18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Саунд-художник Билл Фонтана записал голос Нотр-Дама

№95
Материал из газеты

Мировая премьера аудиоработы под названием «Отголоски Нотр-Дама» должна состояться в июле следующего года. Художник с помощью датчиков ведет запись звуков, которые храм «слышит» своими десятью колоколами

Американский саунд-художник Билл Фонтана еще до завершения восстановительных послепожарных работ хочет вернуть Нотр-Даму его внутренний голос. Фонтана ведет запись звуков, которые храм «слышит» своими десятью колоколами, и планирует транслировать их в прямом эфире в Институте исследования и координации акустики и музыки (IRCAM) в Париже в июле следующего года. Это должна быть мировая премьера аудиоработы под названием «Отголоски Нотр-Дама».

«Колокола непрерывно вибрируют. Это словно дух, живущий в Нотр-Даме, — рассказал Фонтана в интервью The Art Newspaper. — Когда мне посчастливилось побывать на его колокольнях, добраться до самого старого и большого колокола под названием „Эмманюэль“, установить на него датчики и послушать, что происходит внутри него, я осознал, что слышу звук, который, по всей вероятности, никто до меня не слышал, — звук, который этот колокол издает непрерывно с того момента, когда его отлили».

Художник тесно сотрудничает с упомянутым IRCAM, входящим в структуру Центра Помпиду, а также с исследовательской группой по изучению акустической истории собора. Связан он и с проектом «У прошлого есть уши», посвященным акустическому культурному наследию, и с «Друзьями Нотр-Дама». Художник добавляет: «Если мой проект окажется успешным, он отправится путешествовать по миру и поможет собрать средства на реставрацию».

Чтобы записать «голос» собора, Фонтана установил на колокол «Эмманюэль» акселерометр. Прибор измеряет низкочастотные вибрации колокола в ответ на окружающую среду, которые затем можно отрегулировать до воспринимаемого человеческим ухом диапазона. «Эмманюэль» — старейший из десяти колоколов собора. Он был отлит по указу короля Людовика XIV в 1681 году, звучит в тоне фа-диез и считается одним из самых мелодичных в Европе. «Эмманюэль» оказался единственным колоколом Нотр-Дама, пережившим Великую французскую революцию (остальные переплавили на пушечные ядра), и первым, возвестившим об освобождении Парижа от власти нацистов.

Фонтана планирует установить датчики и на остальные девять колоколов, заново отлитых и замененных в 2013 году. Некоторые из них висят на гораздо более высоких ярусах колокольни, поэтому для того, чтобы добраться до них, требуется специальное снаряжения. «Возможно, в каких-то ситуациях придется нанять промышленного альпиниста, ведь мне все же 74 года», — говорит Фонтана, хотя возраст, похоже, не мешает ему погружаться в смелые проекты, и он по-прежнему в неплохой физической форме.

Художнику предстоит разработать техническое решение, «которое позволит установить датчики на остальные колокола, оборудовать беспроводную сеть и передавать все эти данные». Еще одна его идея — создать версию для трансляции на открытом воздухе. Фонтана говорит, что, если к следующей весне удастся оборудовать сеть для передачи данных, он «очень хотел бы установить на один день свое аудиопроизведение на площади у Нотр-Дама» — 15 апреля, к годовщине пожара.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+