18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Саунд-художник Билл Фонтана записал голос Нотр-Дама

№95
Материал из газеты

Мировая премьера аудиоработы под названием «Отголоски Нотр-Дама» должна состояться в июле следующего года. Художник с помощью датчиков ведет запись звуков, которые храм «слышит» своими десятью колоколами

Американский саунд-художник Билл Фонтана еще до завершения восстановительных послепожарных работ хочет вернуть Нотр-Даму его внутренний голос. Фонтана ведет запись звуков, которые храм «слышит» своими десятью колоколами, и планирует транслировать их в прямом эфире в Институте исследования и координации акустики и музыки (IRCAM) в Париже в июле следующего года. Это должна быть мировая премьера аудиоработы под названием «Отголоски Нотр-Дама».

«Колокола непрерывно вибрируют. Это словно дух, живущий в Нотр-Даме, — рассказал Фонтана в интервью The Art Newspaper. — Когда мне посчастливилось побывать на его колокольнях, добраться до самого старого и большого колокола под названием „Эмманюэль“, установить на него датчики и послушать, что происходит внутри него, я осознал, что слышу звук, который, по всей вероятности, никто до меня не слышал, — звук, который этот колокол издает непрерывно с того момента, когда его отлили».

Художник тесно сотрудничает с упомянутым IRCAM, входящим в структуру Центра Помпиду, а также с исследовательской группой по изучению акустической истории собора. Связан он и с проектом «У прошлого есть уши», посвященным акустическому культурному наследию, и с «Друзьями Нотр-Дама». Художник добавляет: «Если мой проект окажется успешным, он отправится путешествовать по миру и поможет собрать средства на реставрацию».

Чтобы записать «голос» собора, Фонтана установил на колокол «Эмманюэль» акселерометр. Прибор измеряет низкочастотные вибрации колокола в ответ на окружающую среду, которые затем можно отрегулировать до воспринимаемого человеческим ухом диапазона. «Эмманюэль» — старейший из десяти колоколов собора. Он был отлит по указу короля Людовика XIV в 1681 году, звучит в тоне фа-диез и считается одним из самых мелодичных в Европе. «Эмманюэль» оказался единственным колоколом Нотр-Дама, пережившим Великую французскую революцию (остальные переплавили на пушечные ядра), и первым, возвестившим об освобождении Парижа от власти нацистов.

Фонтана планирует установить датчики и на остальные девять колоколов, заново отлитых и замененных в 2013 году. Некоторые из них висят на гораздо более высоких ярусах колокольни, поэтому для того, чтобы добраться до них, требуется специальное снаряжения. «Возможно, в каких-то ситуациях придется нанять промышленного альпиниста, ведь мне все же 74 года», — говорит Фонтана, хотя возраст, похоже, не мешает ему погружаться в смелые проекты, и он по-прежнему в неплохой физической форме.

Художнику предстоит разработать техническое решение, «которое позволит установить датчики на остальные колокола, оборудовать беспроводную сеть и передавать все эти данные». Еще одна его идея — создать версию для трансляции на открытом воздухе. Фонтана говорит, что, если к следующей весне удастся оборудовать сеть для передачи данных, он «очень хотел бы установить на один день свое аудиопроизведение на площади у Нотр-Дама» — 15 апреля, к годовщине пожара.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+