18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Таитянская любовница Гогена — его выдумка

№78
Материал из газеты

Туземная девушка-подросток в полинезийских работах художника, возможно, собирательный образ его возлюбленных

В каталоге выставки «Портреты Гогена», проходящей в лондонской Национальной галерее (до 26 января 2020 года), выдвинуто предположение, что любовница художника по имени Техамана, скорее всего, плод его фантазии. До сих пор многие искусствоведы полагали, что это реальная девушка, увековеченная в нескольких лучших работах Поля Гогена и прожившая с ним полтора года, став его любовницей и моделью в 13 лет, когда художнику было 43. В этой связи Гогена посчитали педофилом и рассматривали его таитянские картины не как абстрактную оду потерянной невинности, а как пример вседозволенности, которой пользовался белый господин при колониальном режиме.

Элизабет Чайлдс, профессор Университета Вашингтона в Сент-Луисе и автор каталога, полагает, что Техамана была «придумана художником — это собирательный образ, сотканный из обрывков его свиданий с женщинами тихоокеанских островов, нескольких случайных рандеву с разными добровольно отдавшимися ему незнакомками».

Имя Техамана, которое иногда пишется как Техаамана или Техура, звучит в названии одной из лучших картин Гогена, созданных на Таити, — «Предки Техаманы» (1893), которая сейчас хранится в Чикагском институте искусств. Эта картина стала «лицом» выставки в Национальной галерее.

Многие специалисты по творчеству Гогена полагают, что Техамана также изображена на картинах «Женщина с манго» (Художественный музей Балтимора), «Дух мертвых не дремлет» (Художественная галерея Олбрайта — Нокса, Буффало) и в скульп­туре «Техура» (Музей Орсе, Париж). Гоген пишет о девушке в своей автобиографии «Ноа Ноа», где называет ее Техура — впрочем, в этой книге реальность переплелась с вымыслом. Описывая ее как «ребенка лет тринадцати», художник рассказывает, что женился на ней по таитянскому обряду в конце 1891 года. А через два года, когда Гоген решил вернуться во Францию, Техура рыдала на набережной, опустив ноги в воду: «Цветок, который она утром заложила себе за ухо, упал ей на колени».

Мнение, что Техамана была реальным человеком, в 1950-х годах подтверждалось исследованием шведского антрополога Бенгта Даниельссона. Он обнаружил подходящую под описание художника женщину, которая родилась на острове Хуахине и умерла на Таити во время эпидемии испанского гриппа в 1918 году. Однако Линда Годдард из Школы истории искусств при Университете Сент-Эндрюс в Шотландии в своем эссе в том же каталоге лондонской Национальной галереи называет выводы Даниельссона скорее «притянутыми за уши догадками, чем убедительным доказательством».

Чайлдс также предполагает, что «Предки Техаманы» не что иное, как ностальгическая попытка художника прикоснуться к таитянской культуре, искорененной в результате французской колонизации. Техамана вполне могла быть собирательным образом, полинезийской Прекрасной Дамой. Что касается других картин с изображениями, как считают некоторые специалисты, Техаманы, то их, по мнению Чайлдс, стоит рассматривать, скорее, как «отражение его самоисследования, чем как документальную фиксацию романа с конкретной женщиной». Она также приходит к выводу, что «Предки Техаманы» — это не традиционный портрет, а «этнопортрет». Такое понятие Чайлдс вводит для определения «работ, в которых герой представляется через моду, обстановку и/или аксессуары, способствующие локализации его культурной самобытности как жителя тихоокеанских островов». Она полагает, что картина, вероятно, была основана на образе Техаманы, но на ней девочка выглядит значительно старше раннего подросткового возраста. Что касается прочих картин с Техаманой, то, по словам исследовательницы, на них либо изображены другие реальные модели, либо воображаемые подруги художника.

Впрочем, вполне вероятно, что некая девушка по имени Техамана действительно была в жизни Гогена в период его пребывания на Таити, но характер его отношений с ней остается неясным. К тому же во времена, когда художник обосновался на острове, замужество в 13 лет было делом обычным, во Франции это был возраст сексуального согласия. Зато крайне аморальным на Таити считалось двоеженство — а в период предполагаемого романа с Техаманой Гоген был официально женат на датчанке Метте Гад, которая бросила его несколькими годами ранее. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+