18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семь художников, которые жили долго и умерли богатыми

Живописцы, которые преуспели, несмотря на, казалось бы, «проклятую» профессию

Романтическая легенда требует, чтобы настоящий творец очень страдал, бедствовал и умер молодым. Желательно, чтобы еще и не продал при жизни ни одной своей картины (идеальный пример — Винсент ван Гог). Развеиваем эту легенду о «голодающем авторе» с помощью весьма весомых примеров из истории искусства. И на основе железных доказательств — недвижимости и завещаний.


Микеланджело

Casa Buonarroti во Флоренции теперь музей, посвященный Микеланджело Буонарроти. Фото: Casa Buonarroti Firenze
Casa Buonarroti во Флоренции теперь музей, посвященный Микеланджело Буонарроти.
Фото: Casa Buonarroti Firenze

88-летний титан эпохи Возрождения скончался в 1564 году в Риме — там же, где находятся его самые колоссальные работы. Вернее, «госзаказы», созданные для папы римского. И тут, как вы понимаете, пахнет большими деньгами. Главное — уметь торговаться, затем получить свое сполна, а еще потом и не прокутить. Однако если несколько поколений твоих предков были флорентийскими банкирами… В общем, после смерти Микеланджело осталось имущество в 22 тыс. флоринов (около $25 млн на современные деньги). Сам художник, однако, в привычках был скромен. «Каким бы богатым я ни был, но всегда жил как бедный человек», — говорил он о себе. Жил в грязи, спал не раздеваясь и не снимая обуви. (Женат он, понятное дело, не был.) Он вечно помогал деньгами братьям и племянникам. Вкладывал средства в недвижимость. Согласно декларации 1534 года, у Микеланджело уже имелось шесть домов и семь имений, за последующие годы их количество выросло: ему нравилось чувствовать себя богатым помещиком. Один из этих особняков — Casa Buonarroti во Флоренции теперь музей. Когда стало ясно, что старик угасает и скоро скончается, его друзья попросили понтифика установить за домом надзор, чтобы его не разграбили. И не зря: в доме оказалось около 9 тыс. дукатов золотом. Рэб Хэтфилд в недавнем исследовании «Состояние Микеланджело» (The Wealth of Michelangelo) пишет, что на эти деньги спокойно можно было бы купить палаццо Питти. Для сравнения: за «Мадонну Дони» Микеланджело заплатили 140 дукатов гонорара.


Тициан

Памятник Тициану в базилике Санта-Мария-Глориоза деи Фрари в Венеции. Фото: Didier Descoue
Памятник Тициану в базилике Санта-Мария-Глориоза деи Фрари в Венеции.
Фото: Didier Descoue

Великий венецианский живописец умер в 1576 году то ли в 86-летнем возрасте, то ли двумя годами старше (точная дата его рождения неизвестна). Старик, любивший окружать себя пышнотелыми красавицами, был так крепок, что унесла его не обычная старческая немощь, а эпидемия чумы и шок от кончины любимого сына — так бы он, может, еще лет десять-пятнадцать осилил. Теперь о состоянии. Зарабатывал Тициан очень хорошо, причем брал не только деньгами. Например, частью оплаты за полиптих Кастелло Роганзуоло была небольшая загородная вилла на холмах Конельяно. А подобных картин-то он написал не один десяток! Вдобавок император Карл V Габсбург, которого он не раз портретировал, пожаловал ему неплохую ренту. Ученый Филип Линдси Сом в книге «Художник стареет: Старение искусства и художников в Италии, 1500–1800» (The Artist Grows Old: The Aging of Art and Artists in Italy, 1500–1800) отмечает, что расчетливость и жадность пожилого Тициана были общеизвестны — на них даже жаловались в переписке его заказчики, послы, герцоги и короли. После кончины художника его сын и зять, отец шестерых внуков, долго судились за дома, поля и прочее имущество.


Эль Греко

Дом-музей Эль Греко в Толедо. Фото: D.Rovchak
Дом-музей Эль Греко в Толедо.
Фото: D.Rovchak

Художнику было 73 года, когда он скончался в 1614 году в Толедо, где нашел вторую родину. Напомним, что родился он под именем Доменикос Теотокопулос в небольшой деревушке на острове Крит и в молодости был иконописцем. В Испании Эль Греко стал специализироваться на религиозной живописи и портретах. Продолжим характеризовать уровень жизни художников через их жилплощадь. В Толедо Эль Греко снимал парадные («королевские») комнаты в доме маркиза де Вильены. Сначала он арендовал три комнаты, но дела шли так хорошо, что в итоге он распространился на 24 помещения, и это не считая патио и сада. Многовато для человека, чья семья состоит из единственного внебрачного сына и его матушки. (Дворец этот не сохранился, современный дом-музей — реконструкция начала ХХ века.) Инвестициями Эль Греко не занимался, но себя баловал. По свидетельству художника Хусепе Мартинеса, он зарабатывал очень много денег, но все спускал: вел роскошный образ жизни и «заходил так далеко, что даже нанимал музыкантов, чтобы они играли ему за обедом, услаждая его слух». Когда Эль Греко скончался, у него осталось, впрочем, много долгов, но это уже были не его проблемы, а сына, Хорхе Мануэля (такого унижения, как Рембрандту, с прижизненной распродажей имущества, Эль Греко не довелось пережить). Опись имущества, оставшегося после покойного, включала 143 картины и большую библиотеку из книг на греческом, испанском и итальянском.


