18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый Нотр-Дам будет выглядеть так же, как старый

Парламент Франции одобрил закон, согласно которому собор должен быть восстановлен в том же виде, каким он был до пожара

Десятки проектов по реконструкции собора Парижской Богоматери, поданных на конкурс, который ранее объявило правительство Франции, — с озелененной крышей, с витражной крышей, со шпилем в виде луча света и с хрустальным шпилем, — так и останутся на бумаге.

Шестнадцатого июля, через 95 дней после того, как пожар уничтожил крышу и центральный шпиль собора, парламент Франции наконец-то одобрил закон, регулирующий порядок реставрации памятника архитектуры. В новом законе четко прописано, что Нотр-Дам должен быть восстановлен в том же виде, каким он был до пожара. Ссылаясь на его статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и на необходимость соблюдать существующие международные договоренности и практики, законодатели предписывают сократить до минимума отклонения от принятых норм строительства, планирования и поддержки наследия и окружающей среды.

По новому закону во главе проекта будет стоять один человек — президент Франции Эмманюэль Макрон, он будет прямо и косвенно контролировать все стадии работ. Обычно эти вещи входят в сферу ответственности Министерства культуры.

Будет создана новая организация с широким спектром полномочий, отвечающая за координацию и управление всем процессом. Она же получит все средства, собранные во Франции и за рубежом, будет руководить всеми работами на прилегающей к собору территории, организует программы подготовки реставраторов, будет осуществлять информирование широкой публики о ходе реставрации и учредит научный совет, чтобы давать рекомендации по ключевым вопросам, которые придется решать в ходе работ.

Руководство нового ведомства наполовину будет состоять из членов правительства Франции; кроме того, в него войдут представители церкви и городских властей. Основные полномочия по принятию решений будут принадлежать председателю организации (его назначат отдельным указом). Вероятнее всего, эту должность займет генерал Жан-Луи Жоржелен, бывший глава штаба обороны Франции, а до 2016 года — великий канцлер ордена Почетного легиона, самой престижной национальной награды Франции. Генерал Жоржелен будет подчиняться непосредственно президенту и осуществлять надзор над проектом в целом.

Решения, связанные с проектной стороной работ, будут приниматься в соответствии с существующим кодексом о наследии под контролем главного архитектора собора Филиппа Вильнева, члена уважаемой профессиональной организации «Общество главных архитекторов», с 1907 года играющей ключевую роль в области реставрации и консервации исторических памятников во Франции. Ввиду сложности стоящей перед ним задачи Вильнев привлек к работе еще двух главных архитекторов — Реми Фромона и Паскаля Прюне. Они будут отчитываться перед министром культуры Франции Франком Ристером. По настоянию мэра Парижа Анн Идальго ключевым партнером проекта также станут городские власти.

Представители католической церкви в Париже провели оперативную реструктуризацию кадров для управления сбором средств и надзора за процессом в целом — разумеется, в строгой координации с президентом Макроном. Архиепископ Парижа кардинал Жан-Мишель Опети назначил ответственными за проект настоятеля Нотр-Дама Патрика Шове и генерального викария монсеньора Бенуа де Синети, представителей католической церкви в новой организации.

Общая сумма средств, пожертвованных на восстановление собора после пожара частными лицами, компаниями и государственными органами, достигла впечатляющего €1 млн. Три богатейшие семьи Франции во главе с Франсуа Пино (строительный гигант Bouygues, Christie’s, Gucci, Sanofi и другие), Бернаром Арно (специализирующаяся на предметах роскоши группа LVMH, Christian Dior и другие) и Франсуазой Беттанкур-Мейерс (собственники L’Oreal) пообещали €500 млн. О намерении пожертвовать €100 млн заявил генеральный директор французского нефтяного гиганта Total Патрик Пуянне. По данным пресс-службы собора Парижской Богоматери, по состоянию на 17 июля никто из них еще не перевел средства, однако, учитывая, что все они видные публичные фигуры, маловероятно, что кто-нибудь не выполнит своих обещаний.

В законе упоминаются три организации, ведущие сбор пожертвований: Фонд Франции, Фонд наследия и Фонд Нотр-Дама под руководством кардинала Парижа. Важную роль в сборе средств сыграли и другие организации. С самого начала активную деятельность вели Центр национальных памятников при Министерстве культуры Франции и американский благотворительный фонд «Друзья Нотр-Дама»; в числе благотворителей были и другие зарубежные организации.

Для контроля за поступающими из-за рубежа средствами Министерство иностранных дел назначило Станисласа Лефевра де Лабуле послом по делам восстановления Нотр-Дама. Новый закон также санкционировал национальную кампанию по сбору пожертвований и подтвердил ранее данные государством обязательства, связанные с реставрацией собора, в числе которых обещание покрыть расходы на подготовительные исследования и разработку проекта.

Теперь, когда, через три месяца после того, как пожар чуть не уничтожил одно из самых знаменитых зданий Франции, структура управления этим грандиозным проектом определена, время поговорить о следующих шагах. Главный архитектор Филипп Вильнев напоминает, что собор по-прежнему в опасности, до сих пор были произведены только экстренные работы по его укреплению и защите. Недавняя жара принесла с собой дополнительные риски, высушив уже ослабленные своды, которые могут рухнуть в любой момент; сейчас расчистку образовавшихся под ними завалов разрешено вести только при помощи роботов.

Главный вопрос: кому доверят осуществление этой масштабной реконструкции и реставрации? В проекте задействовано множество специализированных фирм, в том числе переведенных с других реставрируемых объектов, однако ни одна из них не способна выполнить весь комплекс работ, необходимых для восстановления Нотр-Дама. Все они ориентированы на небольшие реставрационные проекты с бюджетом, редко превышающим €10 млн, поэтому здесь нужна более крупная строительная фирма, которая бы взяла на себя обязанности генерального подрядчика и координировала работы. Проблема в том, что ни одна из крупных строительных фирм Франции не обладает необходимой компетенцией в области реставрации, так что придется полагаться на специализированные фирмы. Поэтому открытый тендер будет очень сложным и жизненно важным для успеха всего проекта, пугающего масштабностью даже опытных профессионалов, руководящих реконструкцией Нотр-Дама.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+