Одним Гогеном стало меньше

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Знаменитая скульптура Поля Гогена «Голова с рогами» из Музея Гетти оказалась вовсе не работой художника. Скорее всего, ее изготовил полинезийский мастер для продажи европейцам

«Голова с рогами» почти наверняка была создана во Французской Полинезии, но не Гогеном. Фото: J. Paul Getty Museum
«Голова с рогами» почти наверняка была создана во Французской Полинезии, но не Гогеном.
Фото: J. Paul Getty Museum

Деревянная «Голова с рогами», за которую заплатили рекордную для скульптур Поля Гогена сумму, отправилась с почетного места в зале лос-анджелесского Музея Гетти на полку в хранилище. «В декабре 2019 года атрибуцию скульптуры изменили: вместо имени Гогена теперь значится „неизвестный мастер“, — уточнил пресс-секретарь музея в ответ на запрос The Art Newspaper. — Это решение основано на научных экспертизах, проведенных за последние годы специалистами Музея Гетти и другими профессионалами в этой области, а также на важных фактах, которые не были известны на момент приобретения».

«Скульптуры Гогена чрезвычайно редки, и эта является превосходным образцом», — указывала тогдашний директор Музея Гетти Дебора Гриббон сразу после приобретения работы в 2002 году. Вырезанную из дерева человеческую голову с дьявольскими рогами, установленную на огромном пьедестале, датировали 1895–1897 годами — периодом, когда художник жил на Таити. Еще недавно «Голова с рогами» выставлялась как одна из ключевых работ Гогена в нескольких ведущих музеях мира. 

Поль Гоген. «Таитянка со злым духом». Около 1900 г. Фото: Музей современного искусства, Нью-Йорк / Скала, Флоренция
Поль Гоген. «Таитянка со злым духом». Около 1900 г.
Фото: Музей современного искусства, Нью-Йорк / Скала, Флоренция

Основным аргументом в пользу авторства Гогена был тот факт, что художник вложил две фотографии скульптуры в свой дневник «Ноа Ноа», датированный концом 1890-х годов, и включил ее изображение в несколько рисунков и гравюр. До 1990-х годов о самой скульптуре ничего не было слышно. Впервые она появилась на выставке в Fondation Maeght в Сен-Поль-де-Вансе в 1997 году, ее якобы одолжил коллекционер из США. Пять лет спустя, когда работу показали в Метрополитен-музее, ею заинтересовались в Музее Гетти и в итоге купили. Сумма сделки не называлась, но инсайдеры считают, что она составила $3–5 млн. Теперь в музее подтверждают, что приобрели скульптуру в галерее Wildenstein в Нью-Йорке. Вскоре после покупки несколько экспертов стали высказывать сомнения в подлинности работы. Самым настойчивым скептиком оказался Фабрис Фурмануар, авторитетный коллекционер таитянской фотографии XIX века и специалист по Гогену.

Анн-Лиз Десмас, глава отдела скульптуры и декоративного искусства Музея Гетти, сейчас готовит каталог французских работ, принадлежащих музею. Она тоже сомневается в правильности атрибуции «Головы с рогами», отмечая, что «у скульптур Гогена никогда не было таких пьедесталов» и художник их подписывал.

Другое важное доказательство ошибочной атрибуции обнаружил Фурмануар. Это альбом с фотографиями Жюля Агостини, приобретенный парижским Музеем на набережной Бранли. На его страницах есть фотография скульптуры с подписью: «Маркизский идол». Агостини первым предположил, что работа сделана резчиком по дереву с Маркизских островов, бывших частью Французской Полинезии. Можно также предположить, что снимок датируется ноябрем — декабрем 1894 года, когда Гоген был в Париже. Рядом с изображением головы в альбоме Агостини находится портрет Жоржа Лагарда, коллекционера этнографических артефактов, и он вполне мог быть владельцем скульптуры.

Фотографии скульптуры в записной книжке художника Ноа Ноа (конец 1890-х годов), которая первоначально была главным доказательством авторства Гогена. Фото: ART Collection / Alamy Stock Photo
Фото: скульптуры в записной книжке художника Ноа Ноа (конец 1890-х годов), которая первоначально была главным доказательством авторства Гогена. Фото: ART Collection / Alamy Stock Photo

Проводя расследование, представители Музея Гетти, по-видимому, осведомились в галерее Wildenstein о провенансе «Головы с рогами». В ответ галерея лишь заявила, что работа была приобретена у некоего частного коллекционера из Швейцарии в 1993 году. Где скульптура находилась за сотню лет до этого, остается загадкой. Комментариев на этот счет галерея нам не дала. Наверняка музей потребует компенсации, хотя с момента совершения сделки прошло слишком много лет.

«Пусть „Голова с рогами“ и не шедевр, но это весьма интригующий предмет», — говорит Десмас. Полинезийские искусствоведы сходятся во мнении, что это не традиционная скульптура региона: она выделяется как стилем, так и иконографией (дьявола там не существует). Скорее всего, она была изготовлена местным мастером для европейского рынка. Есть и другая версия: скульптуру вырезал европеец, но в Тихо­океанском регионе; возможно, как предполагает Фурмануар, «европейский моряк на судне, бросившем якорь на Таити». Изучив древесину, из которого сделана скульп­тура (сандаловое дерево головы и гревиллея в основании), можно решить загадку, продолжив исследования, которые сейчас ведет Музей Гетти. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+