18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возрождение Нотр-Дама: дерево, свинец и роботы

Рассказываем о том, как восстанавливают собор Парижской Богоматери, пострадавший от разрушительного пожара пять месяцев назад

Нотр-Дам сегодня. Фото: Artiom Vallat
Нотр-Дам сегодня.
Фото: Artiom Vallat

Архитектор, руководитель Центра всемирного наследия ЮНЕСКО (2000–2010), заместитель генерального директора ЮНЕСКО по культуре (2010–2018) Франческо Бандарин поделился последними данными о реставрации собора Норт-Дам де Пари и рассказал о том, что ждет его в будущем.

Собор Нотр-Дам сегодня. Фото: HEIC
Собор Нотр-Дам сегодня.
Фото: HEIC

Крыша

Пока не закончено строительство новой временной крыши, неф затянули полотном. Внутри нефа повесили защитную сетку на тот случай, если оставшиеся части крыши начнут обваливаться. Статую Богоматери сняли, а над главным алтарем со знаменитой барочной скульптурной группой, изображающей обет короля Людовика XIII, возвели защитную конструкцию.

Временные покрытия главных окон в нефе. Фото: HEIC
Временные покрытия главных окон в нефе.
Фото: HEIC

Кладка

Разбором и вывозом огромного количества обломков, заваливших неф (камни, обгоревшее дерево, куски кровли и так далее), занимаются роботы, так как людям запрещено входить внутрь из-за угрозы обрушения сводов. Этот этап работ уже почти завершен. Фрагменты собора сохранят для обследования и повторного использования.

Cтолбы нефа укреплены. Фото: HEIC
Cтолбы нефа укреплены.
Фото: HEIC

Витражи

Верхние витражи нефа и апсиды демонтировали в целях безопасности, а образовавшиеся проемы закрыли, чтобы защитить собор от осадков. Нижние витражи и окна-розы трансептов пока что оставили на месте.

Временная платформа над сводами. Фото: HEIC
Временная платформа над сводами.
Фото: HEIC

Стабилизация здания

Серьезные опасения по-прежнему вызывают своды: часть их кладки обвалилась, и в какой-то момент их нужно будет перестроить. Все контрфорсы укрепили при помощи деревянных рам, чтобы минимизировать риск повреждения несущих стен собора. Над сводами установили ряд 18-метровых деревянных перекладин, чтобы построить платформу для исследования их состояния и будущей реконструкции. Северный, западный и южный фронтоны укрепили при помощи деревянных конструкций-подпорок. Галерею химер на южной башне обезопасили и закрепили на стропах. Две внутренние колонны собора, пострадавшие при пожаре, также укрепили.

Подкрепление фронтонов. Фото: HEIC
Подкрепление фронтонов.
Фото: HEIC

Загрязнение свинцом

Пожар полностью уничтожил свинцовое покрытие крыши Нотр-Дама общим весом 430 т. Часть пластин упала внутрь собора, часть расплавилась по стенам, а часть превратилась в пыль и вместе с густым облаком дыма разнеслась по ветру над западной частью Парижа. Из-за опасений, вызванных возможным заражением свинцом, власти были вынуждены приостановить работы почти на весь август. Для защиты здоровья рабочих ввели впечатляющие меры безопасности, включая особый порядок доступа к собору, маски, защитные костюмы и душ. Сейчас ведется измерение уровня загрязнения на прилегающей к собору территории и в соседних районах города, а также оценка потенциального риска для здоровья людей.

Временная кровля над сводами. Фото: HEIC
Временная кровля над сводами.
Фото: HEIC

Финансирование

На реставрацию памятника ЮНЕСКО требуются значительные средства. К сегодняшнему дню Фонд Нотр-Дама получил пожертвования и обещания пожертвований на общую сумму €380 млн, в том числе €36 млн от 46 тыс. частных лиц, 60 компаний и 29 французских и зарубежных государственных учреждений. Стало известно, что обещанные главой холдинга LVMH, основателем Фонда Louis Vuitton Бернаром Арно и владельцем аукционного дома Christie’s, венецианских Палаццо Грасси и Пунта делла Догана Франсуа Пино €200 млн и €100 млн будут выплачиваться поэтапно. В качестве крупнейших спонсоров оба миллиардера войдут в состав учрежденной министром культуры Франции Франком Ристером контрольной комиссии, которая будет следить за выполнением реставрационного проекта.

Опоры сводов собора. Фото: HEIC
Опоры сводов собора.
Фото: HEIC

Что дальше?

Прежде всего необходимо демонтировать массивные металлические леса, установленные еще до пожара для реставрации шпиля. Это трудная и опасная задача, поскольку конструкции сильно пострадали в огне. После их снятия построят новую временную крышу, которая прослужит до окончания реставрации.  

Крыша собора Нотр-Дам де Пари после пожара. Фото: HEIC
Крыша собора Нотр-Дам де Пари после пожара.
Фото: HEIC

Будет установлена защита сидений на хорах. Наконец, под сводами разместят деревянную платформу, чтобы провести оценку их устойчивости и решить, что делать дальше: реконструировать или заменять. Этот этап планируют завершить к лету 2020 года.

На данный момент все работы ведутся под руководством главного архитектора Нотр-Дама. Он координирует деятельность специализированных строительных фирм, часть из которых была приглашена специально на этот проект, а часть в срочном порядке перевели с других объектов. Это временная схема, действующая до тех пор, пока не начнет работу новое ведомство, учрежденное парламентом Франции в июле 2019 года. Оно будет отвечать за все аспекты восстановления собора.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+