Рубенс

Дом Рубенса в Антверпене. Фото: @oamps12
Дом Рубенса в Антверпене.
Фото: @oamps12

Питер Пауль Рубенс умер в 1640 году в возрасте 62 лет — по тем временам не так уж и плохо. Не только живописец, но и дипломат (а еще говорят — шпион), за свою жизнь он заработал достаточно. В молодости, когда Рубенс написал прославлявшую Марию Медичи галерею из 22 полотен, французская королева осыпала его золотом. Когда же ее сын Людовик XIII (вместе с Ришелье) изгнал вдовствующую королеву из Франции и она скиталась по Европе в бедности, Рубенс предоставил прежней покровительнице один из домов, в Кельне, где она и скончалась. Когда же не стало самого художника, его наследство (которое вдова и дети продавали и делили целых пять лет) составило колоссальную сумму в 400 тыс. флоринов (для сравнения: его дом в Антверпене с фасадом в 36 м длиной при покупке стоил 10 тыс.). В наследство еще входила художественная коллекция произведений других мастеров из более чем 300 полотен, включая Тициана и Тинторетто, и испанский король приобрел оттуда много симпатичного для Прадо.


Иван Айвазовский

Дом Ивана Айвазовского в Феодосии. Фото: Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского
Дом Ивана Айвазовского в Феодосии.
Фото: Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского

Знаменитый маринист скончался в 1900 году в возрасте 82 лет в любимой Феодосии, где прожил долгие годы. Айвазовский отличался необыкновенной производительностью: одну картину он писал максимум несколько дней. Официальное количество его полотен — около 6 тыс. Сколько именно заработал Айвазовский картинами, которые покупали и русский царь, и турецкий султан, сосчитать трудно. Но можно хотя бы прикинуть по тому, сколько он потратил в Феодосии. Тут художник построил себе особняк — позже он завещает дом городу как картинную галерею. Провел водопровод, снабдивший Феодосию питьевой водой. Труба шла от родников в загородном имении Айвазовского Субаш. Еще он построил здание археологического музея на горе Митридат (и, кстати, на собственные средства раскопал 80 курганов). Ирина Погребецкая в статье «Имения и земли помещика Айвазовского» уточняет, что к 1864 году он уже владел 2,5 тыс. десятин (около 2,7 тыс. га) земли в крымском Шах-Мамае. В последующие годы художник купил еще много земли в Крыму (около 11 тыс. га, включая виноградники) и дал каждой из четырех дочерей по поместью в приданое.


Клод Моне

Дом Клода Моне в Живерни. Фото: Hallé / Фотобанк Лори / easy Fotostock
Дом Клода Моне в Живерни.
Фото: Hallé / Фотобанк Лори / easy Fotostock

86-летний импрессионист умер в 1926 году в усадьбе Живерни, которую обессмертил великолепными пейзажами (а они, в свою очередь, помогали Живерни содержать). История этого дома отражает постепенный рост благосостояния Моне. Сначала, в 1883 году, он его арендовал, вместе с небольшим участком земли. Затем, по мере того как его картины начинают продаваться, Моне выкупает сам дом, прилегающие здания и земли вокруг (в 1890 году). Еще один участок он приобретает на противоположной стороне дороги и выкапывает там пруд, перебросив через него тот самый японский мостик, знакомый нам по его картинам. Моне разбил три теплицы, отремонтировал дом, постоянно заказывал новые растения. И держал одновременно семь садовников! Любой садовод легко (с ужасом) может себе представить, в какую сумму это обходилось. И не забываем о содержании семьи, все пополняющейся коллекции японских гравюр и других приятных вещах… После того как Моне не стало, поместье переживало упадок. В 1970-е годы оно оказалось в собственности государства. Которое тоже пришло в ужас, представив себе суммы, необходимые для возобновления этой красоты. Помогли только американцы — тот же самый Versailles Foundation, на чьи средства ранее был восстановлен Версаль.


Сальвадор Дали

Музей-театр Дали в Фигерасе, Испания. Фото: Яков Филимонов / Фотобанк Лори
Музей-театр Дали в Фигерасе, Испания.
Фото: Яков Филимонов / Фотобанк Лори

Испанскому сюрреалисту было 84 года, когда он скончался в Фигерасе. Последние годы он прожил в башне своего легендарного театра-музея. Богач он был по тем временам для художника неописуемый. Андре Бретон, высмеивая жадность Дали до денег, составил из его имени анаграмму «Avida Dollars» («жадный до долларов»). Художник же в ответ создал картину «Апофеоз доллара». Из купленных на заработанные миллионы зданий назовем хотя бы каталонский замок XIV века Пуболь, который в 1969 году художник купил для Галы в очень плохом состоянии и долго реставрировал. Точный размер состояния Дали неизвестен, но в 1970 году, к примеру, он зарабатывал по полмиллиона долларов в месяц. Все работы художник завещал Испании, учредив фонд для содержания своих музеев. Сегодня его наследие оценивается, по сведениям издания Telegraph, примерно в €300 млн, не считая прибыли от авторских прав. Так что в 2017 году одна дама, гадалка на картах Таро, объявила себя его внебрачной дочерью и потребовала долю наследства. Упорная испанка добилась вскрытия могилы Дали и анализа ДНК — он оказался отрицательным.

А в XXI веке художниками-миллионерами никого не удивишь. Сегодня тройка самых богатых живых художников выглядит так: Дэмиен Херст ($300 млн), Джаспер Джонс (аналогично), Джефф Кунс ($290 млн).

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+