18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Уральская биеннале предлагает выбрать: обнимать или уклоняться от объятий

Хенрике Науманн. Die monotonie des Yeah, Yeah, Yeah. 2020. Инсталляция. Фото: Уральская биеннале
Хенрике Науманн. Die monotonie des Yeah, Yeah, Yeah. 2020. Инсталляция.
Фото: Уральская биеннале

Основной проект шестой биеннале на Урале «Мыслящие руки касаются друг друга» откроется в начале октября, но программа арт-резиденций в городах Свердловской и Челябинской областей стартовала еще летом

Один из крупнейших в России международных проектов в области современного искусства, 6-я Уральская индустриальная биеннале в этом году проходит под девизом «Время обнимать и уклоняться от объятий» и посвящена проблеме человеческого взаимодействия и размышлениям о прикосновении. Кураторами пригласили руководителей Кунстхалле в Баден-Бадене Чалу Илэке и Аднана Йылдыза, а также берлинского архитектора Ассафа Киммеля, которые представят главный проект «Мыслящие руки касаются друг друга». Основной акцент будет сделан на перформансе и практиках соучастия.

«Обращаясь к труду [финского архитектора] Юхани Палласмаа „Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия“, мы будем экспериментировать с новыми формами вовлечения и исследовать прикосновение, близость и человеческое взаимодействие», — объясняют кураторы идею своего проекта.

ДОСЬЕ

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — российская международная выставка современного искусства, организованная по инициативе Уральского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Она проходит в Екатеринбурге и городах Уральского региона с 2010 года и входит в Международную ассоциацию биеннале (IBA). Уральская биеннале работает с индустриальным наследием региона и славится выбором оригинальных мест проведения — от типографии «Уральский рабочий» и Уральского завода тяжелого машиностроения, гостиницы «Исеть», Уральского приборостроительного завода до кинотеатра «Колизей».

Основной проект биеннале 2019 года «Преодолеть бессмертие: к множествам будущего» под кураторством Шаоюй Вэн, младшего куратора китайского искусства в Музее Соломона Гуггенхайма, стал лауреатом VIII Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года». Биеннале запомнилась зрителям по тысячам черных бабочек мексиканского художника Карлоса Аморалеса и коридору из человеческих следов, отпечатанных в искусственной грязи, российской группы Recycle Group.

Соорганизаторами биеннале в этом году выступают Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Центр поддержки и развития современного искусства ZA ART.

Еще…

«Уральская биеннале всегда работает с уникальными невыставочными пространствами, и в этом году мы решили уйти от формата большого блокбастера на заводе и выбрали несколько пространств, каждое из которых находится в стадии трансформации», — отмечает комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова.

Саймон Денни. Caterpillar Inc. Autonomous haul 793F Mining Truck Extractor pop display. 2019. Вид спереди. Фото: Jesse Hunniford/MONA
Саймон Денни. Caterpillar Inc. Autonomous haul 793F Mining Truck Extractor pop display. 2019. Вид спереди.
Фото: Jesse Hunniford/MONA

Основной проект нынешней биеннале, который открывается в начале октября, пройдет на четырех площадках: в цехе автоматизированного механообрабатывающего производства, в Екатеринбургском государственном цирке, бывшем кинотеатре «Салют» и на главпочтамте. В нем примут участие более 50 российских и международных художников.

Турецкая художница Хале Тенгер, известная инсталляциями, критикующими милитаризм и патриархальные установки, воссоздаст свою работу 1990-х годов. Она построит будку с играющим радиоприемником и идеалистическими видами природы, куда можно будет зайти посетителям. Французский художник и кинорежиссер Клеман Кожитор, обладатель престижной Премии Марселя Дюшана, покажет одноканальное видео «Галантные Индии» (2017), созданное совместно с Парижской национальной оперой. Это современная интерпретация одноименной оперы-балета, написанной в XVIII веке французским композитором Жан-Филиппом Рамо. На создание работы Кожитора вдохновили ритуальные танцы американских индейцев. На главпочтамте молодой турецкий медиахудожник, осмысляющий информационные потоки и алгоритмы, Эгемен Демирчи предложит посетителям написать письма в будущее, которые будут храниться на почте и будут отправлены через 100 лет. Турецкая художница Мехтап Байду, поднимающая гендерную повестку, представит произведение «Камень желаний». Оно составлено из множества присланных женщинами камней, что отсылает к ритуальной практике курдов.

