18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Спасителя мира» Леонардо да Винчи предлагали ГМИИ и Эрмитажу

Неожиданные подробности всплыли после обсуждения фильма, посвященного самой дорогой в мире картине. Эту сделку пытались провести в 2010 году

Самую дорогую картину «Спаситель мира», атрибутируемую кисти Леонардо да Винчи, в 2010 году пытались продать российским музеям, рассказала Виктория Маркова, главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, хранитель итальянской живописи, на обсуждении документального фильма «Спаситель на продажу» (The Savior for Sale: The Story of Salvator Mundi, 2021, Франция, режиссер Антуан Виткин).

По словам Марковой, это произошло 18 ноября 2010 года. «Обычный рабочий день в музее, ничего не предвещающий… Звонит Ирина Александровна Антонова в отдел. И говорит загадочным тоном: „Пожалуйста, зайдите ко мне в кабинет“. Я захожу в кабинет — Ирина Александровна просит всех из кабинета удалиться… Из приемной секретарь был удален, никого не было абсолютно. Я вошла в дверь приемной, Ирина Александровна меня обняла и увела в кабинет, заперев за собой двери — как ту, так и другую. И таким приглушенным голосом, шепотом практически, она мне сказала: „Нам предлагают Леонардо да Винчи. Один человек нам предложил. Вот вам две папки документов. Вы серьезно их изучите, и потом мне скажете свой ответ“».

На изучение документов дали две недели, причем саму картину для осмотра в Россию не привозили, и даже качественной ее фотографии в полученных папках не было. «Через две недели я прихожу к Ирине Александровне и говорю: „Нет, вы знаете, это не Леонардо. Эта картина нам не нужна“. Ирина Александровна стала просить, чтобы я более внимательно к этому отнеслась. Сказала, что меня ждут в Нью-Йорке и что я могу лететь туда завтра-послезавтра, это все срочная и очень важная история».

Подумав еще неделю, Маркова опять сообщила Антоновой, что эта картина музею не нужна. Спустя несколько месяцев Ирина Александровна грустно сказала ей, что все равно надо было покупать, пусть это даже не настоящий Леонардо, однако хранитель итальянской живописи вновь ответила, что жалеть абсолютно не о чем и что, если бы это была работа уровня «Мадонны Литта», которую тоже считают сомнительной, она бы за ней пешком пошла в Нью-Йорк, а за «Спасителем мира» — нет.

Позже Виктория Маркова узнала, что до ГМИИ картину уже предлагали Государственному Эрмитажу. «Привозили в Эрмитаж, но не картину. Приехали два человека — не знаю кто. Показывали документы, и смотрела Татьяна Кирилловна Кустодиева еще с каким-то сотрудником. Только два человека были допущены до этого. Привезли якобы и большую фотографию».

Маркова позже обсуждала это с Кустодиевой, ведущим научным сотрудником отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, хранителем коллекции итальянской живописи ХIII–ХVI столетий (Татьяны Кирилловны не стало в марте нынешнего года). «В телефонном разговоре она мне сказала: „Ну, это работа школы Леонардо, мастерской Леонардо и так далее“», — вспомнила их беседу главный научный сотрудник ГМИИ.

Эти события случились примерно за год до того, как «Спаситель мира» был впервые представлен публике на выставке Леонардо да Винчи в лондонской Национальной галерее в 2011 году, после чего был куплен российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым. Позже, в 2017-м, он продал его на Christie’s за $450,3 млн, что стало абсолютным рекордом цены для произведения искусства, ушедшего с публичных торгов.

Еще некоторое время велись разговоры о том, что картина может появиться на выставке Леонардо в Лувре, однако вместо этого в 2019 году «Спаситель мира» исчез из поля зрения широкой публики. Предполагают, что он находится на яхте владельца, наследного саудовского принца Мухаммеда ибн Салмана аль Сауда.

Один из столпов провенанса самой дорогой в мире картины также был уничтожен Пушкинским музеем. Владельцы «Спасителя мира» указывали, что эта работа, вероятнее всего, находилась в коллекции Карла I. Однако, судя по клейму, английский король владел «Спасителем мира» из ГМИИ, автором которого ныне считается Джампетрино, ученик Леонардо да Винчи.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+