18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Таитянская любовница Гогена — его выдумка

№78
Материал из газеты

Туземная девушка-подросток в полинезийских работах художника, возможно, собирательный образ его возлюбленных

В каталоге выставки «Портреты Гогена», проходящей в лондонской Национальной галерее (до 26 января 2020 года), выдвинуто предположение, что любовница художника по имени Техамана, скорее всего, плод его фантазии. До сих пор многие искусствоведы полагали, что это реальная девушка, увековеченная в нескольких лучших работах Поля Гогена и прожившая с ним полтора года, став его любовницей и моделью в 13 лет, когда художнику было 43. В этой связи Гогена посчитали педофилом и рассматривали его таитянские картины не как абстрактную оду потерянной невинности, а как пример вседозволенности, которой пользовался белый господин при колониальном режиме.

Элизабет Чайлдс, профессор Университета Вашингтона в Сент-Луисе и автор каталога, полагает, что Техамана была «придумана художником — это собирательный образ, сотканный из обрывков его свиданий с женщинами тихоокеанских островов, нескольких случайных рандеву с разными добровольно отдавшимися ему незнакомками».

Имя Техамана, которое иногда пишется как Техаамана или Техура, звучит в названии одной из лучших картин Гогена, созданных на Таити, — «Предки Техаманы» (1893), которая сейчас хранится в Чикагском институте искусств. Эта картина стала «лицом» выставки в Национальной галерее.

Многие специалисты по творчеству Гогена полагают, что Техамана также изображена на картинах «Женщина с манго» (Художественный музей Балтимора), «Дух мертвых не дремлет» (Художественная галерея Олбрайта — Нокса, Буффало) и в скульп­туре «Техура» (Музей Орсе, Париж). Гоген пишет о девушке в своей автобиографии «Ноа Ноа», где называет ее Техура — впрочем, в этой книге реальность переплелась с вымыслом. Описывая ее как «ребенка лет тринадцати», художник рассказывает, что женился на ней по таитянскому обряду в конце 1891 года. А через два года, когда Гоген решил вернуться во Францию, Техура рыдала на набережной, опустив ноги в воду: «Цветок, который она утром заложила себе за ухо, упал ей на колени».

Мнение, что Техамана была реальным человеком, в 1950-х годах подтверждалось исследованием шведского антрополога Бенгта Даниельссона. Он обнаружил подходящую под описание художника женщину, которая родилась на острове Хуахине и умерла на Таити во время эпидемии испанского гриппа в 1918 году. Однако Линда Годдард из Школы истории искусств при Университете Сент-Эндрюс в Шотландии в своем эссе в том же каталоге лондонской Национальной галереи называет выводы Даниельссона скорее «притянутыми за уши догадками, чем убедительным доказательством».

Чайлдс также предполагает, что «Предки Техаманы» не что иное, как ностальгическая попытка художника прикоснуться к таитянской культуре, искорененной в результате французской колонизации. Техамана вполне могла быть собирательным образом, полинезийской Прекрасной Дамой. Что касается других картин с изображениями, как считают некоторые специалисты, Техаманы, то их, по мнению Чайлдс, стоит рассматривать, скорее, как «отражение его самоисследования, чем как документальную фиксацию романа с конкретной женщиной». Она также приходит к выводу, что «Предки Техаманы» — это не традиционный портрет, а «этнопортрет». Такое понятие Чайлдс вводит для определения «работ, в которых герой представляется через моду, обстановку и/или аксессуары, способствующие локализации его культурной самобытности как жителя тихоокеанских островов». Она полагает, что картина, вероятно, была основана на образе Техаманы, но на ней девочка выглядит значительно старше раннего подросткового возраста. Что касается прочих картин с Техаманой, то, по словам исследовательницы, на них либо изображены другие реальные модели, либо воображаемые подруги художника.

Впрочем, вполне вероятно, что некая девушка по имени Техамана действительно была в жизни Гогена в период его пребывания на Таити, но характер его отношений с ней остается неясным. К тому же во времена, когда художник обосновался на острове, замужество в 13 лет было делом обычным, во Франции это был возраст сексуального согласия. Зато крайне аморальным на Таити считалось двоеженство — а в период предполагаемого романа с Техаманой Гоген был официально женат на датчанке Метте Гад, которая бросила его несколькими годами ранее. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+