Клеман Кожитор. «Галантные Индии». Постановка оперы Жан-Филиппа Рамо. 2017. Фото: Уральская биеннале
Клеман Кожитор. «Галантные Индии». Постановка оперы Жан-Филиппа Рамо. 2017.
Фото: Уральская биеннале

Как и в прошлые годы, важнейшая часть биеннале — арт-резиденции. Их цель — познакомить публику с действующими промышленными объектами Урала. На этот раз резиденты работают не только в городах — Асбесте, Кыштыме, Нижнем Тагиле, Полевском, Сатке, Сысерти, Челябинске, но и в поселках — Черноисточинске в Свердловской области и Соколе в Челябинской области. В течение шести месяцев группа российских и международных художников вместе с куратором Владимиром Селезневым, лауреатом премии «Инновация», исследует городские сообщества, уральское индустриальное наследие и знакомится с производственными процессами действующих предприятий. Художники также привлекают к созданию своих работ жителей. Итоги их коллаборации в виде выставок и перформансов будут показаны в городах арт-резиденций.

Василий Кононов-Гредин. «Сад камней». 2021. Инсталляция в Березовском карьере города Сатка, Челябинская область. Фото: Уральская биеннале
Василий Кононов-Гредин. «Сад камней». 2021. Инсталляция в Березовском карьере города Сатка, Челябинская область.
Фото: Уральская биеннале

Еще в июле начались организованные поездки по программе «Маршруты биеннале» в места арт-резиденций и спецпроектов: Сатку, Кыштым и Черноисточинск, — и были созданы три спецпроекта для биеннале. Первый представляет инсталляцию художника, лауреата грантовой программы музея «Гараж» для молодых художников Василия Кононова-Гредина «Сад камней», составленную из 250 зеркал на уступах Берёзовского карьера. Художник трансформировал карьер площадью 264 тыс. кв. м, где велась добыча минерала магнезита, в искусственную среду для отдыха и созерцания. Второй, мурал «Рекультивация» художника «уличной волны» Андрея Оленева, выполненный в стиле советской монументальной живописи и установленный на фасаде цеха комбината «Магнезит» в Сатке площадью 4,6 тыс. кв. м, посвящен собирательному образу сотрудника предприятия. В центре сюжета — руки рабочего, оберегающие побег растения, которые подчеркивают важность коллективной, а не только личной ответственности людей за природу и ежедневной заботы о ней.

Скульптура «Дразнилка» Ивана Горшкова, представителя «воронежской волны», в русле реки Кыштымка — один из проектов арт-резиденций. Работа изображает металлургов, держащих в руках березовые бревна. По мысли автора, это символ местного уральского характера, образ борьбы и упорства.

Иван Горшков. «Дразнилка» в русле реки Кыштымка, город Кыштым, Челябинская область. Фото: Уральская биеннале
Иван Горшков. «Дразнилка» в русле реки Кыштымка, город Кыштым, Челябинская область.
Фото: Уральская биеннале

Публичная программа «Швейцарский фокус» совместно со Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» и кураторами Дмитрием Безугловым и Юлией Фиш будет состоять из перформансов и инсталляций «Исполняя социальные ритуалы» — с участием театрального режиссера и музыкального продюсера, победителя конкурса Swiss Theater Encounters Алана Альпенфельта, швейцарских перформансистов — художницы Ханны Вайнбергер, победительницы Swiss Emerging Artist Prize, Оливии Видеркер, а также художника-исследователя Жерома Леуба и лауреата Swiss Art Award Флоранс Юнг. Они представят различные стратегии взаимодействия с городской средой — от социальной скульптуры и документального театра до звуковой интервенции в общественных пространствах. Алан Альпенфельт подготовил новый сценарий проекта «Секретные звуковые истории», который расскажет о «надеждах и страхах» людей в условиях самоизоляции. Оливия Видеркер создает перформанс «Да! Нет! Да! Нет!», соединяющий сложные хореографические движения с простыми выражениями «да» и «нет». Ханна Вайнбергер представит звуковую ситуацию бесконечного ожидания, а Флоранс Юнг покажет работу, посвященную вопросам личных границ и размышлениям об индивидуальном и общественном благе. Перформансы начнутся в сентябре и пройдут до закрытия биеннале 5 декабря на площадке бывшего кинотеатра «Салют».

6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Различные площадки Екатеринбурга и других городов
2 октября – 5 декабря

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+