18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премия Кандинского: 34 взгляда на современность

В Московском музее современного искусства (ММОМА) на Петровке открылась выставка номинантов 13-й Премии Кандинского, на которой представлен убедительный дайджест самых ярких проектов последних трех лет

В этом году из более чем 700 заявок в лонг-лист вошли 34, из них 16 претендентов на «Проект года», 11 — на лучшего молодого художника, и семь книг, две из которых пока рукописи. На выставке встречаются номинанты прошлых лет, а также есть пересечения с премией «Инновация-2021». Например, специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция» художника — исследователя московского концептуализма Яна Гинзбурга отобран экспертным советом сразу двух премий в номинации «Проект года».

Справка

Что такое Премия Кандинского

Премия Кандинского учреждена в 2007 году Международным культурным фондом BREUS Foundation (ранее «АртХроника») по инициативе российского бизнесмена Шалвы Бреуса. Премия присуждается в номинациях «Проект года» (1, 8 млн руб.), «Молодой художник. Проект года» (450 тыс. руб.) и «Научная работа. История и теория современного искусства» (приз — издание работы на русском или английском языках). Финалистов отбирает международное жюри. За прошедшие несколько лет победителями Премии Кандинского в номинации «Проект года» стали Евгений Антуфьев (2019), группировка ЗИП (2017), Андрей Кузькин (2016), Андрей Филиппов (2015), Павел Пепперштейн (2014).

Еще…

Вместе с хорошо знакомыми фигурами московской арт-сцены — Ириной Кориной, Виктором Алимпиевым, Андреем Кузькиным, МишМаш, Павлом Отдельновым — состав участников оживляют и новые лица. Хотя и они уже давно на слуху и активно выставляются. Некоторые из них — Екатерина Муромцева, Ульяна Подкорытова, Анна Ротаенко и Егор Федоричев — выходцы из Школы Родченко.

Выставка «Рай’ок» Ульяны Подкорытовой представлена в номинации «Молодой художник. Проект года» и впервые была показана в галерее «Триумф» в 2020 году. Художница, которая часто обращается в своих работах к русскому фольклору, создала вымышленных персонажей —бабок-икотниц, Москву-Реку, Попу в сапогах. Подкорытова соединила сказочность русского фольклора с современной мифологией, найденной в гущах интернета. Неслучайно ее работы выставлены в одном зале с другой сказочницей — Алисой Горшениной. Выставка Горшениной «Русское инородное» впервые состоялась в родной деревне художницы Якшина в Свердловской области в 2019 году. Позже ее часть была показана на 2-й Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж». В экспозиции представлены цифровые фотоколлажи, видеоарт с художницей в образах языческих богинь, текстильные маски.

Не только Горшенина и Подкорытова находят богатый материал для своих работ на Русском Севере. Фотопроект «Планетарий» Данилы Ткаченко представляет собой монохромную серию изображений заброшенных городов Крайнего Севера. Документируя травматические последствия политики Советского Союза по освоению севера, художник обратился к идеям историка Василия Ключевского о внутренней колонизации. При помощи подсвеченных окон, светящихся в глухой ночи, снятых с портативной вспышкой, он пытается оживить опустевшие жилые помещения, построенные руками заключенных ГУЛАГа в условиях вечной мерзлоты.

Если работы Горшениной и Подкорытовой объединены на почве русской темы, то Муромцеву и Ротаенко сближает общее чувство политического. Большая красная акварель Муромцевой «Пикет» в поддержку журналиста Ивана Голунова, с анонимными протестующими, держащими в руках плакаты, превратилась в универсальное протестное высказывание, которое отражает общественные настроения оппозиционно настроенных граждан. С другой стороны, с работами Муромцевой соседствует инсталляция «Рингтон» Анны Ротаенко, сделанная из ржавых труб и металлопрокатных материалов. Художница развивает идеи скульптора Вадима Сидура, который часто делал свои объекты из найденных материалов, в том числе канализационных труб. При приближении зрителя трубы в работе Ротаенко начинают звучать колокольным перезвоном из спрятанного внутри микропроцессора. Художница комментирует, что ей «хотелось создать что‑то вроде звучащего памятника всем „убиенным художникам“».

Номинация «Проект года» открывается инсталляцией Яна Гинзбурга — оммажем классикам московского концептуализма Елене Елагиной и Игорю Макаревичу. Это часть большого проекта «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», прошедшего в Центре Вознесенского в 2020 году. Он вместе с другими художниками реконструировал экспозицию «Закрытой рыбной выставки» 1935 года на основе реконструкции этой же самой выставки Елагиной и Макаревичем в 1990 году. Поскольку, кроме каталога с названиями работ, от исторической выставки ничего не сохранилось, даже фотографий, то Гинзбург и его коллеги решили ее воссоздать, полагаясь на свое воображение. Эстетика игрушечного соц-арта вместе с ясной исследовательской стратегией и продуманной медиацией — как между работами, так и со зрителем — делает этот проект редким образцом удачной архивной выставки.

Призрак советского прошлого маячит и в инсталляции «На отдыхе» Ирины Кориной, художницы с театральным бэкграундом. «Отдыхающие» мягкие колонны художницы и разноформатные объекты-персонажи созданы на основе ее впечатлений от походов с родителями в Центральный дом художника, любимых книг и журналов из детства, героев советских фильмов.

Совсем другие чувства в номинации «Проект года» передает работа Андрея Кузькина «Молельщики и герои», над которой он трудился в течение трех лет. Инсталляция состоит из 1104 фигурок из хлебного мякиша, размещенных в узких ячейках в молитвенной позе, часть из которых облита кровью художника. «Здесь я соединил христианский символизм, потому что хлеб — символ тела Иисуса, и русскую тюремную традицию лепки из мякиша», — комментирует художник. Несмотря на пафос и некоторый религиозный подтекст работы, Кузькин продолжает размышлять о «маленьком человеке» и его несостоятельности. Его персонажи хрупки и слабы, но все равно продолжают надеяться на светлое будущее.

Имена победителей станут известны 17 ноября на торжественной церемонии.

ММОМА на Петровке
Выставка номинантов Премии Кандинского
До 21 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+