18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Спасителя мира» Леонардо да Винчи предлагали ГМИИ и Эрмитажу

Леонардо да Винчи. «Спаситель мира». Фрагмент. Фото: Christie's
Леонардо да Винчи. «Спаситель мира». Фрагмент.
Фото: Christie's

Неожиданные подробности всплыли после обсуждения фильма, посвященного самой дорогой в мире картине. Эту сделку пытались провести в 2010 году

Самую дорогую картину «Спаситель мира», атрибутируемую кисти Леонардо да Винчи, в 2010 году пытались продать российским музеям, рассказала Виктория Маркова, главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, хранитель итальянской живописи, на обсуждении документального фильма «Спаситель на продажу» (The Savior for Sale: The Story of Salvator Mundi, 2021, Франция, режиссер Антуан Виткин).

По словам Марковой, это произошло 18 ноября 2010 года. «Обычный рабочий день в музее, ничего не предвещающий… Звонит Ирина Александровна Антонова в отдел. И говорит загадочным тоном: „Пожалуйста, зайдите ко мне в кабинет“. Я захожу в кабинет — Ирина Александровна просит всех из кабинета удалиться… Из приемной секретарь был удален, никого не было абсолютно. Я вошла в дверь приемной, Ирина Александровна меня обняла и увела в кабинет, заперев за собой двери — как ту, так и другую. И таким приглушенным голосом, шепотом практически, она мне сказала: „Нам предлагают Леонардо да Винчи. Один человек нам предложил. Вот вам две папки документов. Вы серьезно их изучите, и потом мне скажете свой ответ“».

На изучение документов дали две недели, причем саму картину для осмотра в Россию не привозили, и даже качественной ее фотографии в полученных папках не было. «Через две недели я прихожу к Ирине Александровне и говорю: „Нет, вы знаете, это не Леонардо. Эта картина нам не нужна“. Ирина Александровна стала просить, чтобы я более внимательно к этому отнеслась. Сказала, что меня ждут в Нью-Йорке и что я могу лететь туда завтра-послезавтра, это все срочная и очень важная история».

Подумав еще неделю, Маркова опять сообщила Антоновой, что эта картина музею не нужна. Спустя несколько месяцев Ирина Александровна грустно сказала ей, что все равно надо было покупать, пусть это даже не настоящий Леонардо, однако хранитель итальянской живописи вновь ответила, что жалеть абсолютно не о чем и что, если бы это была работа уровня «Мадонны Литта», которую тоже считают сомнительной, она бы за ней пешком пошла в Нью-Йорк, а за «Спасителем мира» — нет.

Позже Виктория Маркова узнала, что до ГМИИ картину уже предлагали Государственному Эрмитажу. «Привозили в Эрмитаж, но не картину. Приехали два человека — не знаю кто. Показывали документы, и смотрела Татьяна Кирилловна Кустодиева еще с каким-то сотрудником. Только два человека были допущены до этого. Привезли якобы и большую фотографию».

Маркова позже обсуждала это с Кустодиевой, ведущим научным сотрудником отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, хранителем коллекции итальянской живописи ХIII–ХVI столетий (Татьяны Кирилловны не стало в марте нынешнего года). «В телефонном разговоре она мне сказала: „Ну, это работа школы Леонардо, мастерской Леонардо и так далее“», — вспомнила их беседу главный научный сотрудник ГМИИ.

Эти события случились примерно за год до того, как «Спаситель мира» был впервые представлен публике на выставке Леонардо да Винчи в лондонской Национальной галерее в 2011 году, после чего был куплен российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым. Позже, в 2017-м, он продал его на Christie’s за $450,3 млн, что стало абсолютным рекордом цены для произведения искусства, ушедшего с публичных торгов.

Посетители рассматривают картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи на предаукционном показе Christie's в Лондоне. 2017. Фото: ZUMA Press/Legion Media
Посетители рассматривают картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи на предаукционном показе Christie's в Лондоне. 2017.
Фото: ZUMA Press/Legion Media

Еще некоторое время велись разговоры о том, что картина может появиться на выставке Леонардо в Лувре, однако вместо этого в 2019 году «Спаситель мира» исчез из поля зрения широкой публики. Предполагают, что он находится на яхте владельца, наследного саудовского принца Мухаммеда ибн Салмана аль Сауда.

Один из столпов провенанса самой дорогой в мире картины также был уничтожен Пушкинским музеем. Владельцы «Спасителя мира» указывали, что эта работа, вероятнее всего, находилась в коллекции Карла I. Однако, судя по клейму, английский король владел «Спасителем мира» из ГМИИ, автором которого ныне считается Джампетрино, ученик Леонардо да Винчи.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+