Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров

Завершено устройство подземной части нового Депозитарно-реставрационного и выставочного центра, главного здания будущего музейного квартала

Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (ДРВЦ) – ключевой объект музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Открытое хранение в Депозитарно-реставрационном и выставочном центре. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Концепция «Ризосфера» от бюро «Меганом», объединяющая здания музейного квартала. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Схема подземной части и переходов между зданиями музейного квартала. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пространство Депозитарно-реставрационного и выставочного центра. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (ДРВЦ) – ключевой объект музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Открытое хранение в Депозитарно-реставрационном и выставочном центре.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров. Состояние стройки на сегодняшний день.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Концепция «Ризосфера» от бюро «Меганом», объединяющая здания музейного квартала.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Схема подземной части и переходов между зданиями музейного квартала.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пространство Депозитарно-реставрационного и выставочного центра.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина показали, на каком этапе сейчас находится преобразование комплекса зданий в музейный квартал, над которым работают несколько архитекторов, а общим управлением проекта занимается бюро «Меганом» Юрия Григоряна.

Работа над созданием музейного квартала идет около десяти лет, и наконец можно сказать, что свет в конце туннеля появился. Строители завершили самую трудоемкую — подземную — стадию работ. По словам архитекторов проекта, глубина залегания фундаментной плиты, которая объединит несколько зданий на поверхности, более 16 м. Площадь нового подземного пространства тоже впечатляет — 20,5 тыс. кв. м. Оно находится под кварталом позади Отдела личных коллекций.

Проект музейного квартала. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Проект музейного квартала.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

В ноябре 2019 года завершится строительство несущих конструкций подземной части, после чего начнется возведение верхних этажей Депозитарно-реставрационного и выставочного центра (ДРВЦ), единственного нового здания в музейном квартале, камень в основание которого был заложен в 2016 году. Надземная часть будет функционировать как выставочный центр площадью 5,4 тыс. кв. м. В нем будет три выставочных пространства, каждому отведено по этажу. Собственно, именно здесь Пушкинский музей и планирует в будущем проводить все свои выставки-блокбастеры.

После открытия ДРВЦ музейные фонды (а это более 600 тыс. экспонатов), на время реконструкции музейного комплекса занявшие все мало-мальски свободные пространства и даже Отдел личных коллекций, сосредоточатся здесь. «Как только мы завершим депозитарий, у нас начнется новая жизнь», — обещает директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров. Состояние стройки на сегодняшний день.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Помимо фондохранилища, тут запланированы помещения для научной работы хранителей, реставрационные мастерские, химические лаборатории и фотостудия. И поскольку публичность — всемирный музейный тренд, то часть фондохранилища будет представлять собой «открытое хранение», где посетители смогут ходить по специально разработанным маршрутам. Вблизи ДРВЦ останется часть исторической застройки. Как рассказал Юрий Григорян, по поводу нее ломалось очень много копий, но в результате фрагменты исторических зданий удалось сохранить. Одно из них, кирпичное строение XIX века, воссоздадут для реставраторов (наконец-то они выберутся из подвалов главного здания и увидят дневной свет!), а в нескольких уцелевших одноэтажных флигелях разместят сувенирные магазины и тому подобное.

Завершение этой части музейного квартала запланировано на 2021 год. После переноса сюда фондов и коллекций из главного здания придет черед его реконструкции. Ее планируют начать в 2022 году, и это явно не будет косметическим ремонтом. По размаху работы над зданием, построенным в 1912 году по инициативе Ивана Цветаева и по проекту Романа Клейна, можно сравнить с глобальным переоснащением Политехнического музея. Под главным зданием с его свайным фундаментом и одноуровневым подвалом также планируется устроить подземное пространство.

Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Условно мы называем его „цистерна“, по аналогии с масштабными позднеантичными сооружениями», — рассказала Марина Лошак. Его появление разрешит вечную музейную проблему с очередями и удобствами: туда выведут гардероб, который наконец станет вместительным, кафе, музейные магазины, туалеты.

Кроме того, эта «цистерна» площадью 6 тыс. кв. м станет хабом для всего музейного квартала. Она соединится подземным переходом с депозитарием, то есть посетители «открытого хранения», пройдя через него, будут попадать в главное здание. Аналогичные переходы соединят его с Галереей искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и другими, еще не открывшимися пространствами квартала: Галереей искусства импрессионистов и постимпрессионистов в усадьбе Голицыных (готовность — конец 2021 года), Галереей старых мастеров в усадьбе Вяземских — Долгоруковых (готовность — июль 2022 года) и усадьбой Лопухиных, где до начала глобальных преобразований (а может, и после) будет работать новое музейное направление для молодежи «Пушкинский. Youth».

Переход из одного здания в другое с открытым хранением. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Переход из одного здания в другое с открытым хранением.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Марина Лошак подчеркнула, что главная задача — сохранить неповторимую атмосферу главного здания ГМИИ, чтобы она не исчезла из-за модернизации. «Мы приняли решение, что оно — самоценный объект искусства и его надо сберечь в памятном многим виде». Завершить реконструкцию обещают в 2023 году. В обновленном здании разместится цветаевская коллекция слепков. Она наконец воссоединится с той частью экспонатов, которые из-за недостатка места на долгие годы были отданы на экспонирование в Музейный центр РГГУ и Галерею Зураба Церетели.

Помимо ДРВЦ, на финал 2021 года планируется завершение реконструкции Дома текста в доходном доме Стуловых, административных зданий и благоустройство на месте ансамбля АЗС. Графики строительства неоднократно корректировались из-за драматичных историй с подрядчиками. Однако сейчас будущее музейного квартала видится безоблачным.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+