Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника

Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году

Форзац блокнота с наклеенным оттиском Утагавы Кунисады. Фото: The Courtauld
Форзац блокнота с наклеенным оттиском Утагавы Кунисады.
Фото: The Courtauld

Галерея Курто приобрела никогда прежде не экспонировавшуюся рукопись Поля Гогена Avant et après («До и после»). Речь идет о произведении книжного формата, которое художник завершил на полинезийском острове Хива-Оа в феврале 1903 года, всего за два месяца до своей смерти в возрасте 54 лет.

Это одна из самых выдающихся рукописей художников, которые когда-либо приобретались государственной коллекцией Великобритании со времен Второй мировой войны. Она вошла в коллекцию Курто по схеме Acceptance in Lieu («принятие вместо»), позволившей погасить £6,5 млн налога на наследство.

Гоген писал Avant et après в своей полинезийской хижине в большом блокноте (почти формата A4), который, вероятно, заново переплели приблизительно в 1918 году. Помимо 213 страниц аккуратно написанного текста, блокнот содержит 8 полностраничных рисунков и 2 рисунка в тексте, а также 19 монотипий.

Страница рукописи Поля Гогена Avant et après. Фото: The Courtauld
Страница рукописи Поля Гогена Avant et après.
Фото: The Courtauld

В нижней части изумительной обложки в два столбца написаны фразы на французском языке: «Чтобы плакать», «Чтобы страдать», «Чтобы умереть» и «Чтобы смеяться», «Чтобы жить», «Чтобы наслаждаться». На внутреннюю часть обложки наклеены три оттиска Утагавы Кунисады 1850-х годов, а на заднюю — копия гравюры Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), что свидетельствует о разнообразии художественных интересов Гогена.

Кетти Готтардо, куратор отдела рисунков в Курто, говорит, что Avant et après представляет собой «наполовину мемуары, наполовину манифест». Книга содержит откровенные истории из жизни и замечания об Эдгаре Дега, Камиле Писсарро, Поле Сезанне и Поле Синьяке.

Важнее всего, что Гоген пишет о девяти неделях, которые он провел с Винсентом ван Гогом в «желтом доме» в Арле, то есть о периоде творческого сотрудничества, резко оборвавшемся в тот вечер, когда ван Гог отрезал себе мочку уха. Создается ощущение, что в этих записях Гоген пытается оправдать свои действия и полностью возложить вину за произошедшее на товарища.

Есть предположение, что на этой странице Поль Гоген изобразил автопортрет. Фото: The Courtauld
Есть предположение, что на этой странице Поль Гоген изобразил автопортрет.
Фото: The Courtauld

В Avant et après Гоген не скупится на язвительные комментарии о парижских дилерах, не разглядевших его талант, и о заносчивых представителях французских колониальных и церковных властей в Полинезии.

Художник надеялся опубликовать рукопись во Франции и незадолго до смерти отправил ее своему другу, бельгийскому критику Андре Фонтена, жившему в Париже. Как нетрудно догадаться, идея ее публикации не вызвала особого энтузиазма, поскольку к тому времени Гоген еще не стал звездой. В 1907 году Фонтена передал манускрипт бывшей жене художника Метте Гоген. В 1924 году она продала Avant et après немецкому издателю Курту Вольфу, который четыре года спустя выпустил факсимиле блокнота небольшим тиражом. В том же году Вольф продал рукопись своему другу Эрику Эрнсту Швабаху, богатому издателю из семьи банкиров, который перевел текст на немецкий язык в 1920 году.

Теперь мы можем рассказать историю приключений рукописи на протяжении ХХ века. В середине 1920-х Швабах продал Avant et après текстильному фабриканту Эриху Герицу. В 1934 году из-за прихода к власти нацистов Гериц бежал из Германии в Великобританию и принял британское подданство. К тому времени он успел собрать выдающуюся коллекцию импрессионистов и немецких экспрессионистов (в частности, Ловиса Коринта) и позднее передал несколько работ в дар Тейт и Британскому музею.

Обложка блокнота (слева) и одна из страниц (справа). Фото: The Courtauld
Обложка блокнота (слева) и одна из страниц (справа).
Фото: The Courtauld

Выяснилось, что после смерти Герица в 1955 году Avant et après каким-то образом оказалась у нью-йоркского дилера Джона Флеминга из галереи Rosenbach. На тот момент ее стоимость оценивалась в $85 тыс. В результате судебного процесса рукопись вернулась в собственность его детей, а затем перешла одному из внуков, недавно предложившему ее в счет уплаты налога на наследство.

Хотя Avant et après и была доступна в виде факсимиле и расшифровок, за последние полвека ни один искусствовед ни разу не видел саму рукопись. Готтардо объясняет, что оригинал содержит много ранее неизвестной информации. В частности, теперь можно установить, какие из изображений представляют собой рисунки, а какие сделаны в технике монотипии. Кроме того, на обороте одной из монотипий удалось обнаружить рисунок, изображающий собаку.

Однажды Гоген сказал о своих рисунках, что это «мои личные письма, мои секреты», так что эти работы дают редкую возможность глубже узнать его творческий метод. Один из набросков, вероятно, является автопортретом.

Рукопись Avant et après будет экспонироваться со следующей весны, когда Галерея Курто вновь откроет свои двери после большого ремонта.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+