Обнаружен набросок ван Гога, приобретенный за £6

Винсент ван Гог. «Скорбящий старик («У ворот вечности»)». 1890. Фото: Музей Крёллер-Мюллер, Нидерланды
Винсент ван Гог. «Скорбящий старик («У ворот вечности»)». 1890.
Фото: Музей Крёллер-Мюллер, Нидерланды

По этому эскизному рисунку, стоимость которого сейчас может составлять €1 млн, была написана картина «На пороге вечности»

Музей ван Гога в Амстердаме подтвердил подлинность наброска к «Изнуренному» — рисунку, сделанному в ноябре 1882 года, когда художник работал в Гааге. Старший научный сотрудник музея Тейо Медендорп называет его существенным дополнением к корпусу работ ван Гога.

Набросок связан с важнейшим сюжетом, поскольку в 1890 году художник превратил эту композицию в одно из своих самых пронзительных полотен «На пороге вечности». Пожилой мужчина сидит, опустив голову на руки — то ли от усталости, то ли от горя.

Медендорп подготовил подробную статью об обнаруженном эскизе, которая опубликована в октябрьском номере The Burlington Magazine. Пока что ее можно бесплатно прочитать онлайн.

Обнаруженный набросок входит в частную коллекцию, владелец которой пожелал сохранить анонимность. Произведение было приобретено примерно в 1900–1910 годах и с тех пор передавалось по наследству внутри семьи. О его местонахождении в 1880–1890-е годы ничего не известно. Недавно семья обратилась в Музей ван Гога с просьбой установить подлинность работы.

Набросок ван Гога для «Изнуренного». Ноябрь 1882 г. Частная коллекция. Фото: Музей ван Гога, Амстердам (Хелен ван Дриэль)
Набросок ван Гога для «Изнуренного». Ноябрь 1882 г. Частная коллекция.
Фото: Музей ван Гога, Амстердам (Хелен ван Дриэль)

Медендорп подтвердил авторство художника: «В стилистическом отношении набросок полностью совпадает с многочисленными эскизами, которые ван Гог сделал в Гааге, и его связь с финальной версией „Изнуренного“ очевидна». Что касается материалов, то, по словам искусствоведа, «здесь вы найдете все, чего следует ожидать от ван Гога этого периода: изображение выполнено толстым плотницким карандашом на грубой акварельной бумаге и закреплено раствором воды и молока». На бумаге есть водяной знак Hallines — такой же, как на многих других листах, которые художник использовал в Гааге. На оборотной стороне размещается черновое изображение крестьянина в поле.

Эскиз «Изнуренного» дает замечательную возможность увидеть творческий метод ван Гога. Сначала он расчертил на бумаге сетку (которая заметна только на репродукциях), а потом быстро набросал фигуру сидящего, глядя на него через перспективную рамку, чтобы правильно передать пропорции. Затем художник доработал набросок энергичными движениями карандаша в своем характерном экспрессивном стиле.

На основе этого эскиза он создал законченный рисунок «Изнуренный», который хранится в Музее ван Гога. Между наброском и финальной версией имеются интересные различия. В конечном варианте человек сидит на стуле более ровно, а около его правой ноги заметны очертания очага. На эту работу Винсент ван Гог поставил свою подпись, что подтверждает, что это законченная версия.

Винсент ван Гог. «Изнуренный». Законченный рисунок. 1882. Фото: Музей ван Гога, Амстердам
Винсент ван Гог. «Изнуренный». Законченный рисунок. 1882.
Фото: Музей ван Гога, Амстердам

Для «Изнуренного» позировал Адрианус Якобус Зёйдерланд (1810–1897), 72-летний житель местной богадельни (ван Гог называл его и других обитателей дома призрения сиротами). Он появляется не менее чем на 40 рисунках, сделанных художником в Гааге, и мгновенно узнается по характерной лысине, окаймленной короной отросших седых волос, и бакенбардам.

Создавая эту композицию, ван Гог, возможно, держал в уме иллюстрацию к книге Чарльза Диккенса — очень похожая фигура изображена на рисунке Артура Бойда Хоутона, помещенном на фронтиспис издания «Тяжелых времен» 1886 года. Ван Гог был большим поклонником Диккенса, с творчеством которого познакомился, будучи молодым арт-дилером в Лондоне.

Фронтиспис Артура Бойда Хоутона к изданию «Тяжелые времена» Чарльза Диккенса. 1866.
Фронтиспис Артура Бойда Хоутона к изданию «Тяжелые времена» Чарльза Диккенса. 1866.

Свидетельство о создании обеих версий «Изнуренного» художник оставил в письме от 24 ноября 1882 года, адресованном брату Тео: «Сегодня и вчера я нарисовал две фигуры старика, который сидит, опершись локтями на колени и положив голову на руки… Как прекрасен такой старый лысый рабочий в своей заплатанной бумазейной куртке» (цитируется по книге: Ван Гог В. Письма. Пер. с голл. Полины Мелковой. 1966). На первой версии в нижней части правой штанины Зёйдерланда видна заплатка, но в финальную версию она не вошла.

В письме, которое художник адресовал другу, Антону ван Раппарду, он дал рисунку английское название Worn out («Изнуренный»). Это связано с тем, что в то время ван Гог думал устроиться иллюстратором в какое-нибудь английское издание — либо в Illustrated London News, либо в Graphic — и хотел подобрать несколько образцов своей работы для отправки туда. Обратился ли он к ним в конечном итоге и, если да, то отказали ли они ему в сотрудничестве, неизвестно.

Выдержка из письма Винсента ван Гога на голландском языке к Антону ван Раппарду с заголовком «Изнуренный» на английском языке. 24 ноября 1882 г. Фото: Музей ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента ван Гога)
Выдержка из письма Винсента ван Гога на голландском языке к Антону ван Раппарду с заголовком «Изнуренный» на английском языке. 24 ноября 1882 г.
Фото: Музей ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента ван Гога)

Выражение “worn out” активно использовали английские литераторы викторианской эпохи, в том числе Диккенс и Лонгфелло. Кроме того, ван Гог мог видеть гравюру по одноименной картине шотландского художника Томаса Фаеда (впрочем, у того композиция совершенно иная: он изобразил отца, забывшегося сном у постели больного ребенка).

Экспозиция в Музее ван Гога с недавно обнаруженным наброском (на розовом фоне), рисунком и литографией. Фото: Музей ван Гога, Амстердам/Jelle Draper
Экспозиция в Музее ван Гога с недавно обнаруженным наброском (на розовом фоне), рисунком и литографией.
Фото: Музей ван Гога, Амстердам/Jelle Draper

Ван Гог явно гордился «Изнуренным», поскольку через несколько дней сделал по завершенной версии литографию. Ей он дал другое английское название — At Eternity’s Gate («На пороге вечности»). А восемь лет спустя, находясь в психиатрической лечебнице в Сен-Реми-де-Провансе, он использовал литографию в качестве основы для картины, изображающей одетого в голубое старика.

Сколько стоит обнаруженный набросок? Судя по документам из семейного архива нынешних владельцев, в 1900-е годы он был приобретен за 75 гульденов, что в то время составляло около £6. Сейчас цены на рисунки ван Гога гаагского периода достигают €1 млн.

Ранее неизвестный набросок и финальная версия рисунка «Изнуренный», а также литография по нему экспонируются в Музее ван Гога до 2 января 2022 года.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+