18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Спасителя мира» Леонардо да Винчи предлагали ГМИИ и Эрмитажу

Неожиданные подробности всплыли после обсуждения фильма, посвященного самой дорогой в мире картине. Эту сделку пытались провести в 2010 году

Самую дорогую картину «Спаситель мира», атрибутируемую кисти Леонардо да Винчи, в 2010 году пытались продать российским музеям, рассказала Виктория Маркова, главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, хранитель итальянской живописи, на обсуждении документального фильма «Спаситель на продажу» (The Savior for Sale: The Story of Salvator Mundi, 2021, Франция, режиссер Антуан Виткин).

По словам Марковой, это произошло 18 ноября 2010 года. «Обычный рабочий день в музее, ничего не предвещающий… Звонит Ирина Александровна Антонова в отдел. И говорит загадочным тоном: „Пожалуйста, зайдите ко мне в кабинет“. Я захожу в кабинет — Ирина Александровна просит всех из кабинета удалиться… Из приемной секретарь был удален, никого не было абсолютно. Я вошла в дверь приемной, Ирина Александровна меня обняла и увела в кабинет, заперев за собой двери — как ту, так и другую. И таким приглушенным голосом, шепотом практически, она мне сказала: „Нам предлагают Леонардо да Винчи. Один человек нам предложил. Вот вам две папки документов. Вы серьезно их изучите, и потом мне скажете свой ответ“».

На изучение документов дали две недели, причем саму картину для осмотра в Россию не привозили, и даже качественной ее фотографии в полученных папках не было. «Через две недели я прихожу к Ирине Александровне и говорю: „Нет, вы знаете, это не Леонардо. Эта картина нам не нужна“. Ирина Александровна стала просить, чтобы я более внимательно к этому отнеслась. Сказала, что меня ждут в Нью-Йорке и что я могу лететь туда завтра-послезавтра, это все срочная и очень важная история».

Подумав еще неделю, Маркова опять сообщила Антоновой, что эта картина музею не нужна. Спустя несколько месяцев Ирина Александровна грустно сказала ей, что все равно надо было покупать, пусть это даже не настоящий Леонардо, однако хранитель итальянской живописи вновь ответила, что жалеть абсолютно не о чем и что, если бы это была работа уровня «Мадонны Литта», которую тоже считают сомнительной, она бы за ней пешком пошла в Нью-Йорк, а за «Спасителем мира» — нет.

Позже Виктория Маркова узнала, что до ГМИИ картину уже предлагали Государственному Эрмитажу. «Привозили в Эрмитаж, но не картину. Приехали два человека — не знаю кто. Показывали документы, и смотрела Татьяна Кирилловна Кустодиева еще с каким-то сотрудником. Только два человека были допущены до этого. Привезли якобы и большую фотографию».

Маркова позже обсуждала это с Кустодиевой, ведущим научным сотрудником отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, хранителем коллекции итальянской живописи ХIII–ХVI столетий (Татьяны Кирилловны не стало в марте нынешнего года). «В телефонном разговоре она мне сказала: „Ну, это работа школы Леонардо, мастерской Леонардо и так далее“», — вспомнила их беседу главный научный сотрудник ГМИИ.

Эти события случились примерно за год до того, как «Спаситель мира» был впервые представлен публике на выставке Леонардо да Винчи в лондонской Национальной галерее в 2011 году, после чего был куплен российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым. Позже, в 2017-м, он продал его на Christie’s за $450,3 млн, что стало абсолютным рекордом цены для произведения искусства, ушедшего с публичных торгов.

Еще некоторое время велись разговоры о том, что картина может появиться на выставке Леонардо в Лувре, однако вместо этого в 2019 году «Спаситель мира» исчез из поля зрения широкой публики. Предполагают, что он находится на яхте владельца, наследного саудовского принца Мухаммеда ибн Салмана аль Сауда.

Один из столпов провенанса самой дорогой в мире картины также был уничтожен Пушкинским музеем. Владельцы «Спасителя мира» указывали, что эта работа, вероятнее всего, находилась в коллекции Карла I. Однако, судя по клейму, английский король владел «Спасителем мира» из ГМИИ, автором которого ныне считается Джампетрино, ученик Леонардо да Винчи.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+