18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции

№95
Материал из газеты

Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали

Сальвадор Дали как-то признался, что любит Галу «даже больше денег». Она отвечала в рифму: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Они прожили вместе 53 года.

Общепринято: Гала (в буквальном переводе «праздник»), урожденная Елена Ивановна Дьяконова (1894–1982), была музой Дали. Но исследователи творчества художника изощряются в догадках, кем на самом деле она была для Сальвадора. От фрейдистской версии о заботливой матери до высших оценок качеств бизнес-леди. Могла поставить на первого мужа. Поль Элюар — большой, между прочим, поэт. Могла на любовника — Макса Эрнста, художника перворазрядного. Или других своих многочисленных поклонников.

Но Гала поставила на Дали, считая только его гением из всех, кого знала. И сорвала банк, который дает пропуск в вечность.

Тем интереснее разгадать загадку Галы. В этом цель нынешней выставки, которая представляет 23 картины и 41 графическую работу из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) и частных коллекций. Большинство этих произведений входили в личное собрание художника, который считал их настолько ценными и значимыми для своего творчества, что по его желанию они постоянно экспонировались в Театре-музее в Фигерасе.

Многочисленные обличья, в которых Гала появляется в его живописи: Леда и Елена Прекрасная, Градива и Галарина, — отсылают к сюжетам античной и позднейшей европейской культуры. Центром проекта, честнее будет сказать, его иконой, стала «Атомная Леда», созданная художником в 1947–1949 годах. И она по праву считается одним из важнейших, если не самым важным, его творением. Здесь Гала изображена в виде спартанской царицы Леды, которую, согласно мифу, соблазнил Зевс, принявший облик лебедя. В «Атомной Леде» Дали реализует принципы изобретенного им «атомного мистицизма», согласно которому все предметы и элементы композиции изображаются подвешенными в пространстве и не соприкасающимися друг с другом. Сам Дали считал «Атомную Леду» этапным произведением, первым подлинным шедевром, «идеальной картиной», построенной в соответствии с правилами золотого сечения и сакральной геометрии. Теперь эта картина — № 1 в послевоенном творчестве художника.

К «атомному мистицизму» относится и картина «Gala Placidia. Галатея сфер» (1952). Изображение лица Галы атомизировано, или, как сказали бы сейчас, состоит из пикселей. Но в доцифровую эпоху все были уверены, что, как бы быстро атомы ни бегали по разным орбитам, они не могут разлететься совсем, сохраняют целостную картину. В данном случае это портрет жены художника.

Еще один шедевр на выставке — «Галарина» (1945), поясной портрет Галы, отсылающий к творчеству Рафаэля, игравшего первостепенную роль в творчестве Дали. «Галарина» не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента его смерти, то есть больше 30 лет. Ее показ в России — суперсенсация.

Среди графики отметим карандашный эскиз к «Галарине», датированный 1941 годом, что показывает, как долго и тщательно Дали подходил к портрету своей музы. Литография под названием «Посвящается Фрейду» дополнена авторским текстом: «Гале, лучшей обнаженной натурщице замка Пуболь». Если учесть, что замок был подарком от Дали, она — его единственной обитательницей, а художник не мог посещать его без ее разрешения, то набросок может показаться иронией. Но между ними все было серьезно.

Рисунок «Профиль Галы» является эскизом к картине «Осенняя соната». А если Дали брался создать рисунок по мотивам «Аллегории с волом и орлом» коллеги Леонардо, то не мог отказать себе в удовольствии сделать главным персонажем свою музу в образе античной богини. Ничего подобного не было у Леонардо.

Завершает выставку цикл иллюстраций к поэме Лотреамона «Песни Мальдорора». Там трудно найти образ Галы. Но при большом желании можно.  

Музей Фаберже
«Атомная Леда и другие образы Гала в произведениях Сальвадора Дали»
13 октября 2021 – 16 января 2022

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+