в развитие российской визуальной культуры в форме ретроспективной премии.

Впервые опубликовано в RAF на английском языке

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+