18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коми-биеннале манит в северные края

В Сыктывкаре открылась I Коми-биеннале. Проект с участием 25 молодых художников «Новое открытие Севера» организован коллекционером и куратором Пьером-Кристианом Броше

Выставка проходит в Национальной галерее Республики Коми, должность президента которой до недавних пор занимал комиссар Коми-биеннале Пьер-Кристиан Броше, и в Центре культурных инициатив «Югор». Интеграция современного искусства в жизнь региона, по мнению Броше, может привести к изменению имиджа Коми — этот промышленный и суровый край должен стать новым культурным центром, а биеннале взрыхлит для этого почву.

Биеннале состоит из основного проекта, в котором участвуют 12 художников, и трех спецпроектов от Maxart Foundation, французского фонда La Méditerranée и фонда «Сфера» (ранее Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина).

Концепция выставки опирается на историю о путешествии Василия Кандинского в эти места в 1889 году, впоследствии оказавшем сильное влияние на его творчество. Природа и культура региона, когда-то вдохновившие пионера абстракционизма, снова влекут художников исследовать Русский Север. Обычаи народов коми и староверов, жизнь и быт кочевников, археологические находки, фольклор, печальные страницы ГУЛАГа и уникальная северная природа задали идейный вектор участникам биеннале, многие из которых провели недели, погружаясь в местную культуру.

Основная программа начинается объектом художника и соучредителя Воронежского центра современного искусства Ивана Горшкова — пестрой надувной скульптурой «Интинский метеорит», установленной у входа в Национальную галерею. А до этого она побывала в национальном парке «Югыд ва», что задокументировано в фотографиях: несуразный и гротескный вид «метеорита» намекает на трудности адаптации к здешней среде.

Биеннале проходит на Русском Севере впервые, и большинство работ созданы специально для Коми. Персонажи местных сказок и легенд легли в основу инсталляции «Как умирают океаны и рождаются горы» уральской художницы Алисы Горшениной, известной своими скульптурами, куклами и масками из текстиля. Для биеннале Горшенина сделала серию графики и гипсовых слепков, в которых запечатлела себя в виде древних существ: морской звезды, утки-прародительницы, стрекозы, полуптицы-полуженщины. По легендам, они когда-то населяли просторы Уральского океана, занимавшего территорию нынешнего Урала, Республики Коми и Башкирии. «Меня поразило, что место, в котором я живу, раньше было островом, похожим на Баунти, и то, как поменялся климат», — поделилась впечатлениями художница. В другой видеоработе она гуляет по национальному парку «Югыд ва» в образе чуди — древнего народа, который когда-то жил на земле Коми. В зале вместе с инсталляцией Горшениной выставлены также работы Устины Яковлевой, которая часто обращается к традиционной культуре Русского Севера. В экспозиции представлены ее фотографии на бумаге и с ручной вышивкой, снятые художницей во время поездок по Северу, а также текстиль. Устина Яковлева работала над произведениями вместе с мамой и прабабушкой, которые живут в Усть-Цилемском районе. Для художницы опыт совместной работы с близкими родственниками стал символическим жестом сопричастности к истории поколений. Помимо местных текстильных промыслов, художники обращаются к традиционному занятию коренных народов — охоте. Например, Андрей Блохин и Георгий Кузнецов из Recycle Group, чья большая выставка проходит сейчас в петербургском Манеже, трансформировали в цифровой вид промысловый календарь охотников-коми.

Один из залов Национальной галереи занят инсталляцией Игоря Самолета (он сам с Севера) «Не все тени отброшены предметами». Художник придумал материализовать скриншот и перенести его из цифрового пространства в физическое. Пространство инсталляции образует цифровой дневник (из увеличенных скриншотов на пенопласте), снятый художником в Воркуте и Инте. Стена из скриншотов перекрывает вид на запасник галереи — с таящимся в глубине бюстом вождя народов и складированными соцреалистическими картинами. На смену живописи пришли новые цифровые медиумы, которые теперь определяют современное искусство и меняют наше восприятие и память, что отражает работа Игоря Самолета. Художник рассказал, что его инсталляция — это напоминание о северном ГУЛАГе, куда ссылали в основном политзаключенных. Работа Игоря Самолета перекликается с видеоинсталляцией Ганны Зубковой «Ложное солнце*. Фрагмент 12.07.2021», известной исследовательским подходом к искусству. Она, как и Самолет, во время сбора материала для проекта побывала в Воркуте, но только художница погрузилась в историю города не через личное переживание, а через архив и свидетельства.

Многие участники биеннале обращаются к опыту русских авангардистов, которые подчеркивали влияние народов Севера на беспредметную живопись, и ведут диалог с народным декоративно-прикладным искусством. В результате, например, получился спецпроект «Коллаборация», когда семь российских художников — Даниил Антропов, Аннушка Броше, Евгения Воронова, Родион Китаев, Виктория Кошелева, Варвара Павлова и Устина Яковлева — работали в тандеме с мастерами из сыктывкарского дома народных ремесел «Зарань». Родион Китаев рассказал, как он осваивал ткацкое производство с пятью мастерами (Тамарой Хабаровой, Аленой Кротовой и другими) и о возникших трудностях в коммуникации. Одна мастерица отказалась вышить предложенный ей Китаевым сюжет, но вместо этого подготовила нужные для его работы шнурки — что говорит о равноправном общении.

Другой спецпроект «Ловушка/На зверином стиле» с участием художников Андрея Сяйлева и Артема Го и куратора фонда «Сфера» Владимира Логутова отталкивается от традиционных для народа коми промыслов — охоты и рыбалки. Дикие животные: волки, медведи, хищные птицы, встречающиеся на бронзовых амулетах в «зверином стиле», — интерпретируются художниками исходя из цифровой реальности и интернет-мемов, когда видео с животными на YouTube набирают тысячи просмотров. По словам Владимира Логутова, этот спецпроект посвящен идее ловушки, но охота идет не на зверя, а на образ. Артем Го охотится на зрителя с помощью приманки — динамичных, постоянно изменяющихся видео с картинками и звуками диких животных, организованных по принципу интерфейса Zoom. Приставленная к экрану и направленная на посетителя камера буквально ловит свою жертву.

Третий спецпроект «Павильон общества» представляет работы французских художников — ископаемые артефакты из бетона в «зверином стиле» Аполлинарии Брошь, абстрактные геометрические конструкции Матео Ревилло и инсталляции в виде колонны и лестницы Эдгара Сарина. Для всех этих художников при создании произведений была важна работа с традиционными промышленными материалами: деревом, нефтью, воском, кварцем и цементом, через которые они познакомились с местной культурой, как в свое время Йозеф Бойс открыл для себя войлок, в который его завернули крымские татары для сохранения тепла.

Национальная галерея Республики Коми
Центр культурных инициатив «Югор»
I Коми-биеннале «Новое открытие Севера»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+