18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию

Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представил обновленный облик и новую развеску шести залов постоянной экспозиции на первом этаже главного здания. Это залы византийского и итальянского искусства, живописи Германии и Нидерландов XV–XVI веков, Фландрии и Голландии XVII века, Франции.

Авторская концепция была подготовлена французским сценографом и куратором Патриком Уркадом; куратором реэкспозиции выступила Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов. Залы поменяли цвет стен — теперь везде это единый светло-серый, который был выбран фирменным цветом Пушкинского музея.

Картины разместили ниже, ближе к уровню глаз, изменилась система освещения пространства и произведений. Обновили расположение и привычный набор экспонатов.

Постоянная экспозиция старого искусства стала объективно меньше, она целиком убрана из залов второго этажа. В большинстве случаев развеску по региональным школам вернули к варианту 1970-х годов.

Реэкспозиция уже вызвала некоторую критику среди тех любителей искусства, которые успели ее осмотреть. Ее назвали «холодной», «пересвеченной», «ломающей традиционное восприятие» и даже «евроремонтом». Отчасти это связано с непривычным обликом знакомых с детства залов, с подходом, новаторским для Москвы. В то же время неправильно судить о смене экспозиции без понимания тех событий и преображений, которые ждут Пушкинский. Не первый год здесь занимаются устройством музейного квартала с реконструкцией исторических зданий, куда переедут коллекции из главного здания, и строительством Депозитарно-выставочного центра.

Сейчас же французская и итальянская живопись переехала на первый этаж потому, что совсем скоро все залы второго этажа займет гигантская выставка «Бывают странные сближенья» (9 ноября 2021 года — 13 февраля 2022 года), которую в рамках фестиваля «Декабрьские вечера» создает прославленный куратор Жан-Юбер Мартен. Вслед за ней там же, наверху, развернется проект, посвященный коллекциям Михаила и Ивана Морозовых. После его завершения в залах второго этажа будут устраивать экспериментальные выставки, где, как гласит пресс-релиз, «кураторы будут предлагать свои размышления на темы, связанные с постоянной экспозицией Пушкинского музея». Неизвестно, сколько таких экспериментальных проектов успеет пройти в бывших залах постоянной экспозиции на втором этаже, потому что в ближайшие два года (ранее было объявлено о 2022-м, но очевидно, что дата уже сдвинулась) главное здание будет закрыто на реконструкцию.

Таким образом, реэкспозиционный проект сценографа Патрика Уркада превращается в своего рода временную выставку, позволяющую поразмышлять о новых гранях постоянной экспозиции старых мастеров ГМИИ. Период существования этого варианта экспозиции, как ожидается, будет не очень долгим: на 2024 год намечено открытие Галереи старых мастеров в бывшей усадьбе Вяземских — Долгоруковых. Этот особняк находится прямо позади главного здания и после реконструкции, как и другие части музейного квартала, будет соединен с ним громадным подземным пространством с гардеробом, кафе и магазинами, которое в музее условно называют «Цистерна». Площадь Галереи старых мастеров составляет 6,7 тыс. кв. м — и именно там развернется вся та постоянная экспозиция Тицианов, Рембрандтов, Кранахов, которая сейчас предстала перед нами всего в шести залах главного здания, в тестовом срезе.

В главном же здании после глобальной реконструкции, точной даты завершения которой пока нет, разместится коллекция слепков в том виде, в каком она замышлялась основателями музея. Уже много лет, напомним, эти гипсы, ранее располагавшиеся в тех залах, где мы привыкли видеть живопись, выведены в Галерею Зураба Церетели и в Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева (часть Музея РГГУ). Таким образом, главное здание будет возвращено к концепции, задуманной ее основателем Иваном Цветаевым и воплощенной архитектором Романом Клейном.

Реэкспозиция 2021 года — это на самом деле не только способ по-новому показать полотна, но и напоминание о том, что главное здание ГМИИ само по себе является экспонатом, не только очень красивым, но и сложным. Это напоминание о том, что публика забыла о его красоте и воспринимает сугубо утилитарно, служебно, как стены, на которые следует вешать нечто.

Переделки шести залов этой осенью возвращают пространству музея простор и свет, задуманные их создателями. Открывшийся в 1912 году музей за время функционирования претерпевал разные изменения. Например, яркие стены, различающиеся в различных тематических разделах экспозиции, появились уже в советское время. Действительно, Рембрандт смотрится на бледно-сером фоне не так выигрышно, как на бордовом, однако предполагаем, что в Галерее старых мастеров эта проблема будет решена.

Пока что первый этаж главного здания предстал посвежевшим и залитым светом, доставляя удовольствие если не любителям традиционной развески старых мастеров, то поклонникам классической архитектуры — безусловно.

Кардинальнее всего, кажется, преобразилось пространство зала ренессансной итальянской живописи. Выяснилось, что в его стенах не по два полуциркульных окна, а по шесть (прочие были закрыты стендами для развески). Также оказалось, что он разделен не двумя сплошными стенами, а ажурными аркадами. Свет залил новое белоснежное пространство зала, который стал смотреться намного более просторным и классическим. Аналогичным образом помолодели и остальные пять залов. Хотя перегородок и стендов внутри них теперь больше (что позволило вместить больше картин), из-за уменьшения их высоты общее пространство очистилось, появился воздух. При входе в каждый новый зал становится очевидным, какими красивыми все-таки были сделаны в 1912 году потолки, стилизованные в духе историзма. Теперь намного сильнее ощущается, что главное здание ГМИИ — его самый крупный экспонат.

Дает ли возможность эта новая развеска лучше рассмотреть произведения? Во многих случаях да, несмотря на спорное освещение и скученность экспонатов. Приятно, что из фондов достали некоторые картины, ранее в постоянной экспозиции отсутствовавшие. Текущую экспозицию упрекают в исчезновении важных работ вроде «Портрета юноши в образе Святого Себастьяна» леонардеска Джованни Антонио Больтраффио или «Геракла и Омфалы» Франсуа Буше, однако, во-первых, перемена развески — всегда удобный повод вывести вещи на реставрацию, во-вторых, эти предметы могут быть задействованы в выставках, которые нам, быть может, только предстоит увидеть. В любом случае текущий проект — это только анонс будущих изменений Пушкинского музея.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+